Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Руденок Юлия Игоревна. «Песочные фантазии» для детей с ОВЗ»



Руденок Юлия Игоревна. «Песочные фантазии» для детей с ОВЗ»

«Песочные фантазии» для детей с ОВЗ»

Учитель – логопед Руденок Юлия Игоревна

Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых» интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

На мой взгляд, наиболее целесообразным и эффективным методом, являются занятия с песком. Для детей это игра, для специалиста это решение коррекционных задач.

 

Скачать презентацию

Эффект игры с песком впервые был замечен в середине XX века швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Она придавала огромное значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему игру с различными предметами и куклами. Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) продолжила заниматься представитель юнгианской школы, швейцарский аналитик Дора Калфф, благодаря ее работам, терапия песком получила широкое распространение.

Большой вклад внесли отечественные педагоги Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., а также Сапожникова О.Б., преподаватель Московского Городского Университета, которые являются авторами ряда книг по данной теме.

Т.М. Грабенко Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева О.Б. Сапожникова

  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  • помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  • развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
  • преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
  • развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в детском саду, в логопедическом кабинете.

Организация занятий с песком

В кабинете логопеда и в группах компенсирующей направленности используются такие песочницы, как «юнгианская» и «световая».

Традиционный размер песочницы в сантиметрах для индивидуальной

работы 50 х 70 х 8 см, (эти размеры отражают площадь зрительного восприятия и дают представление «мира как на ладони»).

Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100 х 140 х 12 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) рекомендуется окрашивать в голубой цвет: дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты. Можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов. Зеленый цвет песочницы, также считается благоприятным (погружает ребенка в пространство растительной жизни).

Песочница на одну треть или наполовину заполняется чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком

~ 90 °C в течение 20 мин., который не реже одного раза в месяц необходимо менять или очищать.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.

В песочной игре ребенок и педагог легко обмениваются идеями, мыслями, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»;

в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;

совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;

песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Организация игрового процесса

  • демонстрация песочницы;
  • демонстрация коллекции фигурок;
  • знакомство с правилами игр на песке;
  • ритуал входа, основное содержание занятия;
  • завершение занятия, ритуал выхода.

Содержание занятия

Развитие мелкой моторики:

действия с песком (сжать в кулачке, а потом разжать; то же двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; выложить по насыпанной дорожке горошины или камешки; перетирать песок между ладонями и т.д.);

отыскать в песочнице предметы (мелкие пуговицы, кедровые орешки, бусины, звездочки и т.д.);

предметы с определенными характеристиками (гладкие /шершавые; большие маленькие, какой либо – формы);

охарактеризовать предметы, расположенные в определенном месте (например: отыщи предметы, расположенные в правом верхнем углу и т.д.);

разнообразные прикосновения к поверхности песка (прикоснись ладошкой, ребром ладони, пальцами);

рисование на песке ( «дорожки», «заборчики», «дожди», «лесенки», «следы», «волны», работа с контурами и шаблонами);

закрепление образа букв через «печатанье» их на песке.

Работа над фонетической стороной речи:

  • ребенок выбирает фигурку с определенным звуком;
  • собрать в зоопарк (зоомагазин, лес и т.д.) только тех животных, в названии которых есть звук [л]: слон, крокодил, лось, лошадь, волк, белка и т.д.;
  • дифференциация звуков, например [с]/[ш] (выставляем вперемешку фигурки совы, суслика, мишки, лисы, лягушки, мыши, свиньи, барсука и т.д. после обозрения ребенок должен разделить пространство и заселить одну часть животными с одним звуком, а другую часть – животными со звуком – оппозиционером);
  • выбрать животных с определенным звуком в определенном месте слова (в начале, середине или конце).

Похожие сюжеты можно разыгрывать с растениями, одеждой, предметами мебели и посуды. В случаях, когда игрушечных изображений нет или их недостаточно, следует использовать двусторонние карточки, закрепленные на подставках. Они легко встают в толщу песка и довольно устойчивы.

Работа над лексической стороной речи:

  • расширяем и активизируем лексику, связанную с песочницей: песок, песчинка, песочек, а также дюны, барханы, караваны и многие другие слова;
  • обогащаем словарь ребенка глаголами: сыпать, гладить, грести, превращать и т.п.;
  • обогащаем словарь прилагательными: песочный, песчаный, легкий, сыпучий, сухой, влажный, мокрый, золотой, золотистый и т.д.;
  • закрепление и активизация словаря, используя сюжеты игр «Зоопарк», «Магазин», побуждаем ребенка к повторению (закреплению) новых или редких слов;
  • отрабатываем родовидовые классификации, например, дикие и домашние животные.

Работа над грамматической стороной речи:

  • показ значений префиксов (приставок) на примере действий с песком: насыпь, засыпь, пересыпь, подсыпь, досыпь, отсыпь и т.д.;
  • отработка понимания и употребления приставки с различными корнями: насыпать, налить, накрыть, написать и т.д.

Работа над формированием фразовой речи:

  • придумываем рассказ, создаем декорацию сюжета (деревья, дома, мебель и т.д.), совершаем действия главного героя (после первичного рассказа ребенку *предлагается повторить рассказ, побуждаем и активизируем речь с помощью познавательных вопросов);
  • проигрывания (драмматизации) литературных произведений с последующим их пересказом (очень подходят народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д., как правило, они хорошо известны, что, безусловно, поможет ребенку с нарушенным речевым развитием).

Дыхательные упражнения:

  • «Песочный ветер» (дети учатся управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку);
  • «Что спрятано в песке?» (под тонким слоем песка картинка, сдувая песок, ребёнок открывает изображение);
  • «Ямы и канавы» (выдуваем углубления, ямки на поверхности песка, для этих игр пригодны одноразовые трубочки для коктейля);
  • «Расширь дорогу» (от детской машинки проведена канавка в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой);
  • «Заметаем следы» / «поземка» (в песке углубления – «следы» зайца, надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила).
Просмотров: 227
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Баньчукова Надежда Валентиновна. Конспект занятия по рисованию песком на стекле: «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через рисование песком на стекле»
  • Никонорова Наталья Валерьевна Козырева Ирина Леонидовна. Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста посредством работы с песком
  • Глушкова Елена Юрьевна. Статья — Отчет о коррекционно-развивающих занятиях с детьми «Знакомство с песком», средняя группа.
  • Ольга Викторовна Васечкина. Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия 'Игры с песком'
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Михайлова Ольга Александровна. Send-art (рисование песком), как основа развитие детей дошкольного возраста.
  • Виноградова Ирина Андреевна. Конспект занятия «Игры с песком» «Заколдованный заборчик»
  • Бузинок Татьяна Викторовна. «Весеннее развлечение с Лисичкой. Игры с песком и водой»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Редактор. Игры с песком - полезное занятие
  • Кадочигова Алёна. Игры с песком – полезно и интересно!
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Богданова Анжела Васильевна. Методическая разработка «Игры с песком для дошкольников с ОВЗ».
  • Мироненко Марина Ивановна. Презентация «Использование светового стола для рисования песком в работе воспитателя ДОУ»
  • Бирюкова Мария Николаевна. Мастер-класс для педагогов «Игры с кинетическим песком»
  • Куприянова Елена Викторовна. Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе
  • Чикунова Янина Викторовна. Конспект образовательной деятельности (опытно-экспериментальная деятельность с песком) «Песочные истории»
  • Павлова Татьяна. Игра с песком как средство социально-личностного развития
  • Борисова Ольга Вячеславовна. РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА СВЕТОВЫХ СТОЛАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Шрайнер Александра Ивановна Колесникова Виктория Олеговна. Использование игр с кинетическим песком и водой в период адаптации детей младшего дошкольного возраста
  • Яковлева Анастасия. Рисование песком на стекле, как средство снижения напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
  • Сороченко Галина Васильевна. Играем с песком
  • Бычинина Татьяна Валентиновна. Техника рисования песком в познавательно-речевом развитии детей с ОНР
  • Лебецкая Мария Юрьевна. Приёмы рисования песком на световом столе
  • Миронова Татьяна Михайловна. Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе. Тема: «Опыты с песком».
  • Ключникова Ольга Васильевна. Как отучить ребёнка от вредных привычек инновационными средствами песочной терапии (кинетический песок)
  • Сизова Ирина Евгеньевна. Песок, песочница, малыш…
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Францева Ольга Сергеевна. Песок в ДОУ. Из опыта работы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь