Данная методическая разработка рассчитана для занятий с дошкольниками с использованием песка. Занятия с песком особо актуальны для детей с ОВЗ, тк игры и занятия с песком -это мягкий, экологичный способ воздействия на ребенка. Любая игра в песочнице -это естественная потребность ребенка, с помощью игр и занятий можно обыграть любую ситуацию в песке. Именно на песке мы можем создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам, обыгрывать различные дидактические темы. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но мы реально строим, создаем и проживаем. Например, используя фигурки, совместно с ребенком, мы можем обыграть на песке и построить ферму, чтоб ребенок лучше усвоил тему: «Домашние животные», можем построить лес и обыграть тему: «Дикие животные», построить различный ландшафт и дороги и обыграть тему «Транспорт» и др. темы.
Л.С. Выготский писал, что высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление, речь) проходят длительный путь своего формирования и зависят преимущественно от окружающей среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития, и очень важно какую среду мы создаем ребенку.
«Игра в песочнице снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку» (Грабенко Т.М, Зинкевич Евстигнеева Т.Д).
Целью таких занятий является:
- Создание наиболее благоприятных условий для развития личности детей с их психическими, умственными, физическими и возрастными особенностями.
- Обеспечение своевременной коррекции в развитии, способствованию успешному освоение общеобразовательной программы.
- Формирование волевых и личностных качеств ребенка.
- Способствование социальной адаптации и формирование предпосылок к учебной деятельности.
- Оказание помощи родителям и детям в познании себя и мира своего ребенка.
Занятия с песком многофункциональны, педагог на таких занятиях может решить сразу несколько задач, таких как:
- стабилизация эмоционального состояния детей;
- развитие познавательных способностей детей;
- развитие сенсорного восприятия;
- развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности;
- развитие навыков ориентировки в малом пространстве;
- развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения
- развитие речи, фонематического слуха;
- обучение навыкам письма и чтения;
- повышение представлений о собственной значимости и повышение самооценки,
- развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других);
- создание условий для исследования собственной эмоциональной жизни.
Игры подбираются соответственно возрасту и тематике. Можно работать как с детьми младшего возраста, так и старшего и с родителями. Занятия проводит учитель-дефектолог-психолог. Занятия можно проводить как самостоятельные, так и как часть коррекционного занятия. В зависимости от проблематики, занятия проводятся индивидуально или коллективно.
В работе используются как круглые, так и прямоугольные песочницы.
Игры делятся на:
1) Познавательные:
а) Знакомство с окружающим миром
В этом разделе можно обыграть любую дидактическую тему. Через эти игры мы познаем то, что рядом с нами, ребенок узнает, что рядом с ним есть мир животных (домашних, диких, животных жарких стран и Севера, мир насекомых, транспорт, есть реки, моря, озера, леса, растения. Эти игры особенно актуальны для маленьких детей, для развития предметных представлений
(Игры «Зоопарк» «Животные леса», «Ферма», «Правила дорожного движения» и тд).
б) Игры на знакомство со сказками, рассказами по программе, мультфильмами и искусстве в целом
Можно поэтапно вспомнить рассказ, выложить и рассказать его (сказки «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди» и др) Такие игры развивают память, логическое мышление, речь, воображение.
в) Географические игры.
Здесь мы узнаем, как люди живут в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице разные климатические зоны и жизнь в них.. Дети с ОВЗ надолго запоминают такие занятия.
*
г) Фантастические игры. Имитируется в песочнице жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и тд. Это возможность использовать детскую современную субкультуру (трансформеры, роботы и др) Данные игры хорошо развивают воображение и креативность.
д) Исторические игры. Можно использовать знания детей после прочитанных исторических рассказов и походов в исторические музеи. Только в песочнице ребенок может стать сам участником исторических событий.
е) Игры – экскурсии по городу. Родина начинается с родного города. Используя мини фигурки, мы можем построить небольшой макет города или, например, Дворцовой площади, что вызовет интерес и желание посетить такие места.
2) Проективные игры. Детское и взрослое творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры – есть проекция внутреннего мира человека, те перенос на песок переживаний, желаний, умений, возможностей и есть проекция. В этих играх отрабатываются страхи, тревоги, волнующие темы, корректируются проблемы и дефекты поведения. Правильное формирование эмоций способствует выработке характера и положительных свойств личности.
Строя на песке картину из песка, ребенок (как и взрослый) переносит на песок ландшафт внутреннего мира, разыгрывая на песке множество ситуаций, человек приобретает бесценный опыт разрешения ситуаций в жизни. Это закрепляется в бессознательном и наступает момент, когда повторяющиеся ситуации в жизни ребенок может решить, вспомнив песочный опыт.
а) Игра «Волшебник» развивает коммуникативные навыки, стабилизирует эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику руки. Чувствуя себя волшебником в песочнице, ребенок может создать любую тревожащую ситуацию и разрешить ее положительным исходом.
Эти игры являются и диагностическими для педагога. С целью диагностики игру лучше проводить индивидуально.
б) Игра «Создание миров», отличается от предыдущей тем, что это групповая игра. Цель игры: развитие коммуникативных навыков, стабилизация эмоционального состояния, развитие мелкой моторики, развитие, развитие речи.
Группа может состоять из 2 и более детей. Дети придумывают путешествия в сказочные страны, которые взаимодействуют друг с другом. У каждого ребенка свой мир, но он взаимодействует с другими мирами. Важно понаблюдать как дети взаимодействуют друг с другом (эту игру можно проводить и ребенку с родителем).
3) Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными процессами, с их помощью познается окружающий мир.
а) Игра «Отпечатки рук» способствует развитию моторики, развитию речи, памяти, внимания, стабилизацию эмоционального состояния. Взрослый рассказывает ребенку о своих ощущениях и ребенок, получив модель рассказа, использует в своей речи его, передавая ощущения работы с песком. Игры с песком имеют большое значение для ребенка, они не только стабилизируют эмоциональное состояние, развивают моторику рук, но и способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти.
б) Игры «Мина», «Отгадай загадку», «Загадочный предмет», «Во саду ли в огороде» — способствуют развитию предметных представлений, зрительного восприятия и воображения.
в) Игра «Цветные заборчики», «Печем пирожки» способствует развитию сенсорного восприятия цвета и геометрической формы.
г) игра «Классификатор» способствует развитию обобщающих понятий (дикие, домашние животные, насекомые, транспорт и тд)
д) Игры «Строим по схеме», «Найди свой путь», «Выложи следы» способствуют развитию навыков ориентировки в микро пространстве, что очень важно для детей с нарушенным зрением.
4) Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму «Песочная грамота»
а) Игра «Путешествие к звукам» способствует развитию фонематического слуха, умению слышать и слушать звуки в слове (например: Путешествие в страну А, найди предметы, начинающиеся с букв А и тд)
б) Игра «Город волшебных букв» учит детей читать и писать, развивает внимание, память, мелкую моторику руки.
5) Игры с цветным песком
Эти занятия направлены на развитие сенсорных эталонов цвета, стабилизацию эмоционального состояния ребенка и взрослого, развитию мелкой моторики руки и координации движений, развитию эстетического восприятия окружающего мира, приобщению к художественной и изобразительной деятельности. (игры «Цветные песчинки», «Рисуем песком», «Радуга цвета», «Эмоции» и др)
6. Совместные игры с взрослыми (родителями) –для детей и родителей это естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах, эмоциональном напряжении и найти путь выхода из ситуации.
В статье коротко описаны различные направления работы с песком, по такому же принципу можно построить работу в различных направлениях.
|