Сорокина Анастасия Дмитриевна. Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Актуальность исследования обусловлена Национальной доктриной развития образования в ХХІ веке, основными направлениями государственной политики в отрасли охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, а так же Концепцией экологического образования в России, требованием Закона России «Об охране окружающей среды», принятым в 1991 году. Данный закон предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, главная цель которого — развитие экологической культуры общества в целом и каждого члена общества.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать.

В Концепции экологического образования в России определено, что результатом процесса экологического воспитания является формирование экологической культуры личности.

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период складываются основы личностной культуры.

Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Сегодня должно утверждаться «экологическое, этическое и эстетическое воспитание и формирование высокой гуманистической культуры личности, способности противодействовать проявлениям бездуховности».

 

Скачать полный проект

Природа — это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красотой и динамичностью привлекает малышей, вызывает у них массу радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и участке, ведение различных календарей, занятия, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разнообразные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.

Воспитатель является носителем экологической культуры. О необходимости воспитания детей в мире природы в своих трудах отмечали такие выдающиеся деятели, как П.П. Блонский П.П., Я.А. Коменский, Й.Г. Песталоцци, Роберт Оуэн, В.А. Сухомлинский, Толстой Л.Н., К.Д. Ушинский.

Коменский Я.А. считал природу единством макро и микромира и человек должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого.

В трудах Н.К. Крупской, Е.И. Тихеевой, Э.И. Зелкинд, С.А. Веретенниковой, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и формирования системы знаний о природе.

В современных исследованиях Р.С. Буре, С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, В.Г. Фокиной и др. отмечается, что в осуществлении задач экологического воспитания, в основу должны быть положены знания и представления. Показано многообразие методов и приемов, стимулирующих познавательные интересы детей, их желание больше узнать о потребностях живых существ, чтобы научиться правильно ухаживать за ними и в меру своих сил принимать участие в охране природы в целом.

Проблема взаимоотношений человека с природой наиболее изучена В.И. Мясницевич. В его работах раскрываются зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к окружающему миру, вступая с ним в контакты, и тем, какой опыт познания мира накапливает человек.

Сухомлинский В. А. подчеркивал, что «ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира».

Толстой Л.Н. выступал против догматического учения зубрежки, призвал проводить экскурсии, целевые прогулки и наблюдения для ознакомления детей с природой.

Ушинский К.Д. считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, опыты и эксперименты с объектами неживой природы способствуют формированию у детей любознательности, воспитанию эколого-целесообразного поведения, эстетического чувства и интереса к природе.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, т.к. процессы восприятия в раннем детстве очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что позволяет успешно встраивать первые «кирпичики» экологической культуры личности. Это должны хорошо знать и своевременно использовать в воспитании детей педагоги и родители.

В соответствии с государственными программами экологического воспитания детей дошкольного возраста экологическое мировоззрение необходимо формировать уже в раннем детстве. Вопросами экологического воспитания и ознакомления детей с природой занимались педагоги современности С.А. Веретенникова, Л.А. Каменева, Л.М. Маневцева, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова. Данные учёные разработали методики экологического образования детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбор темы работы: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой».

Цель работы: рассмотреть процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:

  1. Систематизировать и обобщить материалы по исследуемой проблеме.
  2. Раскрыть сущность понятий «экология», «экологическое воспитание», «экологическая культура».
  3. Раскрыть особенности экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой.
  4. Рассмотреть методы и формы организации экологического воспитания дошкольников в дошкольном учреждении в процессе ознакомления с природой.

Предмет исследования: процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Объект исследования – специальная серия занятий по ознакомлению с растительным и животным миром родного края в формировании начал экологической культуры у дошкольников 6-7 лет.

В соответствии с объектом, предметом были определены методы исследования:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
  2. Наблюдение над процессом экологического воспитания в дошкольном учреждении.
  3. Наблюдение над процессом ознакомления дошкольников с природой в разных возрастных группах.
  4. Рассмотрение группы стимулирующих методов и способов обучения, с помощью которых можно формировать экологические чувства и экологическое сознание у детей дошкольного возраста.
  5. Анализ государственных и региональных программ по разделу «Природа».

Было выдвинуто предположение о гипотезе, что формирование начал экологической культуры у дошкольников 6-7 лет будет протекать эффективно при использовании специальной серии занятий по ознакомлению с миром растений и животных родного края.

Реализация данной гипотезы идет через следующие направления:

  • уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях
  • формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса
  • развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру
  • ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека
  • выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе)
  • развитие познавательного интереса к окружающему миру
  • формирование эстетического отношения к окружающему миру.

В своей работе, мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, обобщение передового педагогического опыта.

Апробация исследования происходило в Муниципальном Дошкольном Образовательном Учреждении № 29 Г. Сергиев Посад в подготовительной группе.

Просмотров: 830
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Ладошина Яна Николаевна. Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Кудашова Нина Викторовна. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой.
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Дворкина Марина Наильевна. «МЕТЕОСТАНЦИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
  • Позднякова Анастасия Сергеевна. Картотека дидактических игр, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Селюкова Наталья Александровна. Основные направления экологического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Никитина Оксана Юрьевна. «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
  • Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Кириченко Елена Александровна. Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»
  • Буланова И. П., Кузнецова Н.Е.. Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников
  • Байдина Наталья Петровна. Современные вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Вахонина Юлия Витальевна. Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала
  • Соколова М. А.. Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой, игровой деятельности» в рамках РМО»
  • Абрамова Ольга Сергеевна. Методическая копилка по теме 'Формирование экологической культуры дошкольников по средствам ознакомления с комнатными растениями'
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Кузнецова Ольга Васильевна. «Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС»
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Педагогический опыт: Тема опыта: Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Шепелева Олеся Владимировна. Игровая деятельность как один из эффективных методов экологического воспитания дошкольников.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь