Жамсаранова Ханда Валериевна. Сказкотерапия – как средство развития детей дошкольного возраста

Сказкотерапия – как средство развития детей дошкольного возраста

© Жамсаранова Ханда Валериевна МБДОУ №104 «Зорька» г. Улан-Удэ

Над этой темой мы работаем первый год. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время снизился интерес к совместному прочтению художественной литературы детей и родителей, интерес к книге заменили просмотр телевизора и игры в компьютер. Современными родителями утеряно понимание значения сказок в воспитании ребенка. Хоть сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, родители испытывают затруднения в приобщении ребенка к книге. Хотя, чем больше мы читаем ребенку сказок, обсуждаем происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться художественная литература, тем больше он начинает любить книгу. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Сказкотерапия — эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: «учить играя». В результате активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе.

 

Методы работы по развитию речи сказкотерапией ведутся мною по нескольким направлениям: театрализация сказок, игры по сказкотерапии, дидактические игры.

В театрализации сказок ставится основная задача – обучение пересказу методом проигрывания, что способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику. Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя:

  • Чтение и выразительное рассказывание сказки
  • Беседа по содержанию
  • Показ воспитателем настольного театра
  • Инсценировка сказки детьми

На самом деле, театр для ребенка это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям. А воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение сказки и театра гармонично и оправдано. За текущий период, были проведены театрализации сказок «Снегурочка», «Зайка Зазнайка», «По щучьему велению», благодаря которым дети прожили эмоции сказочных героев, усвоили азы монологической речи, диалога. Используя дидактические игры в процессе беседы по содержанию помогают

лучше запоминать названия сказок, их содержание, героев. Игры по мотивам сказок: «Угости медведя» (по сказке «Три медведя»), «Домики для друзей» (по сказке «Теремок»), «Сказки перепутались». Помогают развивать зрительные и тактильные ощущения, сенсорные представления, развитие связной речи, памяти, внимания. Нами был реализован проект «Книжкина неделя» в группе «Лучики». Была оформлена выставка «Моя любимая книга», где дети знакомили нас с любимыми книгами и персонажами. Мы лепили сказочных героев, рисовали понравившиеся сюжеты. А при помощи родителей изготовили куклы для драматизации по сказкам «Зайка Зазнайка», «По щучьему веленью».

Проделанная нами работа наглядно продемонстрировала, что сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас, дети вводят героев сказок в свои игры. Результатом применения сказкотерапии в образовательной среде детского сада значительно повышает качественно уровень речевого развития и речевого творчества детей группы.

Литература

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СП., 1998.
  3. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 2000.
Просмотров: 360
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Чудинова Светлана Евгеньевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: обучение сочинению сказок Название: «Книга сказок»
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Червякова Елена Александровна. Статья: «Роль русских народных сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Плясунова Наталья Валентиновна, Соколова Елена Павловна. Роль детских сказок в развитии речи детей дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…»
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Никульникова Оксана Викторовна. Методическое сопровождение к игровым пособиям, используемым в процессе обучения детей подготовительной к школе группы сочинению сказок
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Ковалева Елена Евгеньевна. Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Фрадкина Ирина Викторовна, Гетман Надежда Александровна. Проект «Речевой ручеёк» по развитию связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам
  • Клишина Валентина Викторовна. Конспект занятия во 2 младшей группе по развитию речи. «По дорогам сказок.» (сказка «Волк и семеро козлят»)
  • Бердникова Ирина Викторовна. Конспект проведения занятия в старшей группе по воспитанию навыков ОБЖ ТЕМА: 'Научим героев сказок безопасности'
  • Ненашева Елена Алексеевна. Методическая разработка образовательной ситуации по развитию речи с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» для детей среднего дошкольного возраста
  • Лукьянова Екатерина Сергеевна. Логопедическое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР Тема «Салат из сказок»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Данжеева Наталья Александровна. «Игры-драматизации и метод визуально – пространственного моделирования сказок, как средство всестороннего развития дошкольника»
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Бикметова Евгения Владимировна. Конспект квест — игры для детей старшего дошкольного возраста «По дорогам сказок с Кикиморой»
  • Захарова Динара Мухаррямовна. Конспект литературной игры для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки русских народных сказок»
  • Волокитина Карина Владимировна. Театрализованное представление по мотивам сказок А. С. Пушкина «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
  • Хилло Наталья Николаевна. Проект развивающей предметно-пространственной среды (старшая группа) «В мире сказок. Неделя. По страницам сказок В. Сутеева»
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Андреева Елена Владимировна. Педагогическая статья 'Метод моделирования русских народных сказок — эффективное развитие связной речи дошкольника'
  • Степанишина Ирина Павловна. Конспект квест-игры по мотивам сказок «Путешествие по сказкам»
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Травникова Наталья Леонидовна. Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 'Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книги'
  • Рахманюк Ирина Акимовна. Открытое занятие по развитию речи в младшей группе центра социально-психологической реабилитации детей. Игра-путешествие «В стране добрых сказок»
  • Субракова Ольга Александровна. Использование сказкотерапии с детьми как средство развития связной речи
  • Рябкова Анастасия Михайловна. Развитие речи. Чтение русских народных сказок:



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь