© Жамсаранова Ханда Валериевна МБДОУ №104 «Зорька» г. Улан-Удэ
Над этой темой мы работаем первый год. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время снизился интерес к совместному прочтению художественной литературы детей и родителей, интерес к книге заменили просмотр телевизора и игры в компьютер. Современными родителями утеряно понимание значения сказок в воспитании ребенка. Хоть сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, родители испытывают затруднения в приобщении ребенка к книге. Хотя, чем больше мы читаем ребенку сказок, обсуждаем происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться художественная литература, тем больше он начинает любить книгу. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Сказкотерапия — эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: «учить играя». В результате активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе.
Методы работы по развитию речи сказкотерапией ведутся мною по нескольким направлениям: театрализация сказок, игры по сказкотерапии, дидактические игры.
В театрализации сказок ставится основная задача – обучение пересказу методом проигрывания, что способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику. Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя:
- Чтение и выразительное рассказывание сказки
- Беседа по содержанию
- Показ воспитателем настольного театра
- Инсценировка сказки детьми
На самом деле, театр для ребенка это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям. А воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение сказки и театра гармонично и оправдано. За текущий период, были проведены театрализации сказок «Снегурочка», «Зайка Зазнайка», «По щучьему велению», благодаря которым дети прожили эмоции сказочных героев, усвоили азы монологической речи, диалога. Используя дидактические игры в процессе беседы по содержанию помогают
лучше запоминать названия сказок, их содержание, героев. Игры по мотивам сказок: «Угости медведя» (по сказке «Три медведя»), «Домики для друзей» (по сказке «Теремок»), «Сказки перепутались». Помогают развивать зрительные и тактильные ощущения, сенсорные представления, развитие связной речи, памяти, внимания. Нами был реализован проект «Книжкина неделя» в группе «Лучики». Была оформлена выставка «Моя любимая книга», где дети знакомили нас с любимыми книгами и персонажами. Мы лепили сказочных героев, рисовали понравившиеся сюжеты. А при помощи родителей изготовили куклы для драматизации по сказкам «Зайка Зазнайка», «По щучьему веленью».
Проделанная нами работа наглядно продемонстрировала, что сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас, дети вводят героев сказок в свои игры. Результатом применения сказкотерапии в образовательной среде детского сада значительно повышает качественно уровень речевого развития и речевого творчества детей группы.
Литература
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СП., 1998.
- Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 2000.
|