Аннотация: данная статья посвящена необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста. Также отражены основные методы работы по экологическому воспитанию детей в детском образовательном учреждении.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, методы воспитания
Период дошкольного детства – начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладывается основы личностной культуры, в которую входит и экологическое воспитание как средства развития детей дошкольного возраста [5].
По Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), который вступил в силу с 1 января 2014 года, экологическое воспитание мы должны реализовывать в образовательной области, которая называется «Познавательное развитие». ФГОС ДО ставит целью образовательной области «Познавательное развитие»: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие. Задачи: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира [1].
Теоретические и экспериментальные исследования Е. В. Бондаревской, Е. В. Гончаровой, Д. Н. Кавтарадзе, Н. Н. Кондратьевой, А. Н. Кочергина, Е. В. Михеевой, А. А. Муратовой, С. Н. Николаевой, С. В. Петериной, Н. А. Рыжовой и т. д. определили, что в формировании экологической культуры особая значимая роль отводится периоду дошкольного детства. Это интенсивный период для формирования положительного отношения к окружающей действительности, развития нравственно-этических норм поведения, приобретения ярких эмоциональных впечатлений, которые надолго остаются в памяти человека. Чем раньше начнут закладываться основы экологической культуры, тем будет выше ее уровень, в связи, с чем экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет существенное значение [3].
И. Д. Зверев предлагает анализировать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».
Г. А. Ягодин в своих исследованиях отмечал, что экологическое воспитание имеет мировоззренческий характер. Автор подчёркивал, что «экологическое воспитание – это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей».
С. Н. Николаева считает, что развитие начал экологической культуры – «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности» [5].
В ходе экологического воспитания детей в дошкольном учреждении применяют разнообразные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра, труд); словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (опыт).
В методике экологического воспитания детей дошкольного возраста все методы разделяются на две группы:
- Через непосредственный контакт с ней (через общение с реальными объектами природы). Методы: наблюдения, несложные опыты, труд в природе, игры с природными материалами;
- Через ознакомление опосредованным путем (через картину и т. п.). Методы – рассказы, чтение художественных произведений, беседы.
Наблюдение является важнейшим методом ознакомления детей с природой. Сутью наблюдения является непосредственное, целенаправленное, планомерное восприятие дошкольниками процессов, явлений, объектов окружающего мира с помощью органов чувств.
Методу наблюдения принадлежит особая роль в познании детьми в дошкольный период природы, поскольку он основывается на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт дошкольников с реальными объектами природы, в результате чего у детей сформировываются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними. Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь, дети выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно-следственные связи, зависимости.
В ходе наблюдения за растениями, животными и явлениями природы целесообразно придерживаться следующей схемы:
- Оценка эстетического вида и особенностей строения.
- Требования к условиям жизни.
- Значение для природы и человека.
Интересная и полезная форма работы – это привлечение детей дошкольного возраста к систематическим наблюдениям и сравнениям. К примеру, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить дошкольникам «сфотографировать» растение. Воспитанники детского сада рисуют растение с натуры. Через некоторое время нужно сопоставить растение с «фотографиями» и установить произошедшие изменения. Это стимулирует наблюдательность, внимательность к деталям, способствует сенсорному воспитанию у детей дошкольного возраста [2].
Метод демонстрации состоит в показе детям натуральных предметов или их изображений (картин, диапозитивов, кинофильмов). Демонстрацию применяют для уточнения, обобщения и систематизации знаний у детей дошкольного возраста о предметах и явлениях, развития представлений о недоступных для непосредственного восприятия объектов.
Рассказ обогащает дошкольника разнообразными впечатлениями, влияет на его ум, чувства, воображение. Рассказ воспитателя должен иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах.
Чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы способствует расширению знаний детей в дошкольный период о предметах и явлениях, развитию художественных вкусов, возникновению сопереживания.
Беседу применяют для обобщения и систематизации знаний у дошкольников о природных явлениях. Участвуя в беседе, ребенок дошкольного возраста должен знать, о чем идет речь, уметь включаться в диалог, поддерживать и развивать его, слушать и понимать собеседника, управлять своим вниманием и другое.
Игра предусматривает использование в обучении элементов игровой деятельности, в результате чего дидактическая задача становится более понятной, доступной и привлекательной для дошкольника, а процесс обучения – интересным. Дидактические игры с комнатными растениями могут быть применены на занятиях по математике. Пример, при ознакомлении с величиной: широкий/узкий, большой/маленький (листья фуксии, традесканции) – игра «Найди по описанию»); высокий/низкий (примула и бальзамин); количеством (стеблей, цветков); формой (длинная, круглая) и т. д. Также сюжетные дидактические игры используют на занятиях по ознакомлению с окружающей средой и развитию речи ( «Магазин цветов», «Путешествие в магазин», «Цветок, цветок, где твой дом?», «Посади цветок».
Интересной и нетрадиционной формой работы является организация и проведение творческих игр «Путешествие на родину комнатных растений». Дошкольники узнают об условиях жизни растений на их родине, особенности природных факторов, которые являются оптимальными для жизни и роста растений. Для проведения такой работы нужно разместить растения так, чтобы создать модель природной группировки растений, а также использовать картины с изображением природных зон.
Одной из основных методов экологического воспитания детей дошкольного возраста рассматривается работа в природе. В ходе труда дошкольники наиболее доказательно и наглядно убеждаются в связи между условиями для растений и их развитием. Дети дошкольного возраста овладевают новыми приемами обследования, учатся отличать культурные растения от сорняков [4].
Таким образом, итогом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13. 06. 14-ФГОС-ДО. pdf. Дата обращения 14. 09. 2018.
- Гончарова, Е. В. Технология экологического образования детей второй младшей группы ДОУ / Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева. – Екатеринбург: [Центр Проблем Детства], 2002. – 192 с.
- Киселева Е. В., Советова Т. М. Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 560-562. – URL https: //moluch. ru/archive/137/38508/ (дата обращения: 19. 09. 2018).
- Чуверова Л. Н. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2016. – №24. – С. 548-551. – URL https: //moluch. ru/archive/128/35467/ (дата обращения: 19. 09. 2018).
- Яковлева Е. В. Важность экологического воспитания дошкольника // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 113-117. – URL https: //moluch. ru/conf/ped/archive/184/8949/ (дата обращения: 19. 09. 2018).
|