Лихова Ольга Ивановна МБДОУ «Детский сад 130» г.Чебоксары
Одним из направлений современной государственной политики в области образования является возвращение интересов молодежи к научно-техническому творчеству и подготовке высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанная в 2015 году, актуализирует и обосновывает необходимость формирования мотивации на профессиональную деятельность с дошкольного возраста. Подобная непрерывность становится жизненно необходимой в рамках решения задачи подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.
Реализация модели технического образования требует соответствующих определенному возрасту методик. Для дошкольников это техническая пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте. Психолого-педагогические исследования по вопросам психических процессов (А. Н. Леонтьев, Н.Н. Подъяков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), развитии конструктивной деятельности и ее значения для умственного развития детей (А. Р. Лурия), позволяют сделать вывод о том, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
С января 2018 года МБДОУ «Детский сад 130» г. Чебоксары включен в федеральную экспериментальную площадку федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по теме: «Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота» в соответствии с ФГОС дошкольного образования».
В связи с этим педагоги дошкольного учреждения прошли обучение технологии организации организованной образовательной деятельности с использованием конструкторов и образовательной роботехники у авторов программы. Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук инструментами, соответствующих ФГОС ДО. Уникальность программы заключается в плавном переходе от более легкого конструктора к усложнённому: игровой набор «Дары Фребеля» -> конструкторы-> робототехника.
Работу по внедрению инновации в деятельности дошкольного учреждения мы распределили по следующим направлениям:
- организация в образовательном пространстве ДОУ предметной игровой техносреды, адекватной современным требованиям к политехнической подготовке детей и их возрастным особенностям в условиях ФГОС ДО и идеей парциальной программы «От Фребеля до робота» (от оснащения предметно-пространственной среды групповых помещений до создания Lego-студии);
- развитие педагогической компетентности педагогов, прошедших курсы повышения квалификации в области технического творчества детей дошкольного возраста;
- формирование основ технической грамотности воспитанников, отдельных видов технической деятельности и технической компетентности воспитанников, связанной с использованием технических умений в специфических для определенного возраста видов детской деятельности;
- оценивание результативности системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников готовности к изучению технических наук средствами игрового и учебного оборудования в соответствии с ФГОС ДО.
Творческая команда педагогов в сотрудничестве с педагогом-психологм подобрали пакет диагностических методик, провели мониторинг развития конструктивных способностей детей, разработали варианты инженерных книг, обсудили использование Программы в качестве парциальной к основной образовательной программе, дополнительном включении используемой в саду технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в апробацию.
Также педагогами профессионально решается вопрос эффективного взаимодействия с родителями в разных формах и направлениях. Вовлечение родителей в образовательную деятельность с использованием конструкторов и роботехники организовывалось по нескольким направлениям: анкетирование, с последующим составлением плана мероприятий, повышение педагогической культуры родителей и совместной работы по обмену опытом посредством круглых столов, акций и выставок. Так, активные формы работы позволяют родителям получать информацию о развитии ребенка, видеть образовательные результаты и в дальнейшем использовать понравившиеся приемы, разнообразные игры и упражнения в домашней обстановке, что значительно сказывается на эффективности всей работы по подготовке детей дошкольного возраста к изучению технических наук.
Таким образом, опыт использования парциальной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» позволил нам выявить закономерность в формировании ключевых компетенций и личностных качеств инженера у детей происходит в «эволюционной цепочке»: я-исследователь, я-конструктор, я-мастер, я-творец.
|