В настоящий период имеется большое число новейших развивающих педагогических технологий, какие благополучно применяются при коррекции речевых патологий. Эффективная социализация детей с серьезными нарушениями речи вероятна при развитии у него таких качеств личности, как речевая активность, интерес в общении с ровесниками и взрослыми, инициативность. Речевые нарушения отрицательно влияют на формирование интеллектуальных возможностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта в обучении дошкольников акцентирует внимание поиска новых средств: применение различных образовательных технологий и методик.
Скачать конспект
Одним из перспективных направлений является использование наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств исследуемого предмета, создание его заместителя и деятельность с ним. В основе моделирования находится принцип замещения реального предмета явления, факта другим предметом – рисунком, символом, знаком.
В период дошкольного возраста наглядный материал усваивается существенно проще, нежели устный. К такому роду наглядности можно отнести круги Эйлера.
Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.
Применяя круги Эйлера, дошкольник учится сравнивать, подводить итог, классифицировать использованный материал в целях запоминания: развивается речь, память и мышление.
В формировании умения составления описательных рассказов значительную поддержку проявляет заблаговременное составление модели описания. В ходе обучения связной описательной речи моделирование способно быть средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления. Основу описательного рассказа составляют определенные понятия, накапливаемые в ходе изучения предмета описания.
Элементами модели описательного рассказа становятся символы — заместители качественных характеристик объекта:
- принадлежность к родовидовому понятию;
- величина;
- цвет;
- форма;
- из каких частей состоит;
- части тела (для живых объектов);
- качество поверхности;
- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
- как он используется (какую пользу приносит)?
Используя круги Эйлера в коррекционно-логопедической работе, можно выстроить несколько этапов, с постепенным усложнением:
- сначала объясняется детям, что означает «положить в круг», и что такое «положить предмет вне круга». Например: положите картинки с красными предметами в круг. Остальные предметы в этот круг не входят, они – вне круга.
- затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга: пусть два круга определяют два множества, где каждое из множеств сформировано по какому-либо признаку. Например: разложите картинки так, чтобы в одном круге находились живые объекты, а в другом – неживые. Классификация предметов.
а) если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися.
б) когда какие-либо предметы входят и в первое множество, и во второе, круги будут пересекающимися, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов, так как у них есть общие признаки.
в) то есть все объекты одного множества входят в другое, и модель будет представлять собой вложенные круги.
Лишь после того, как дошкольники научились создавать достаточно непростые модификации с несколькими кругами, можно предложить задания для развития связной речи, в том числе составление описательных и сравнительных рассказов. Отличия описываемых объектов указываются в кругах, сходства – в пересечении колец.
С целью формирования связной речи, освоение способом сравнительного описания на логопедических занятиях с детьми, имеющими ОНР, применяются предварительно нарисованные схемы, круги Эйлеры.
Круги Эйлера дают возможность дошкольникам заметить более значительные свойства предмета, то, что может помочь получать информацию и делать сравнения. У детей формируется конкретный алгоритм построения рассказа.
Применение кругов Эйлера с целью формирования связной речи даст возможность наиболее благополучно научить дошкольников составлению сравнительно описательных рассказов, увеличить заинтересованность к этому типу работы и достичь существенных результатов в коррекции речи дошкольников.
|