Экологическое воспитание детей дошкольного возраста сегодня — это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
Экологическая воспитанность дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.
Показателем эффективности экологической воспитанности можно назвать не только поведение детей и знания, но также и их участие в улучшении природного окружения своего края. Значительную роль играет взрослый, который своим собственным примером и поведением к природе и окружающей среде, своим отношением к природе, а также своим поведением способен оказывать воздействие на личность ребенка.
На сегодняшний день, каждый педагог должен иметь понятие об экологическом воспитании, несмотря на то, в какой области он специализируется. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы.
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Целью экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно назвать – формирование у ребенка основ экологической культуры – начальных составных личности, которые позволяют в дальнейшем, в соответствии со стандартами образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия ребенка с природой и окружающей средой
Одной из частей воспитательного процесса является экологическое воспитание детей дошкольного возраста, которая формирует личность ребенка, мышление, речь, эмоциональную сферу детей дошкольного возраста. Базовые начальные знания о природе и окружающей среде дети могут изучить в ходе экологического воспитания. В процессе экологического воспитания дети дошкольного возраста понимают и осознают причинно – следственные связи в окружающей среде и природе. Дети дошкольного возраста начинают тщательно относиться к живым существам, объектам и организмам.
При экологическом воспитании детей дошкольного возраста главный упор делается на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых умений в природных условиях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения детей к объектам природы, знакомство детей с рядом животных, растений, уход за ними.
В дошкольных образовательных организациях необходимо создать целостную систему экологического воспитания через все виды детской деятельности, направленные на решение следующих задач:
- сформировать в детях дошкольного возраста высоконравственные позитивные качества, которые ориентируют и мотивируют детей придерживать правила в природе и окружающей их среде
- с помощью природы, у детей дошкольного возраста формируются и прививаются моральные и эстетические чувства
- детям дошкольного возраста прививаются познавательные, практические и творческие умения экологического характера.
Для того чтобы данные задачи решались, необходимо осуществлять в ДОО воспитательную работу, содержащие интегрированные занятия. В данных занятиях содержатся различные виды деятельности, такие как: игровая, творческая и двигательная. С помощью интегрированных занятий педагоги могут избежать переутомляемости детей дошкольного возраста. Такие занятия помогают заинтересовать детей, с помощью них создаются условия для каждого ребенка по отдельности и целой группой.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- развитие гуманного отношения к природе и окружающей среде (высоконравственное воспитание)
- развитие системы экологических знаний в природе и окружающей среде (умственное развитие)
- формирование эстетических и этических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- содействие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы и окружающей среде.
Так, гуманное отношение к природе появляется в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Дети дошкольного возраста должны осознавать и понимать, что они и природа, которая их окружает, неразрывно связаны. Ребенок дошкольного возраста должен не только понимать это неразрывное единство с природой и окружающим миром, но и прочувствовать, это должно стать непосредственно основой гуманного отношения к природе и окружающей среде. Ребенок дошкольного возраста будет относиться к каждому живому существу и организму как самоценному, уникальному, у которого имеется право на жизнь.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка. Составные экологической культуры ребенка дошкольного возраста – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту).
Таким образом, дошкольный возраст – период детства, в котором происходят психические процессы, появляются новые образования. Психические процессы такие как: внимание, восприятие, память, так же сюда входит возможность управлять своим поведением. Так же меняется представление детей дошкольного возраста и о себе, непосредственно, происходят изменения в их самосознании и самооценке, на что оказывают влияние содержательные и интересные отношения со взрослыми и сверстниками.
|