Гатиятуллина Венера Амировна. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим) в подготовительной к школе логопедической группе на тему «Наш

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим) в подготовительной к школе логопедической группе на тему «Наши помощники – органы чувств»

Воспитатель: Гатиятуллина В.А. г. Белебей, 2017 муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 32 «Дуслык» г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Цель: закрепление представлений о роли и значении органов чувств человека, восприятии окружающего мира и здоровьесбережения.

Задачи:

  1. Уточнять и систематизировать представления детей об органах чувств человека и их значении, становление ценностей здорового образа жизни. Формировать умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов чувств.
  2. Развивать навыки познавательной активности, исследовательской деятельности, умение делать выводы, расширять и активизировать словарь детей (органы чувств, зрение, вкус, слух, обоняние, осязание, глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок).
  3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие».

 

Предварительная работа: проведение опыта с органами чувств «Сужение и расширение зрачков», рассматривание органов чувств с помощью зеркал, чтение стихов, отгадывание загадок по теме, разучивание подвижной игры с речевым содержанием «Не хотим мы больше спать», речевые игры «Отгадай, что это?», «Что для чего человеку нужно?», беседа о гигиене органов слуха, зрения, дыхания, сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Кабинет окулиста».

Материал: телевизор, презентация, карточки для игры «Согласен не согласен», атрибуты для игры «Собери снежки», карточки с разными позами для игры «Веселые человечки», атрибуты для игры «Отгадай по звуку», «Узнай по запаху», «Узнай на вкус», «Чудесный мешочек».

Ход ООД:

Организационный момент:

Подвижная игра с речевым сопровождением «Не хотим мы больше спать».

Утром рано мы проснулись, Потирают глаза.

Сладко, сладко потянулись. Потягиваются на носках,

Чтобы сон ушел, зевнули, Зевают.

Головой слегка кивнули. Покачивают головой.

Разбудил нас бег на месте, Легко бегут на месте.

К ванне побежали вместе. Руками изображают большой прямоугольник.

Умывались и плескались, Делают массирующие движения по лицу,

шлепают ладонями по телу.

Зубы вычистить старались. Выполняют круговые движения ладонями

около лица.

Причесались аккуратно, Гладят ладонями голову от макушки к вискам.

Приоделись все опрятно. Делают движения руками вдоль тела сверху

вниз.

Не хотим мы больше спать! Грозят указательным пальцем.

Будем весело играть. Хлопают в ладоши.

I часть

- Ребята, сегодня я вас приглашаю в телестудию на передачу «Жить здорово!» Вы согласны стать участниками этой передачи? Тогда проходим в телестудию и занимаем свои места. Приготовились, начали!

- Добрый день уважаемые телезрители и участники программы – ребята группы № 4 «Пчёлки» детского сада № 32 «Дуслык» г. Белебея. В эфире передача «Жить здорово!» (видеоролик – заставка телепередачи «Жить здорово!»).

- Сегодня разговор у нас пойдет о наших помощниках – органах чувств, которые сопровождают нас всю жизнь и помогают познавать окружающий мир. Так кто же эти помощники мы сейчас узнаем, если отгадаем загадку:

Есть у каждого лица

Два красивых озерца,

Вокруг них растет трава,

Между ними – гора.

(Глаза)

Как вы думаете, о каком органе мы будем говорить в этой рубрике? (Ответы детей). Первая рубрика нашей передачи так и называется «Орган зрения». (Слайд № 1)

- Как вы думаете, для чего человеку нужны глаза? (Глаза нужны для того, чтобы видеть окружающий мир, предметы, цвет, форму, глаза помогают человеку передвигаться…).

В народе говорят: “Глаза – окно в мир”. Как вы думаете, почему так говорят люди? (Ответы детей). Не случайно в народе говорят: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать».

Благодаря глазам, мы можем видеть все окружающее вокруг нас. А еще люди говорят: “Глаза – зеркало души”. Как вы это понимаете? (Ответы детей).

По глазам можно определить, какой человек, добрый или злой, или безразличный ко всему. Можно определить и настроение человека. А как наши глаза могут передавать наше настроение, мы сейчас покажем.

Психогимнастика.

Если нас что-то удивляет (Раскрываем широко глаза и делаем

удивленный вид).

А если на душе грустно стало (Опускаем глаза вниз).

А когда на душе у нас радость (Глаза поднимаем вверх и улыбаемся).

- Глаза – наша большая ценность. Поэтому сама природа-матушка тоже придумала для наших глаз специальную защиту. Это:

  1. Глазное яблоко. Оно спрятано в глазницах.
  2. Видимая часть глазного яблока – белок, так как она белого цвета.
  3. Посмотрите друг на друга, какие красивые у вас глаза! У всех ли они одинаковые? (Ответы детей). Чем они отличаются? (Ответы детей). Правильно вы сказали, по цвету глаза у всех разные. Коричневые глаза называют карими. А вот сиреневых, желтых и оранжевых глаз не бывает. Цветное колечко, которое у всех разное по цвету, называется радужной оболочкой.
  4. В центре радужной оболочки вы видите черное пятно, это зрачок. Он у всех черный, потому что ведет внутрь глаза, а там всегда темно. А может кто-нибудь из вас знает, как изменяется зрачок в темноте и при ярком свете? Правильно, когда много света – зрачок сужается, а когда мало – расширяется, через это маленькое окошечко мы смотрим на мир.
  5. Представьте, подул ветер, летит пыль. Что же защищает глаза от пыли? (Ответы детей). Правильно вы сказали, наши красивые ресницы и веки защищают глаза от пыли. Ресницы – это как защитная сеточка для наших глаз. Когда ветер несет нам пыль или песок или снег, мы прищуриваем глаза, ресницы опускаются и защищают глазное яблоко от мусора. Веки – это как занавеси для наших глаз, они закрывают наши глаза от всяких раздражителей. А вот у рыб век нет; их глаза всегда открыты, даже когда они спят.

А иногда бывают такие моменты, что от обиды или от боли из глаз текут слезы. Но самое главное они помогают глазам. Например, они смывают соринку из глаз.

5. Что у нас над глазами? (Ответы детей). Потрогайте, это брови. Посмотрите друг на друга, брови густые, красивые. Для чего нужны нам брови? (Ответы детей). Брови задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза. Оказывается брови, ресницы и веки нужны человеку не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота.

Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно. Надо нам самим заботиться о своем зрении и беречь глаза.

А что нужно делать, чтобы наши глаза были здоровыми? (беречь глаза, тренировать – делать гимнастику для глаз, есть продукты, содержащие витамин А и др.)

А еще для снятия напряжения с глаз нужно делать гимнастику для глаз. Давайте отдохнем и вспомним, как делается гимнастика для глаз. Гимнастика для глаз «Зоркие помощники» (стоя)

Чтобы зоркими нам стать,

Будем глазками вращать.

Глазки закрываем,

Немножко отдыхаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Молодцы!

С помощью игры мы выясним, знаете ли вы правила, которые помогут нам сохранить хорошее зрение на много лет.

Игра “Согласен, не согласен”.

– Чтобы сохранить хорошее зрение я делаю так (дети показывают зеленую карточку, если согласны и красную карточку, если не согласны):

– читаю и смотрю картинки при плохом освещении;

– не трогаю глаза грязными руками;

– смотрю телевизор, сколько хочу;

– смотрю телевизор не более 40 минут, на расстоянии 2– 2,5метра от экрана;

  • сижу за столом прямо, не пишу с низко опущенной головой
  • бегаю с острыми предметами в руках
  • не смотрю на солнце, сварку или лампочку без плафона
  • не бросаюсь песком

– надеваю чужие лечебные очки;

– не читаю и не рассматриваю картинки в движущемся транспорте, в темноте, лежа.

Ребята, но бывают в жизни случаи, что некоторые люди рождаются незрячими, у некоторых зрение портится после болезни или от удара головой. А некоторые люди сами портят зрение на протяжении всей жизни. Они небрежно относятся к своим глазам: играют в опасные игры с острыми предметами, на близком расстоянии и долго смотрят телевизор и работают на компьютере, читают и смотрят картинки при плохом освещении, смотрят на солнышко…А представьте, как бывает трудно человеку с плохим зрением где-то в городе, на улице, поэтому встречая таких людей, не забывайте предложить свою помощь, проявите внимание, заботу, уважение. Всем окружающим людям надо обязательно заботиться о них и помогать им. Не проходите мимо!

Чтобы почувствовать, как трудно бывает без зрения, мы с вами сейчас поиграем.

Игра “Собери снежки”

Одному ребенку завязывают глаза и предлагают собрать снежки, разбросанные на полу. После игры дети делятся своими ощущениями и делают вывод, что без зрения жить очень тяжело и надо обязательно беречь свое зрение.

А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Веселые человечки»

Детям показываю поочередно карточки со схематическим изображением различных человеческих поз, дети занимают соответствующие позы на слова «Раз, два, три – замри!» В конце игры дети по желанию выбирают свою позу.

II часть.

А сейчас я вам загадаю еще одну загадку, и отгадав ее, мы узнаем следующего нашего помощника.

Интересная ракушка

Не простая завитушка:

Чтобы звук поймать, ей дан

Уникальный барабан! (Ухо)

Следующая рубрика называется «Орган слуха».

Органом слуха у человека является ухо. Ушная раковина, как воронка, собирает звук и направляет его в наружный слуховой проход, который закрыт тонкой пленкой. Эта пленка называется барабанной перепонкой. Мы начинаем слышать в тот момент, когда звук достигает барабанной перепонки и давит на нее.

Давайте проверим ваш слух. Для этого нужно сесть на корточки перед стульчиком, руки сложить на седушке стульчика, а голову положить на руки. Теперь закройте глаза и отгадайте звуки.

Дидактическая игра «Отгадай по звуку, что это?»

(Педагог хлопает, топает, звенит в колокольчик, гремит погремушкой, мнет и рвет газету, бьет мячом о пол, переливает воду, барабанит по столу, играем на металлофоне, а дети узнают звуки).

Ребята, какой орган чувств помог вам отгадать звуки? (уши) Как они называются по научному? (орган слуха)

Для чего нам нужны уши? (слышать, что происходит вокруг, мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта и т.д.)

Слух для человека — это большая ценность, его надо беречь. Как надо беречь уши? (мыть, чистить, не застужать, делать массаж, нельзя ковырять в ушах, нужно защищать уши от ветра и шума).

Ушки у нас не только для того, чтобы слышать. Через них мы можем лечить и оздоравливать наш организм. Сейчас мы сделаем самомассаж ушей.

  1. Стрижка. (Указательные и средние пальцы, как ножницы «стригут» уши возле самого основания).
  2. Чистка. (Указательные пальцы, не отрываясь от ушей, вращательными движениями прочищают ушные проходы).
  3. Слышу — не слышу (Указательные пальцы давят на «козелок» и отпускают).
  4. Вареники (Большие и указательные пальцы обеих рук обрабатывают ушную раковину от верхнего края к нижнему по типу лепки вареников).
  5. Бим-бом (Большие и указательные пальцы тянут за мочки ушей вниз «Бим», потом за верхнюю часть ушей вверх «Бом»).
  6. Стрижка (см. п.1).
  7. Чистка (см. п.2).

III часть.

В следующей рубрике мы поговорим с вами о следующем помощнике. Отгадайте загадку:

Между двух светил

В середине я один… (Нос)

Итак, следующая рубрика – «Орган обоняния».

Внутри носа человека находится носовая полость, которая разделена на две части носовой перегородкой. Носовая полость покрыта слизистой оболочкой и волосками, которые служат для очищения вдыхаемого воздуха и защищают организм от различной пыли, которая может попасть в бронхи и лёгкие.

А для чего человеку нужен нос? (чтобы дышать, нос охраняет наш организм от пыли и микробов и т.д.)

А еще он нужен для того, чтобы красиво говорить. Зажмите нос пальцами и повторите: Ни-на. Что получилось? А теперь ма-ма.

А теперь проверим, хорошо ли у вас развито чувство обоняния.

Дидактическая игра «Узнай по запаху».

(В пластмассовых коробочках с отверстиями лежат: чеснок, апельсин, кофе, шоколад, лимон, лук). Через отверстие ребенок нюхает запах и старается его распознать, после этого открываем коробочку и проверяем.)

Какой орган чувств нам помог определить запах? (нос)

Вывод: носом мы дышим, чувствуем запахи.

— Ребята, как же надо ухаживать за своим носом? (Необходимо, чтобы нос был чистым, вытирать нос — только чистым платком и аккуратно закапывать лекарство, промывать нос и не простывать).

Чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную гимнастику (стоя):

1. “Дыхание”. Подыши одной ноздрей, и придет к тебе покой.

  1. – правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох;
  2. – как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихий, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх (4-6 раз).
  3. “Вырасти большой” Вырасти хочу скорей, добро делать для людей.
  4. – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носк5и (вдох);
  5. – опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох) Произносить звук “у-х-х” (4 – 5 раз)
  6. “Носик” Очень любим свой нос, а за что? Вот ваш вопрос.
  7. – погладить боковые части носа от кончика к переносице (вдох);
  8. – на выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (6 раз)

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп, хлоп,

Мы глазами миг, миг,

Мы плечами чик, чик,

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху мы подняли,

Сели-встали, сели-встали,

И на месте зашагали.

На носок, потом на пятку,

Вот и сделали зарядку.

IV часть.

Ребята, а сейчас для вас следующая загадка:

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое:

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша… (кожа)

Следующая рубрика «Орган осязания».

Кожа – это наша естественная, данная природой одежда. На коленках брюк со временем могут протереться дырки. Платье, подаренное тебе, вдруг оказывается мало! Кожа никогда не доставляет нам подобных неприятностей. Она всегда новенькая и всегда в пору. А все потому, что она постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. Правда-правда! Когда чешуйки кожи покидают ее поверхность, они уносят на себе большое количество вредных микробов и грязи. Так что кожа не просто одевает тебя, но и надежно защищает

Для чего нужна кожа? (защищает организм от микробов, кожей мы чувствуем предметы, к которым прикасаемся, с помощью кожи определяем какой предмет: горячий, холодный, твердый, мягкий).

А теперь посмотрите на две бутылки с водой. Чем они отличаются? А теперь потрогайте. Что помогло вам определить, что в одной бутылке горячая вода, а в другой холодная?

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

(В мешочке находятся предметы: гладкий камень, пёрышко, губка, резиновый мячик, бусы и др. Воспитатель предлагает достать предмет с помощью рукавицы, и без нее. Дети делают вывод, что в рукавичке сложно узнать, какая игрушка в мешочке, а без нее легко).

С помощью какого органа чувств ты угадал?

Проводится беседа с детьми о том, как нужно беречь кожу: не загорать долго на солнце, не обжигать, не давить прыщи, пользоваться кремами для тела, для рук, для лица, носить чистое белье, не одевать чужую одежду и обувь, мыться теплой водой с мылом.

V часть. И последняя загадка:

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

Следующая рубрика «Орган вкуса».

Язык – очень интересный орган. Когда мы едим, язык переворачивает, мнет пищу, помогает пропитать ее слюной. Когда мы говорим, язык, как гимнаст, успевает принять новую позу.

Какие вкусы вы знаете? (горький, соленный, кислый, сладкий).

Язык «пробует» пищу разными участками. На сладкое отреагирует кончик языка, по бокам – участки, чувствительные к соленому, чуть дальше к кислому, а задняя часть воспринимает только горький вкус пищи.

А сейчас для вас интересная игра.

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

(дети с закрытыми глазами пробуют и определяют на вкус овощи, фрукты: лимон, апельсин, мандарин, морковь, яблоко, виноград).

Какой орган вам помог определить фрукт на вкус?

На этом наша передача «Жить здорово!» подходит к концу. Хотела бы услышать ваши отзывы. Все ли органы нужны человеку, или без некоторых мы сможем обойтись? Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств «служили нам долго? А чего лучше не делать? Чему научила вас передача «Жить здорово»? В какие игры вы бы хотели поиграть еще раз? Что вечером расскажите родителям? Кто, по вашему мнению, был самым активным? Почему так решил? Вот мы и узнали, кто же такие наши помощники. Берегите свои органы чувств, ведь они помогают нам познать окружающий мир.

Список использованной литературы

  1. Алябьева Е.А. Знакомим детей с человеческим организмом. Сказки, рассказы, игры, стихи, загадки для детей 6-9 лет. – М., 2015.
  2. Баринова Е.В. Обучаем дошкольников гигиене. – М., 2013.
  3. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М., 2010.
  4. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2016.
Просмотров: 159
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Мусатова Инна Борисовна. Формирование целостной картины мира/экспериментирование НОД «Наши помощники-глаза»
  • Белоусова Татьяна Юрьевна. Культурная практика «ДЛЯ ЧЕГО НАМ ГЛАЗА»
  • Копцева Ольга Анатольевна. Конспект игрового занятия в подготовительной группе «Наши помощники – глаза»
  • Корелина Наталья Сергеевна. Занятие - экспериментирование для детей старшего дошкольниого возраста - Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещения
  • Главный Редактор. Радужная оболочка глаза определяет характер
  • Карпенкова Ольга Александровна. Конспект НОД по ОБЖ 'Береги свои глаза'
  • Чичерин Александр. ГЛАЗА РЕБЁНКА
  • Ковалева Светлана Николаевна. Проект - День Здоровья, на тему 'Глаза - окно в мир' (подготовительная группа)
  • Клемина Светлана Николаевна. Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» «У страха глаза велики» в старшей группе
  • Ильинская Диана Витальевна. Презентация по мнемотаблицам «У страха глаза велики»
  • Цой Оксана Анатольевна. Воспитательский час Тема: «СМЕЛЫЕ ГЛАЗА — МОЛОДЦУ КРАСА»
  • Петрова Олеся Александровна. Конспект открытого занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Коваль Галина Николаевна. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека»
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Тагачакова Надежда Анатольевна. Конспект занятия 'Наши помощники — органы чувств'
  • Ворончихина Ольга Геннадьевна. ПРОЕКТ «ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
  • Шатова Марина. Конспект НОД 'Наши помощники-органы чувств' средний дошкольный возраста
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Салтыкова Екатерина Владимировна. Конспект дидактической игры по сенсорному воспитанию «Путешествие в страну органов чувств»
  • Бойцова Наталья Николаевна. Детский исследовательский проект «Чтобы руки не замерзли»
  • Батищева Елена Ярославовна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сколько раз нужно делать добрые дела?».
  • Наталья Викторовна Спешилова. «Игры и упражнения для глаз с детьми, имеющими зрительные нарушения» Консультация для воспитателей
  • Конспект НОД в подготовительной к школе группе по пересказу рассказа «Для чего руки нужны?».
  • Ниязова Ольга. Конспект по безопасности Тема: «Чтобы с тобой не случилась беда, правила эти помни всегда»
  • Батищева Елена Ярославовна. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Сколько раз нужно делать добрые дела?»
  • Копыл Ирина Викторовна. Дидактическая игра 'Когда это бывает?'
  • Котова Ольга Александровна. Проект по охране безопасности жизни детей «Чтобы не случилось беды…»
  • Хисматуллина Айгуль Фаилевна. Конспект интегрированной НОД для старшей группы тема: «Ухо – орган слуха».
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь