Авторы:
- Лукьянова Ольга Георгиевна
- Щепина Екатерина Сергеевна
- Мухамадеева Альбина Давлетовна
Аннотация: Развитие детей с помощью легоконструктора. Педагог должен использовать разные приемы и методы в работе с детьми, ведь наши дети живут в мире компьютерных игр, телефонов, планшетов, интернета. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается – лего — конструирование.
Скачать статью
С ранних лет ребенок умеет конструировать и любит это делать. Эти заложенные природой качества особенно быстро реализуются и совершенствуются в процессе конструирования, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, активность, воображение и творчество.
Мы живем в стремительно меняющемся мире в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без телевидения и компьютеров, мобильной связи. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач.
Как научить детей полноценно жить в динамичном, постоянно изменяющемся мире?
Педагоги отмечают, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение.
Решение современных задач требует системного подхода, умения видеть проблему в целом, предвидеть отдаленные последствия своих действий.
Исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно учится в школе, умеет и хочет сам учиться, познавать мир. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.
Поэтому мы придумали такой способ игры с конструктором лего, как «Волшебные круги» по типу кругов «Луллия».
Описание метода «Волшебные круги»
Приспособление представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).
В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на равное количество секторов. При свободном вращении под стрелкой оказываются определенные сектора. На секторах рисунки, цифры, высказывания и т.д. Любой желающий может задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который необходимо расшифровать, подключив воображение.
«Волшебные круги» – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в НОД, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Они могут быть использованы в различной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике, конструированию, в том числе Легоконструированию и т.д.
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Методические рекомендации по использованию «Волшебных кругов».
- Волшебные круги представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги.
- Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только два круга с 4 секторами. Детям старшего возраста предлагаются несколько кругов с большим количеством секторов.
- На сектора прикрепляются картинки по теме занятия.
- Игры можно поводить как в НОД, так и в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей).
- Тренинг состоит из 2х частей:
1. Уточнение имеющихся знаний
(например: математика – на одном секторе три детали лего конструктора, на другом – цифра 3;
познавательное: на секторе первого круга – яблоня из конструктора, дети на втором круге отыскивают яблоко (плод), то же из лего.
2. Упражнения на развитие воображения (фантастическое задание). В этом случае круги раскручивают и рассматривают выпавшие случайные сектора. Например: береза – строитель. Ребенку необходимо с достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического сочетания. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.
Задачи:
- Развивать наглядно-образное, логическое мышление.
- Развивать сенсорные способности.
- Формировать представление о деталях конструктора Лего.
- Тренировать в счёте, решении примеров.
- Формировать представления о математических понятиях.
- Знакомить с цифрой, цветом, размером.
- Развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Варианты использования пособия:
Игра «Найди и опиши»
Играют два, три игрока с использованием деталей конструктора Лего.
Вариант первый:
Водящий показывает деталь, а второй соединяет сектора описывает эту деталь.
Вариант второй:
1-2 игрока на кругах соединяя сектора, загадывают деталь Лего конструктора, а третий игрок отгадывает и находит ее на столе.
Игра «Счет»
Игрок, соединяя сектора кругов, должен соотнести деталь лего с цветом, затем с цифрой.
Игра «Все состоит из частей»
Цель: формировать обобщенное понятие, о том, что:
- каждый объект состоит из частей
- количество частей и сами части могут меняться в разных условиях
- при изменении частей объекта и их количества, возникают проблемы, которые необходимо решать.
Оборудование – два круга разного диаметра и стрелка (выделенный сектор)
- круг — объекты из деталей Легоконструктора (самолет, вертолет, дерево).
- круг — детали этих объектов (крыло, пропеллер, ствол и т.д.).
Игра «Сколько кирпичиков?»
Цель: развитие логического мышления.
Оборудование – три круга разного диаметра и стрелка
- круг — цифра
- круг – кирпичик (который будем считать в постройке)
- круг — объекты из деталей конструктора лего
Под стрелкой необходимо соединить объект из конструктора лего, с выпавшей деталью и соединить с цифрой соответствующей количеству кирпичиков (такого цвета) в постройке.
Игра «Найди реальное сочетание — соедини правильно»
Используются 3 круга.
Под стрелкой необходимо соединить объект и его часть, рассказать, какую часть объекта показывает стрелка. Предложить ребенку назвать другие части объекта, не нарисованные на картинке. (Котенок – соединить с хвостом. У котенка есть хвост и это его часть. У него есть еще части: голова, туловище, лапы. Дом – окна, окно – это часть дома. Частью дома являются: окна, двери, крыша и т.д.) Вывод: у любого объекта есть часть.
Игра «Объясни необычное сочетание»
Используются 2 круга.
После раскручивания кругов, рассмотреть полученное сочетание, предложить ребенку достоверно объяснить это объединение. (Дом- пропеллер от самолета. Бывает такое, что люди приделывают пропеллер к дому для декора. Вот и получился дом с пропеллером. В этом случае: пропеллер от самолета — часть дома.)
При получении под стрелкой различных комбинаций, предлагать ребенку объяснять необычные соединения, которые получаются случайно.
Игра «Придумай фантастическую историю или сказку»
Используются 3 круга.
После соединения под стрелкой объекта и частей от другого объекта ребенку предлагается составить фантастический рассказ или сказку.
(цветок – цифра 5 — стакан) — «На полянке выросло пять ромашек. Пришла девочка и сорвала их. Принесла домой и поставила не в вазу, а в стакан, потому что вазы в доме не было».
Если деятельность ребенка носит творческий характер, она заставляет его думать и становится привлекательной.
Используемая литература:
1 Елена Фешина: Лего-конструирование в детском саду. Издательство «СФЕРА», 2012г.
3 Обруч" №6, 2006г и "Ребёнок в детском саду" №2, 2006г.
|