Воспитатель высшей квалифицированной категории МБДОУ детский сад № 116 Байкова Екатерина Алексеевна Тверь Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №116 г.Тверь, 170028, ул. Орджоникидзе, д. 45-а, т.58-73-21
Содержание:
- Актуальность
- Проблема
- Цели
- Задачи
- Этапы реализации проекта
- Заключение
- Список использованной литературы
Дошкольный возраст – период активного роста и развития ребёнка, стремящегося всё потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Это доказывает, что дети познают мир чувственно. Давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей. Чем большее количество информации получит мозг ребёнка через различные анализаторы, тем лучше ребёнок будет функционировать, тем богаче будет его опыт. Академик Н.Н. Подьяков выделяет деятельность экспериментирования, в которой ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Актуальность:
В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. А экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Проблема: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Цель проекта: – создание условий для формирования основ целостного мироведения ребёнка среднего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира (различные свойства веществ, основные виды и характеристики движения, основные виды и характеристики движения, основные физические явления).
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических эксперимент.
- Повышать уровень развития любознательности, исследовательских навыков умение анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, соблюдать последовательность действий при проведении опытов, отбирать необходимые материалы для самостоятельной деятельности.
Развивающие задачи:
- Развивать память, мышление, внимание, общую и мелкую моторику.
- Развивать познавательный интерес экспериментированию.
Речевые задачи:
- Развивать речь: обогащать словарный запас детей, знакомить с терминами.
- Закреплять умение давать полные ответы на поставленные вопросы. делать выводы, строить логические речевые высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение сотрудничать с другими детьми, оказывать помощь друг другу.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Тип проекта: практико-экспериментальный.
Объект исследования: познавательный интерес детей к объектам природы.
План реализации: 2 месяца
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций
Ожидаемый результат:
У дошкольников развиваются умения:
- активно познавать окружающий мир;
- применять разные способы детского экспериментирования;
- ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;
- доказательно объяснять полученный результат;
- У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный.
- Изучение методической литературы по теме проекта.
- Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
- Подбор для занятий:
- практические методы (опыты, эксперименты)
- наглядные методы (модели, схемы и т.д.)
- словесные методы (пояснения, рассказ, познавательные сказки)
Основной этап:
- Планирование экспериментальной деятельности на период с январь – февраль 2019 года.
- Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.
Заключительный этап:
- Сформировать картотеку по экспериментам.
- Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования.
Реализация проекта:
Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою работу, где реализация поставленных задач осуществляется в рамках нерегламентированной образовательной деятельности. Работа проводилась в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. После эксперимента использовала воспитательные моменты — дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, ленточки, флажки.
По проекту «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы в средней группе» предусмотрена также работа с родителями.
- Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».
- Консультация для родителей «Волшебная водичка».
- Оказание помощи в создании детской лаборатории.
- Подбор материалов, предметов для коллекций.
- Итоговое мероприятие с родителями «Неизведанное рядом».
- Памятка для родителей «экспериментирование с водой» и консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Памятка для детей: «Правила техники безопасности при проведении опытов»
- Аккуратно пользоваться емкостью для воды.
- Своевременно поддерживать порядок на рабочем столе
- Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
- Не пробовать на вкус вещества.
Заключение.
- Дети познакомились со свойствами окружающего мира (различные свойства веществ, основные виды и характеристики движения, основные виды и характеристики движения, основные физические явления).
- Повысили уровень развития любознательности, исследовательских навыков: умение анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, соблюдать последовательность действий при проведении опытов, отбирать необходимые материалы для самостоятельной деятельности.
- В развитии речи мы обогатили словарный запас детей, знакомились с терминами, закрепляли умение давать полные ответы на поставленные вопросы, делали выводы, строили логические речевые высказывания.
- Воспитывали умение сотрудничать с другими детьми, помогали друг другу.
- Формировали опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Дети узнали о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, текучая).
- Научились обнаружить воздух в пространстве.
- Умеют называть свойства предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде). Узнали для кого она нужна и для чего нужна вода.
- Научились анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
Совместно с родителями и детьми мы планируем провести открытое мероприятие на тему: «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты», где каждая семья совместно со своим ребенком знакомят нас со своими опытами.
Кроме того, мы оформили выставку картотек наших опытов, энциклопедий для дошкольников, зарисовки детей после проведения опытов в течение реализации нашего проекта.
Список использованной литературы:
- Дыбина О. В Неизведанный ряд: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005
- Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» // Вопросы психологии, 1990. №
- Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
- Интернет ресурсы.
|