Богославец Наталья Александровна. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях прогимназии

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях прогимназии

Амурская область МАОУ «Прогимназия г. Благовещенск» Воспитатель Богославец Н.А.

Актуальность моего доклада

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей, могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, воспитанник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

 

Теоретическое обоснование

Экология как наука появилась еще в конце XIX века, однако, долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине XX столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. В переводе с греческого «Экология» — наука о доме. Экология – наука комплексная. Существует три основных направления экологии:

  • биологическая или классическая экология — это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом
  • социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы
  • прикладная экология, или охрана природы.

Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформированные американским ученым Б. Коммонером;

  • все связано со всем
  • все куда-то девается
  • все что-нибудь да стоит
  • природа знает лучше.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармони с природой.

Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Уже к трем годам жизни у ребенка возрастает активность, он начинает проявлять интерес к себе и ко всему окружающему. Родителей и воспитателей преследует непрерывное детское «почему?». В возрасте трех — четырех лет ребенок много играет, он любит подражать другим, поэтому в данное время особенно большое значение для развития приобретает пример старших. В четыре – пять лет ребенок начинает до некоторой степени подчинять свое поведение контролю сознания, и теперь уже можно развивать у него волю, инициативу, сдержанность, влиять на капризы, воспитывать трудовые навыки. Привычки ребенка становятся более устойчивыми, у него появляется стремление к труду, вежливости, общительности, появляется чувство красоты. В шесть – семь лет у детей зарождается чувство любви к родине, ее природе, истории, общественно-политической жизни. Они с охотой слушают рассказы, посвященные данной тематике. Возникают чувства товарищества и дружбы, укрепляются культурно-гигиенические навыки, дисциплина, хорошо развивается память. Ребенок начинает высоко ценить авторитет старших: их речь, внешний облик, отсутствие расхождений между словом и делом (обещанием и исполнением), рождают уважение к ним, доверие и подражание. Можно сказать, что поведение взрослого в значительной степени определяет поведение ребенка. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и приумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания. На отношение детей к природе влияют пол, индивидуальные особенности, место жительства, профессия и образование родителей. Так, девочки эмоциональнее воспринимают ландшафт. Мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами или заняться спортом. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образованности родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой. В психолого-педагогических исследованиях доказаны возможности освоения детьми различных по содержанию и характеру связей и зависимостей в природе. Единичные, наиболее простые, зримые связи доступны пониманию детей младшего возраста. Старшие воспитанники способны устанавливать более сложные (многозвеньевые) связи, цепочки связей. Понимание различных связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к причинному анализу экологических ситуаций.

Экологическое воспитание в условиях социальной микроструктуры

Впечатления и переживание детей в раннем возрасте могут оказать сильное влияние на их отношение к окружающей среде. Дети знакомятся с явлениями окружающего их мира, со средой своего дома, детского сада (прогимназии), узнают о домашних животных и образе их жизни, некоторых диких животных и их повадках, затем у детей постепенно формируется понимание самых простых связей между наблюдаемыми явлениями природы, сменой времен года. Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье и детском дошкольном учреждении. Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно наносит вред ребенку. Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима детского сада. Проблемы экологического воспитания рассматриваются не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, физическим воспитанием.

Экологические условия жилой среды

Состояние воздуха в окружающей среде и в жилом помещении существенно влияет на здоровье человека. В некоторых экологически неблагоприятных регионах воздух улицы в определенное время года и суток может быть гораздо хуже, чем внутри жилого дома. Нередки случаи, когда уже в новой квартире человек начинает плохо себя чувствовать, ощущать серьезные нарушения нормальной жизнедеятельности, испытывает неудобства аллергического характера. Пыль – наиболее распространенное зло. Рациональное размещение мебели в квартире, отсутствие захламленности, регулярное пользование пылесосом, проведение сухих и мокрых уборок оберегает воздух от загрязнения пылью. Рекомендуется родителям ежедневно проводить влажную уборку дома. Для того, чтобы воздух в квартире был чище, рекомендуется содержать в комнатах живые цветы, аквариумы, пользоваться увлажнителями, нельзя допускать курения дома. Растения в доме выделяют кислород, поглощают углекислый газ, очищает воздух от микробов и пыли, выделяют фитонциды, увлажняют воздух.

Вода, которую мы пьем.

Вода с древности считалась первоисточником жизни. Аристотель определял началам всех вещей в природе четыре стихии – огонь, воздух, землю и воду. Обращаясь к детям, поэтесса М.И. Цветаева призывала:

«Никогда не лейте зря воду, потому, что из-за ее отсутствия в пустыне погибает человек».

На земле осталось мало районов, где имеется чистая вода. Это связано с загрязнением водоемов за счет выбросов промышленных, энергетических и сельскохозяйственных предприятий, служб коммунально-бытового сектора, автомобильного, речного и морского транспорта. Загрязнение воды происходит за счет скопления в ней множества неорганических и органических веществ, микроорганизмов, радионуклидов. Следует пить воду только кипяченую, так как при кипячении погибают болезнетворные микроорганизмы, разрушаются некоторые вредные для здоровья загрязнители, снижается жесткость воды. Экологически более чистую воду можно получить, если поставить в морозилку, а зимой просто на улицу закрытый сосуд с холодной водопроводной водой. Рекомендуется родителям следить за тем, какую воду пьют дети дома, а воспитатели проверяют какую воду пьют дети в детском саду. Многие ученые сходятся во мнении, что охрану природу и природных ресурсов следует направить на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами, и в первую очередь – с причинами социального характера. Такая деятельность должна быть систематической, продуманной и научно обоснованной. В арсенал средств ее решения должны входить экологическое воспитание и образование. Поэтому государство приняло Закон РФ «Об охране окружающей и природной среды». Особенно выделена статья закона, посвященная экологическому образованию: статья №73. Экологическое образование и воспитание, которые формирует экологическое сознание человека, осуществляется в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Первые предпосылки успешного воспитания заботливого отношения к окружающей природной среде у детей дошкольного возраста формируется еще в детском саду. Воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом в «Программе воспитания в прогимназии». Она выдвигает две важных задачи:

  1. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
  2. Сообщение детям элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений, явлениях живой и неживой природы, понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости.

Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:

  • экологические знания и умения
  • экологическое мышление
  • ценностные ориентации
  • экологически оправданное поведение.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

Реализация цели идет через решение следующих задач:

  • уточнение и углубление знаний о растениях, животных, природных явлениях
  • формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие)
  • формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса
  • развитие гуманного, эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру
  • формирование потребности заботиться о чистоте своей группы
  • ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека
  • формирование привычки рационально использовать воду
  • выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе)
  • развитие познавательного интереса к окружающему миру
  • формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Для реализации целей и задач раздела предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление и способствует всестороннему развитию ребенка. В воспитании экологическое культуры большую роль играет сенсорное воспитание и, как следствие, сенсорный опыт детей. Воспитатель, используя различные ситуации, продолжает его накапливать и расширять – уточняет с детьми форму, цвет, размеры, запахи, характер поверхности и другие особенности природы.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в прогимназии. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате – уголки природы, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, огород, дающие возможность постоянного общения с природой. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу и разработать экологический маршрут. Организовать экологическую тропу таким образом, чтобы можно было познакомить детей с разными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами, провести наблюдения, организовать игру. В групповой комнате растения и животные должны содержаться в соответствии с природосообразными условиями. Главное, чтобы они являлись частью учебно-воспитательного процесса и были абсолютно безопасны для жизни и здоровья детей. В уголке рекомендуется иметь природный и бросовый материал для изготовления различных поделок. Он должен храниться в эстетично оформленных коробках и выкладываться по мере необходимости.

Результативность

В работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать различные формы и методы: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных произведений, эксперименты, дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры. В этом возрасте игра является основной деятельностью ребенка. В этой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, а с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляя познания окружающей их среды. Целесообразно использовать в свободной деятельности игры с правилами, имеющие готовое содержание (дидактические игры). Дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, подводят к умению обобщать и классифицировать. Дети учатся определять оттенки цветов, листьев, овощей, фруктов, выделять отдельные части растений, группируют по месту их произрастания и другим признакам. В сюжетно-ролевых играх дети приобретают социальный опыт применения экологических знаний, опыт организации игр.

Среди разнообразных методов экологического воспитания ведущее место отведено наблюдению.

Наблюдение – это результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Дети видят природу в естественных условиях, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Системное использование наблюдений в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводят к развитию наблюдательности. Необходимо знакомить детей с народными приметами, учить делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе:

«Поздний листопад – к сухой и долгой зиме»,

«Зима морозная – лето жаркое».

Экологический подход к организации детского труда по уходу за природными объектами – это демонстрация и осознание посреднической роли человека в существовании всех тех, кого он решил опекать и выращивать, дети должны это понимать. Осенью дети должны привлекаться к сбору семян, пересадке цветущих растений из грунта в уголок природы, к сбору листьев для групповых букетов. Зимой сгребать снег к стволам деревьев, выращивать зеленый корм, делать снежные поделки, кормить птиц на участке, используя при этом кормушки, сделанные совместно с родителями. Весной дети привлекаются к посеву семян, пересадке рассады, земельным работам на огороде.

Важнейший элемент экологического образования- экспериментирование. Оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимодействиях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования у детей развивается память, внимание, мышление, воображение. Продолжается расширение знаний детей о природных ресурсах. Формируется привычка разумно использовать воду, почву, бумагу. Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Задача воспитателя – углублять и систематизировать представление детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой; расширять знания о природе, подвести к пониманию того, что разнообразный растительный и живой мир является необходимым звеном в цепочке биосистемы на земле; дать представления о простой пищевой цепи; (трава, стрелка, травоядное, стрелка хищники). Формируется эстетическое отношение к окружающей действительности: на прогулках, экскурсиях воспитанники выделяют и описывают красивые объекты природы, здания, улицы, систематизируют представление о временах года и частях суток; узнают, что продолжительность дня и ночи зависит от того, в какой местности живет человек, продолжают расширять «красную книгу» Амурской области, в которою занесены растения и животные региона. Создана библиотека книг о природе, в которой представлены рассказы. И. Соклова-Никитова, М. Пришвина, В. Бианки, Г. Скрябицкого, Н.Сладкого, Б. Жидкого. В процессе по ознакомлению с окружающим миром продолжается знакомство с дикими животными и их повадками (бурый медведь, олень и так далее), закреплени знаний через игры «Охотники», «Рассели животных», «Узнай по описанию» и др. Углубляя знания о земноводных можно проводить игры «Кто, чем питается?». Для закрепления знаний об этажах леса -игра «Кто, где живет». Расширяются представления детей о растениях: деревьях, кустарниках, травянистых растениях, растениях луга, сада, леса, лесных ягод, грибах, комнатных растениях. Знакомятся с природными зонами: лес, луг, тайга.

Дети учатся отражать впечатления, полученные от общения с природой в рассказах, инсценировках, играх. Информация, которую дети получают, всегда научно — достоверна и, в то же время, доступна для их понимания.

В наши дни, когда мы находимся на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование эко-культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.

Диагностика экологического воспитания детей

Для диагностики экологического воспитания детей я использую диагностику уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой, разработанные Н. Б. Вершининой. Также мной были проведены диагностики по экспериментальной деятельности старших дошкольников с использованием методик «Древо желаний» В.С. Юркевич, «Выбор деятельности» Л. Н. Прохорова.

Диагностики проводились в начале и конце учебного года. Учитывая результаты диагностических заданий, заполняла диагностические карты в соответствии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. По каждому разделу данные суммировала, и вычисляла среднее количество баллов, которое заносила в таблицу показателей экологического воспитания детей. По результатам таблицы строила диаграммы, где отражены общие показатели экологического воспитания детей.

Данные диагностики были проведены в подготовительной к школе группе, состав группы 24 человека.

Диагностика экологического воспитания проводится по 6 основным направлениям экологического воспитания: знания характерных особенностей представителей мира животных, знания характерных особенностей растительного мира, знания характерных особенностей неживой природы, знания времен года, отношение к миру природы, знания характерных особенностей природы родного края.

За ответы на диагностические задания выставляются баллы:

3 балла – ребенок безошибочно и правильно делает диагностическое задание

2 балла – ребенок затрудняется выполнять диагностические задания, при выполнении требуются дополнительные инструкции воспитателя, дает ответ не полный, затрудняется ответить на дополнительные задания

1 балл – ребенок не может выполнить диагностическое задание, затрудняется выполнить задание, имеет слабые представления, допускает много ошибок, не устанавливает причинно-следственные связи, не может обосновать свой ответ.

После проведения диагностических заданий баллы по каждому направлению суммируются и определяется уровень освоения программы по экологическому воспитанию:

Н — Низкий уровень- ребенок плохо освоил программу, набрал по диагностическим заданиям 8-12 баллов

С- Средний уровень – ребенок хорошо освоил программу, набрал по диагностическим заданиям 10-15 баллов

В — Высокий уровень ребенок освоил программу полностью, набрал по диагностическим заданиям 16-18 баллов

НГ- начало учебного года

КГ – конец учебного года

Определение уровня знаний характерных особенностей представителей мира животных

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: Три большие карты: первая разделена на 3 части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.

Фигурки птиц и животных.

Вопросы:

  1. Как называется животное (птица, насекомое)?
  2. Что ты можешь рассказать о нем?
  3. Твое отношение к ним?

Оценка результатов деятельности:

? Высокий уровень (3 балла). Ребенок без особого по видам; аргументируя свой выбор. Соотносит представления фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

? Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

? Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомые.

Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: Комнатные растения герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра и бальзамин султанский, лейка для полива; распылитель воды, палочка для рыхления; тряпочка, поддон.

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

Вопросы:

  1. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
  2. Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
  3. Покажи, как правильно это нужно делать? (на примере одного растения).
  4. Для чего нужны людям комнатные растения?
  5. Нравится ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза)

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина)

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника)

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан)

Оценка результатов деятельности:

? Высокий уровень (3 балла). Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предложенных растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

? Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассматривает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

? Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Определение уровня знаний характерных особенностей неживой природы

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: Три баночки (с песком, с камнями, с водой)

Вопросы:

  1. Какие свойства песка ты знаешь?
  2. Где и для чего человек использует песок?
  3. Какие свойства камней ты знаешь?
  4. Где и для чего человек использует камни?
  5. Какие свойства воды ты знаешь?
  6. Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов деятельности:

  • Высокий уровень (3 балла). Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
  • Средний уровень (2 балла). Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры, того, как люди используют объекты неживой природы.
  • Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Определение уровня знаний

времен года

Проводится индивидуально или маленькими подгруппами.

Цель: Определить уровень знаний

времен года.

Оборудование: Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Вопросы:

  1. Какое время года тебе больше нравится?
  2. Нарисуй картинку, где будет изображено это время года?
  3. Назови время года которое наступит после твоего любимого времени года?
  4. Когда это бывает?

Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

Деревья покрытые снегом, дети катаются с горки на санках.

С деревьев падают листья, птицы улетают в теплые края.

На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности:

  • Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос «Какое время года тебе нравиться больше и почему?» По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.
  • Средний уровень (2 балла). Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускается незначительные ошибки. На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
  • Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.

Определение уровня отношений к миру природы

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель: Определить уровень отношений к миру природы.

Вопросы:

  1. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными?
  2. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?
  3. Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
  4. Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности

  • Высокий уровень. Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.
  • Средний уровень. Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
  • Уровень ниже среднего. Ребенок затрудняется ответить на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, растений, птиц. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Определение уровня знаний характерных особенностей природы родного края

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей природы родного края.

Оборудование: картинки, гербарии.

Педагог называет и показывает на картинках представителей леса флоры и фауны Амурской области.

Вопросы

  1. Назови представителей флоры на картинках.
  2. Какую пользу они приносят людям?
  3. Назови животных на картинка?

Оценка результатов деятельности:

  • Высокий уровень (3 балла). Ребенок самостоятельно называет разные виды растений и животных. Без труда говорит об их пользе.
  • Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений и животных. Без помощи взрослого говорит об их пользе..
  • Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок затрудняется называть виды растений и животных. Ничего не говорит об их пользе

Диагностика «Древо желаний»

Диагностика проводилась с группой детей из 24 человек (подготовительная группа)

Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

  • Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
  • Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  • Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  • Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
  • Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
  • Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

Анализ ответов

Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Методика диагностики «Выбор деятельности»

Диагностика проводилась с группой детей из24 человек (подготовительная группа)

Цель: выявить предпочтения ребенка в выборе деятельности.

Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1 – игровая; 2 – чтение книг; 3 – изобразительная; 4 – детское экспериментирование; 5 – труд в уголке природы; 6 – конструирование.

Затем ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе, за первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Просмотров: 571
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Вандышева Валентина Леонидовна. Методическая разработка развлечения для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Красота природы в разные времена года»
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Макет для занятия по разделу «Ребенок открывает мир природы» для 2 младшей возрастной группы - Наш Аквариум
  • Сафонова Диана Сиреневна. Конспект подгрупповой логопедической организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (III уровень) на тему: «Звук [К]. Буква К. Лексическая тема: 'Домашние животные'
  • Булатова Эльвира Юрьевна. Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы.
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.
  • Гаврилова Татьяна Маратовна. ПОЗНАНИЕ МИРА ПРИРОДЫ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
  • Корчевная Юлия Вячеславовна. Экологическое воспитание. Трудовая деятельность в уголке природы. Конспект занятия с детьми первой младшей группы. Тема: «У меня есть огород — витамины круглый год». Доклад по всем возрастным группам.
  • Завадская Светлана Николаевна. Конспект открытого занятия на развитие связной речи для детей с ОНР (ІІІ уровень) (старшая группа) Тема: «Животные на ферме»
  • Гайнеева Винера Фаатовна. Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности подготовительной группе по теме:«Объекты живой и неживой природы»
  • Бикмухамбетова Тасмиля Наиловна. Методические рекомендации по оборудованию уголка природы и оформлению календарей природы.
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Соколова Евгения Анатольевна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Абрамова Татьяна Валериевна. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (III уровень) 5-6 лет на тему: «Космическое путешествие»
  • Зембеля Ирина Александровна. Познавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
  • Аверина Елена Викторовна. Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы – уход за комнатными растениями (старшая группа).
  • Абрамова Татьяна Валериевна. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (II уровень) 4-5 лет на тему: «Спасение котенка Сеньки»
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Самигина Гульнара Тагировна. Сенсорное воспитание (развитие) детей 2-3 года жизни.
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Байдина Наталья Петровна. Современные вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Гиль Светлана Александровна. Перспективный план - Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий
  • Искендерова Т. Д.. Использование многофункциональных дидактических кукол – «Тильда, Четыре времени года» для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Стеценко Ольга Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «Разработка системы непрерывных наблюдений за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста в течении сентября месяца» в рамках каскадной модели повышения квалификации
  • Журавлева Светлана Александровна. Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь