Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. Она является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. Федеральные государственные образовательные стандарты Дошкольного образования (ФГОС ДО)) [5], посредством которой происходит не только психологическое, но и психическое, личностное и социальное развитие. Для того, чтобы игра стала развивающей, необходимы специальные условия, которые создал В. В. Воскобович. Авторская игра В. В. Воскобовича является своеобразной технологией развития ребенка. Лучший способ понимания различных знаний лежит через практические действия, такой подход является азбукой дошкольной педагогики. Игры автора В. В. Воскобовича и занятия разнообразны, многофункциональны, интересуют детей разного возраста, они помогают создавать и фантазировать.
Ключевые слова: авторская игра, «Геоконт», игра, «Квадрат Воскобовича», «Чудо-крестики», «Логоформочки», развивающие игры В. В. Воскобовича.
Для детей дошкольного возраста игра – ведущий вид деятельности дошкольников, ведь именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка в: движении; общении; познании; самореализации и др. [1]. Преимущество игры по сравнению с другими средствами развития детей дошкольного возраста заключается в том, что она является «школой морали в действии, а не только в представлении» (Л. С. Выготский) [4]. Особое место в жизни детей дошкольного возраста занимают разевающие игры — это игры, специально составленные с целью активизации различных способностей ребёнка, в том числе двигательных и умственных.
Для того, чтобы развивающие игры были для детей дошкольного возраста эффективными В. В. Воскобович [2], физик-математик по образованию, на основе трудов Н. А. Зайцева и Б.П. Никитина создал собственные, авторские развивающие игры — игры специфические, полноценные и достаточно содержательные для детей, имеющие побудительные мотивы и способы действий, направленные на всестороннее развитие ребенка, не как передача конкретных знаний, умений и навыков [5]. Свои игры для дошкольников В. В. Воскобович называет технологией или «Сказочными лабиринтами игры».
В основу авторских игр В. В. Воскобович заложил три основных принципа – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству [3].
Приведенные выше принципы легли в основу особенностей авторских игр В. В. Воскобовича [3]:
- В ходе создания игры учитываются интересы ребят.
- Широкий возрастной диапазон. Любая разработка рассчитана на возраст от 2 до 7 лет. Уровень сложности подбирается индивидуально.
- Партнерское взаимодействие со взрослым. В комплекте есть методическое пособие, описывающее сценарий игры и ее правила. Педагог или родитель выступает в качестве ведущего, он задает сказочный сюжет, ставит задачи, показывает иллюстрации.
- Вариативность. Сборники упражнений предлагают задачи различной степени сложности.
Обучение авторским играм В. В. Воскобовича проходит в несколько этапов [2]:
- первое знакомство. В играх есть сказочные герои. Для начала рассказывают ребенку о действующих лицах
- уровень сложности. Педагог подбирает упражнения, посильные для выполнения ребенка на текущем этапе его развития
- обучение игровым приемам
- отработка навыков путем выполнения заданий под руководством педагога или родителя
- игра в одиночку. Когда ребенок понял правила, потренировался и готов играть самостоятельно, педагог или родитель предлагает ему придумать свои задания, формы и схемы.
Авторские игры В. В. Воскобовича можно разделит на три категории (таблица 1).
Таблица 1 - Авторские игры В. В. Воскобовича [2]
Наименование игры
|
Содержание игры
|
Игры, развивающие пространственное мышление, воображение, геометрическое и стереометрическое мышление
|
Геоконт.
|
Это фанерная доска со штырьками-гвоздиками из пластмассы. У каждого гвоздика своего цвета головка. В наборе есть разноцветные резинки-паутинки. Пользуясь координатной сеткой, ребёнок создаёт фигуры, цифры и буквы. В названии сопровождающей игру сказки можно прочитать слово «Геометрия». Главного героя-мальчика зовут Гео, сказочного ворона Метр, и ещё есть дядя Слава – сам Воскобович. Он называется Я. Так наука геометрия, основы которой преподаются в этой игре, получает в ней новое творческое истолкование: это наука об измерении земли мною, Я – главный участник игры, науки, жизни. Игру сопровождает сказка. Всё, что видит маленький Гео, ребёнок должен воссоздать по рисункам с помощью разноцветных резинок. Тогда сказка продолжается и ведёт к новым приключениям. Если творческим родителям не нравится содержание сказки (оно далеко от народных сказок), его очень просто изменить. На резинках можно изобразить хоть «Теремок», хоть «Колобок».
|
Квадрат Воскобовича.
|
Он бывает двухцветным для малышей и четырёхцветным для дошкольников. Квадрат состоит из 32 треугольников, которые наклеены на тканевую основу. Из треугольников можно складывать объёмные фигурки, и это не так просто, как кажется. Складывание фигурок сопровождается сказкой о превращениях квадрата. И не только в домик или конфетку, но и в котёнка, и в ёжика, и в другие предметы. Схемы фигурок даны в описании игры. Если квадрат разрезать по линиям, вариантов фигурок станет больше.
|
Чудо-крестики.
|
У этой игры три уровня сложности (это три разные усложняющиеся игры). «Чудо-крестики 1» состоит из 4 разноцветных крестиков, «Чудо-крестики 2 и 3» – из 6 разноцветных крестиков. Каждый крестик разрезан на отдельные фигурки, из которых можно собрать всё что угодно. Получаются прекрасные аппликации из фанеры. К каждой игре прилагается «Альбом фигурок». Для усложнения задачи можно переворачивать крестики белой стороной.
|
Логоформочки.
|
Из эталонных фигур с помощью специальной линейки дети конструируют новые фигуры. Конструирование сопровождается увлекательными сказками.
|
Набор карточек «Радужные гномы»
|
Это то же самое, что «Забавные буквы», но для цветов. Каждый гном имеет свой цвет и имя, созвучное с цветом (Кохле-красный, Охле – оранжевый и т.д.). Карточки помогают запомнить образы цветов.
|
Прозрачный квадрат.
|
На прозрачной плёнке изображены разные фигуры. Всего таких квадратных плёнок 30. Фигурки животных получаются благодаря наложению плёнок друг на друга. Игру сопровождает сказка о нетающих льдинках.
|
Черепашка-пирамидка.
|
Эта игра предназначена для детей от 2 лет. Она состоит из 21 фанерной фигурки семи цветов и двух размеров. Их можно собирать по-разному в зависимости от желания или фантазии. Получившуюся картинку обводят на бумаге.
|
Игры, обучающие чтению, звукам, буквам
|
Складушки.
|
Эта игра основана на слоговом принципе русского письма. Она представляет собой книжку, каждый разворот которой посвящён всем возможным слогам с определённой согласной буквой. На этой же странице картинки животных и песенки, в которых выделены ударные слоги. Складушки – это усовершенствованная слоговая азбука. Для самых маленьких прилагается диск с песенками.
|
Теремки Воскобовича.
|
Это кубики, основанные на слоговом принципе русского письма. Кубики-теремки сделаны из дерева. Всего их 12 (по 2 каждого цвета: белые, серые, коричневые, лиловые, жёлтые, голубые). На их гранях написаны согласные. На кубиках-теремках есть окошечки. В эти кубики нужно вкладывать картонные кубики-сундучки с гласными. Синие кубики для букв А, О, У, Э, Ы, обозначающих твёрдость согласных, зелёные – для букв Я, Ё, Ю, Е, обозначающих мягкость предыдущих согласных. Эти же цвета для твёрдых и мягких согласных сохраняются и в складушках. Дети могут играть кубиками как домиками с окошками. В каждый теремок можно посадить картинки животных (или маленькие игрушечки) на букву, нарисованную на кубике. Чтобы научиться читать слоги, надо в кубик-теремок вложить кубик-сундучок, произнести или пропеть слог.
|
Забавные буквы.
|
Это 10 карточек, обозначающих гласные. Все они изображают в разных позах Арлекина. Называются остроумно: Арлекин, Урлекин, Орлекин и т.д. Помогают развить фантазию и запомнить образ буквы.
|
Читайка на шариках
|
Это квадрат, который нужно сгибать по линиям, читая слова. Можно прочесть до 130 слов.
|
Игры-шнуровки, обучающие чтению: «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка».
|
Это разной формы шнуровки, соединяющие буквы в слова. Ими может играть и ребёнок, не знающий букв, просто как шнуровками.
|
Конструктор букв
|
Знакомит с «внешностью» каждой буквы. На фанерной основе закреплены резиночки. Под эти резиночки дети просовывают детали, из которых составляют буквы. Всего деталей 15, форма разная. Создание букв сопровождает сказка о приключениях в Фиолетовом лесу. Именно сказка устанавливает связь между буквой и звуком.
|
Игры, обучающие цифрам, счёту, умножению и другим математическим действиям
|
Кораблик «Плюх-плюх».
|
Это фанерный объёмный кораблик с деревянными мачтами, пронумерованными от 1 до 5, на которые нужно надеть флажки одного цвета на каждую. Игру сопровождает сказка о капитане и матросе, Гусе и Лягушке.
|
Кораблик «Брызг-брызг».
|
Это плоский кораблик на игровом поле из ковролина, на котором наклеена палуба. Каждой мачте соответствует цифра от 1 до 7. К ней нужно прикреплять липучками разных цветов паруса-флажки.
|
Кораблик «Буль-буль».
|
Он тоже плоский, но мачт у него десять. Соответственно, можно выучить счёт до 100, четыре математических действия. К кораблику прилагаются задания разной сложности.
|
Математические корзинки.
|
Эта игра бывает разных уровней сложности. В каждую корзинку можно вложить до 10 грибков. Ребёнок собирает грибы вместе со зверушками-цифрами. Он должен оценить, сколько грибов нужно добавить до десятка, сравнивает, у кого грибов больше. Игра даёт понятие о составе числа, учит математическим действиям.
|
Набор карточек «Забавные цифры».
|
Каждая цифра имеет образ какой-нибудь зверушки. Карточки развивают воображение и помогают запомнить образ цифры.
|
Прозрачная цифра.
|
Эта игра состоит из полосок на прозрачной плёнке. Ребёнок должен создать из них цифры. Формирует пространственное мышление, комбинаторику. Чем-то похожа на «Конструктор букв», но из других материалов.
|
Чудо-цветик.
|
Игра представляет собой фанерные цветочки, разделённые на части. Ребёнок складывает из частей целое, а также фигурки по инструкции.
|
Шнуровка «Счетовозик»
|
Учит сложению и вычитанию до 20 детей от 4 лет. Может использоваться просто как шнуровка.
|
Планета умножения.
|
Это игра для группы дошкольников или младших школьников. В процессе игры можно научиться умножению. Нужно добраться до космического корабля по своей шахте, чередуя ходы. Умножение понадобится при подсчёте голосов.
|
Постоянные занятия по авторским играм В. В. Воскобовича развивают в ребенке следующие способности: глубокий анализ; умение сравнивать предметы; навыки чтения и математического счета; знание геометрических фигур; знание цветов и их оттенков; усидчивость; целеустремленность; перфекционизм; память; логическое мышление; творческое мышление.
Но авторские игры В. В. Воскобовича подвержены критике. Среди основных недостатков называют следующее:
- отличие от школьной системы. Игры не уделяют внимание буквенному составу слова, она ориентирована сразу на слоги. В дальнейшем ребенок может делать ошибки при фонетическом и морфемном разборе слова;
- дети быстро привыкают к цветам кубиков. В школе они могут не совпадать с цветами, которые учитель присваивает гласным, согласным, твердым и мягким звукам. В этом случае ребенка приходится переучивать;
- расхождение с правилами русского языка. Например, при обучении чтению по авторским играм В. В. Воскобовича допустимо сочетание букв «ЖЫ» и «ШЫ»;
- высокая цена и хрупкость.
Таким образом, авторские игры В. В. Воскобовича - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Авторские развивающие игры В. В. Воскобович («Сказочные лабиринты игры») - игры специфические, полноценные и достаточно содержательные для детей, имеющие побудительные мотивы и способы действий, направленные на всестороннее развитие ребенка, не как передача конкретных знаний, умений и навыков. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития. Плюсы авторских игр В. В. Воскобовича: ребенок быстро анализирует информацию; легко считает, имеет навыки чтения; умеет различать геометрические фигуры и цвета; быстро анализирует; доводит дело до логического конца; обладает высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания. Минусы авторских игр В. В. Воскобовича - не все авторские игры можно сделать самостоятельно. Авторские игры В. В. Воскобовича отличаются высокой эффективностью и доступностью. В процессе авторских игр создаются особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие ребенка.
Список литературы
- Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2019. – 144 с
- Воскобович В.В., Вакуленко Л. С. Развивающие игры Воскобовича / В. В, Воскобович, Л. С. Вакуленко – М.: Сфера, 2015. – 128 с.
- Воскобович, В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В, Воскобович, Т. Г. Харько [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //inteltoys. ru/catalog/ metodiki-razvitiya/didakticheskie-igry-po-matematike-i-logike/2281. html, свободный с экрана (дата обращения 10.02.2020)
- Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л. С. Выготский - М: Народная асвета, 2019. – 56 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 (ред. от 25.03.2015) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_law_118580/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 10.02.2020).
|