Учитель – логопед Руденок Юлия Игоревна
Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых» интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам.
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
На мой взгляд, наиболее целесообразным и эффективным методом, являются занятия с песком. Для детей это игра, для специалиста это решение коррекционных задач.
Скачать презентацию
Эффект игры с песком впервые был замечен в середине XX века швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Она придавала огромное значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему игру с различными предметами и куклами. Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) продолжила заниматься представитель юнгианской школы, швейцарский аналитик Дора Калфф, благодаря ее работам, терапия песком получила широкое распространение.
Большой вклад внесли отечественные педагоги Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., а также Сапожникова О.Б., преподаватель Московского Городского Университета, которые являются авторами ряда книг по данной теме.
Т.М. Грабенко Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева О.Б. Сапожникова
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- снимают мышечную напряжённость;
- помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
- развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в детском саду, в логопедическом кабинете.
Организация занятий с песком
В кабинете логопеда и в группах компенсирующей направленности используются такие песочницы, как «юнгианская» и «световая».
Традиционный размер песочницы в сантиметрах для индивидуальной
работы 50 х 70 х 8 см, (эти размеры отражают площадь зрительного восприятия и дают представление «мира как на ладони»).
Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100 х 140 х 12 см.
Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) рекомендуется окрашивать в голубой цвет: дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты. Можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов. Зеленый цвет песочницы, также считается благоприятным (погружает ребенка в пространство растительной жизни).
Песочница на одну треть или наполовину заполняется чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком
~ 90 °C в течение 20 мин., который не реже одного раза в месяц необходимо менять или очищать.
Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
В песочной игре ребенок и педагог легко обмениваются идеями, мыслями, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»;
в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;
совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;
песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Организация игрового процесса
- демонстрация песочницы;
- демонстрация коллекции фигурок;
- знакомство с правилами игр на песке;
- ритуал входа, основное содержание занятия;
- завершение занятия, ритуал выхода.
Содержание занятия
Развитие мелкой моторики:
действия с песком (сжать в кулачке, а потом разжать; то же двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; выложить по насыпанной дорожке горошины или камешки; перетирать песок между ладонями и т.д.);
отыскать в песочнице предметы (мелкие пуговицы, кедровые орешки, бусины, звездочки и т.д.);
предметы с определенными характеристиками (гладкие /шершавые; большие маленькие, какой либо – формы);
охарактеризовать предметы, расположенные в определенном месте (например: отыщи предметы, расположенные в правом верхнем углу и т.д.);
разнообразные прикосновения к поверхности песка (прикоснись ладошкой, ребром ладони, пальцами);
рисование на песке ( «дорожки», «заборчики», «дожди», «лесенки», «следы», «волны», работа с контурами и шаблонами);
закрепление образа букв через «печатанье» их на песке.
Работа над фонетической стороной речи:
- ребенок выбирает фигурку с определенным звуком;
- собрать в зоопарк (зоомагазин, лес и т.д.) только тех животных, в названии которых есть звук [л]: слон, крокодил, лось, лошадь, волк, белка и т.д.;
- дифференциация звуков, например [с]/[ш] (выставляем вперемешку фигурки совы, суслика, мишки, лисы, лягушки, мыши, свиньи, барсука и т.д. после обозрения ребенок должен разделить пространство и заселить одну часть животными с одним звуком, а другую часть – животными со звуком – оппозиционером);
- выбрать животных с определенным звуком в определенном месте слова (в начале, середине или конце).
Похожие сюжеты можно разыгрывать с растениями, одеждой, предметами мебели и посуды. В случаях, когда игрушечных изображений нет или их недостаточно, следует использовать двусторонние карточки, закрепленные на подставках. Они легко встают в толщу песка и довольно устойчивы.
Работа над лексической стороной речи:
- расширяем и активизируем лексику, связанную с песочницей: песок, песчинка, песочек, а также дюны, барханы, караваны и многие другие слова;
- обогащаем словарь ребенка глаголами: сыпать, гладить, грести, превращать и т.п.;
- обогащаем словарь прилагательными: песочный, песчаный, легкий, сыпучий, сухой, влажный, мокрый, золотой, золотистый и т.д.;
- закрепление и активизация словаря, используя сюжеты игр «Зоопарк», «Магазин», побуждаем ребенка к повторению (закреплению) новых или редких слов;
- отрабатываем родовидовые классификации, например, дикие и домашние животные.
Работа над грамматической стороной речи:
- показ значений префиксов (приставок) на примере действий с песком: насыпь, засыпь, пересыпь, подсыпь, досыпь, отсыпь и т.д.;
- отработка понимания и употребления приставки с различными корнями: насыпать, налить, накрыть, написать и т.д.
Работа над формированием фразовой речи:
- придумываем рассказ, создаем декорацию сюжета (деревья, дома, мебель и т.д.), совершаем действия главного героя (после первичного рассказа ребенку *предлагается повторить рассказ, побуждаем и активизируем речь с помощью познавательных вопросов);
- проигрывания (драмматизации) литературных произведений с последующим их пересказом (очень подходят народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д., как правило, они хорошо известны, что, безусловно, поможет ребенку с нарушенным речевым развитием).
Дыхательные упражнения:
- «Песочный ветер» (дети учатся управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку);
- «Что спрятано в песке?» (под тонким слоем песка картинка, сдувая песок, ребёнок открывает изображение);
- «Ямы и канавы» (выдуваем углубления, ямки на поверхности песка, для этих игр пригодны одноразовые трубочки для коктейля);
- «Расширь дорогу» (от детской машинки проведена канавка в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой);
- «Заметаем следы» / «поземка» (в песке углубления – «следы» зайца, надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила).
|