Развивающие игры для детей дошкольного возраста
Тема: «Развитие памяти»
Игра: «Воспроизведение рассказов»
Исследуются особенности понимания, запоминания, речи.
Текст прочитывается психологом. Затем ребенок должен пересказать его устно. Тексты предъявлять ребенку в возрастающей степени сложности. Если ребенок никак не может усвоить содержание рассказа, тогда экспериментатор многократно повторяет текст вслух, пытаясь достичь необходимого понимания текста путем обсуждения его с ребенком.
Скачать: Развивающие игры для детей дошкольного возраста (полный конспект)"
Тексты рассказов
- Плохой сторож. У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка съела и сало, и мясо, и молоко.
- Девочка и птичка. Жила-была девочка Зина. Пошла Зина один раз в садик гулять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дороге и пищит. Девочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птичку в гнездышко.
- Галка и голубь. Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и вылетела в голубятню. Голуби ее приняли, как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.
- Муравей и голубка. Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.
Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей забрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
5. Умная галка
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.
6. Самые красивые
Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
- вы не видели моих птенцов?
- а какие они?
- самые красивые!
Тема: «Развитие памяти»
Игра: «Посмотри и нарисуй»
Цель: Изучить зависимость объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала.
Подготовка исследования: Подобрать 6 хорошо знакомых ребенку предметов, без смысловых связей между ними; 6 картинок размером 7,5 см x 7,5 см; петух, матрешка, лошадь, свинья, троллейбус, корабль; сделать 6 карточек размером 6 x 6 см, на каждой из которых нарисована цветным контуром геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, пятиугольник; приготовить листы бумаги, 6 цветных карандашей.
Тема: «Развитие памяти»
Игра: «Бабушка укладывает в свой чемодан…»
Игра для развития механической памяти.
Играть можно и вдвоем с ребенком, но лучше – компанией из 3-4-5 человек. Взрослый начинает рассказ: «Бабушка укладывает в свой чемодан… расческу». Следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: «Бабушка укладывает в свой чемодан расческу и… тапочки» и т.д. игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов.
Тема: «Развитие памяти»
Игра: «Пуговицы»
Игра для развития памяти и внимания.
В этой игре принимают участие двое. Перед игроками лежат два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется. Для начала бывает достаточно взять всего 3 пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого они выбираются.
У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6. Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение (20-30 сек) и накрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.
Обычно на первом этапе дети не могут играть правильно, следует обучить их помогать себе, описывая вслух взаиморасположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направления «вверх», «вниз», «влево», «вправо».
Тема: «Развитие памяти»
Игра: «Веселые картинки»
Предложите ребенку в течение 15 секунд внимательно посмотреть на страничку с изображением таблички из картинок 3х3. В клеточках таблицы должны быть изображены различные предметы: самолет, мяч, солнце, кукла, ложка, ботинок, карандаш, цветок. Затем переверните страницу. Предложите ребенку в пустых клеточках приготовленной таблички нарисовать те предметы, которые он только что видел.
Оцените его результаты. Ошибкой считается пропуск картинки или изображение на ее месте другой.
Если нет ошибок – прекрасно! У вашего ребенка хорошая зрительная память, и это надо использовать в будущем, предъявляя ему буквы, числа, правила и иностранные слова на табличках и плакатах.
Если ребенок допустил 1-3 ошибки, нужно поупражнять память и внимание; например, в игре «Пуговицы». Если же Вы обнаружили 4 и больше ошибок, развитие памяти ребенка является Вашей первоочередной задачей!
Тема: «Развитие памяти»
Игра: «Отгадай-ка»
Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи.
Можно играть как с группой, так и с одним ребенком. Задание состоит в том, что ребенка просят по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов так, чтобы партнеры угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его.
После того ка ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбрали предмет, водящий дает в руки любому играющему камешек как приглашение к рассказу. Получивший камешек рассказывает о загаданном предмете. Когда загадка отгадана, ее автор передает камешек в руки следующему. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумал свою загадку.
Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему дать достаточно полное описание задуманного предмета.
Тема: «Психокоррекция сенсорного развития дошкольников»
Задание: Восприятие времени
Цель: закрепить представления детей о частях суток.
Оборудование: отрывки из стихотворений о частях суток.
Спать пора. Уснул бычок,
Лег в кроватку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой кивает он,
Он слонихе шлет поклон.
Спят поля, спят луга,
Пала свежая роса.
В небе звездочки горят.
В речке струйки говорят.
К нам в окно луна глядит
Малым детям спать велит.
Если звонко за окном
Защебечут птицы,
Если так светло кругом,
Что тебе не спится.
Если вдруг у вас
Радио заговорило
Это значит, что сейчас
(Утро) наступило.
Вместе с нами наши куклы
Учат цифры, учат буквы.
В школе есть особый класс
Для игрушек и для нас.
Дайте детям прослушать отрывки стихотворений и определить соответствующие им части суток.
Тема: «Психокоррекция сенсорного развития дошкольников»
Цель: уточнить, закрепить представления детей о различных отрезках времени года.
Оборудование: репродукции картин, на которых изображены различные времена года.
Дайте детям задание сгруппировать репродукции в зависимости от изображенных временных отрезков года, вспомнить загадки, стихотворения о зиме, весне, лет и осени. Указать основные признаки временных эталонов.
Тема: «Психокоррекция сенсорного развития дошкольников»
Цель: закрепить представления детей о частях суток.
Поручите детям нарисовать события, которые могли произойти в разные отрезки времени. Сравните импровизации детей, дайте им оценку.
Тема: «Психокоррекция сенсорного развития дошкольников»
Цель: закрепить представления детей о частях суток, умение узнавать их по видам деятельности.
Предложите детям продолжить начатое предложение: мы завтракаем …, а обедаем …
Мы приходим в детский сад …
Мы идем на прогулку …
Мы спим в детском саду …
А дома …
Тема: «Психокоррекция сенсорного развития дошкольников»
Цель: закрепить знания дней недели.
Предложить детям придумать недели перевертыши (первый день недели не понедельник, а суббота и т.д.). Проанализируйте детские импровизации, укажите на допущенные ошибки.
Тема: «Психокоррекция сенсорного развития дошкольников»
Ориентировка в пространстве
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве на основе плана.
Оборудование: план групповой комнаты, кукла.
Предложите ребенку поиграть с Вами, рассмотрите вместе с ним план комнаты, покажите на плане место, куда спряталась кукла, например, найти ее в реальной комнате, затем поменяйтесь ролями с ним – ребенок прячет куклу и указывает на плане место, где она спрятана, а Вы ищите ее в групповой комнате.
Тема: «Психокоррекция сенсорного развития дошкольников»
Задание: Восприятие времени
Цель: уточнить и закрепить представления детей о различных отрезках времени года.
Осыпается весь наш белый сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там на дне долины
Кисти ярко красные вянущих рябин.
На лугу пестреют яркие цветы,
Золотом облитые темные листы.
Опять погода стужей дышит
Зато на окнах сквозь тучи
Мороз опять узоры пишет
Своей серебряной парчи.
Сколько выросло грибов на лесных полянах,
Крепышей-воровиков, рыжиков румяных.
Тихо-тихо снег идет. Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лед Со двора лопатой.
Прочитайте детям отрывки стихотворений. Они должны определить время года, описанное в этих отрывках.
Тема: «Развитие внимания»
Игра: «Будьте внимательны!»
Вот жаворонок с ивушки
Взлетел и полетел
Вы слышите, как весело
Он песенку запел?
Две лодочки по озеру
Широкому плывут,
Гребцы сидят на лавочках
И весело гребут.
Три зайца от охотника
Прыжками в лес бегут,
Скорей, скорее, зайчики,
В лесу вас не найдут!
Четыре скачут лошади,
Во весь опор летят,
И слышно, как по камушкам
Подковы их стучат.
Педагог предлагает ответить на вопросы: сколько было жаворонков на ивушке, сколько лодочек плыло по озеру, сколько зайцев спряталось от охотника, сколько скакало лошадей?
Выслушав ответы детей, предлагает поиграть: «Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев… когда вы услышите слово о жаворонке, то вы полетите (руки в стороны), а когда я скажу о зайцах, вы будете прыгать на двух ногах.
Педагог читает текст повторно, дети выполняют соответствующие движения.
Тема: «Развитие внимания»
Игра: «Что изменилось?»
Игра для тренировки наблюдательности
-Играть лучше группой из 7-9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Водящий – судья вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты.
- После этого участники соревнования удаляются в другую комнату. По указанию взрослого дети, стоящие в шеренге вносят мелкие изменения в костюм и прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицы, поменяться друг с другом обувью или головными уборами, поменять прическу и т.д. Затем по очереди вызывают участников соревнования. Каждый должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить. Побеждает тот, кто обнаружил больше различий.
- если у вас нет возможности собрать большую компанию можно: разложить на столе перед ребенком примерно 10 предметов, попросить его отвернуться и в этот момент поменяйте расположение предметов. Затем попросите ребенка ответить, что же изменилось?
Тема: «Развитие внимания»
Игра: «Назовите фамилии»
- Петя и Миша Имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на два года старше Белова? (Разгадка в последней фразе. Если Петя на два года старше Белова, значит, Петя не Белов, а Чернов. Итак, Петя Чернов, а Миша Белов).
- Аня и Маша имеют фамилии Строгова и Добрина. Какую фамилию имеет каждая из девочек, если известно, что Маша и Добрина – одноклассницы? (Маша не Добрина, а Строгова, значит, Аня Добрина).
Тема: «Развитие внимания»
Игра: «Три движения»
Игра для развития концентрации внимания.
Играть лучше группой по 5-6 человек или больше.
Взрослый – ведущий обращается к детям: «Пожалуйста, запомните три движения».
Первое – руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч;
Второе – руки вытянуть перед собой на уровне груди;
Третье – поднять руки вверх.
Нужно показать все движения детям, попросить их повторить и убедиться, что они запомнили не только сами движения, но и их номера – первое, второе, третье.
Затем начинается игра. Ведущий показывает одно движение, называя при этом номер другого. А дети должны показывать только те, которые соответствуют названному номеру. Дети обязательно сбиваются, глядя на ведущего, который намеренно путает движения. В игре тренируется наблюдательность и внимание.
Тема: «Развитие внимания»
Игра: «Живописец»
Игра для развития памяти, внимания, свободы речи.
В игре участвуют непосредственно 2 ребенка, остальные остаются зрителями. Один из выбранных назначается живописцем, художником, а другой заказывает ему портрет. Художник внимательно смотрит на заказчика 1-2 минуты, затем отворачивается и по памяти описывает внешность 1 ребенка. Если он исчерпал себя, можно задавать ему наводящие вопросы: какого цвета глаза у позирующего, во что одет, как он держал правую руку и т.д. зрители фиксируют не только правильность, но и подробность ответа.
Тема: «Развитие внимания»
Упражнение: «Повторюшка»
Предложите ребенку повторять за Вами цифры, собранные в несколько рядов.
2678
38598
167896
9487638
69874675
392847162
Прекрасно, если ребенок сумел повторить даже 9-значный ряд без ошибок! Если же он путает цифры уже в 6-7-значном ряду, чаще просите заучивать его материал со слуха (стихи, прозаические отрывки).
Тема: «Развитие внимания»
Упражнение: «Три поросенка»
Из каких геометрических фигур состоят эти поросята?
Где больше кругов?
Сколько геометрических фигур в каждом поросенке?
Тема: «Развитие мышления»
Игра-тест: «Дополни фразу»
Задача: выявление умений устанавливать причинно-следственные связи. (Выполнение логических действий в вербальном плане). Регуляционная зрелость в учебной деятельности.
Материал: 8 предложений, в каждом из которых дается начало фразы.
- Мальчик горько плакал, потому что …
- На улице после дождя лужи, и я должен …
- На моей одежде грязные пятна, я думаю, что мама …
- Вчера я поздно лег спать, поэтому …
- Я ходил к другу в гости, и теперь …
- На дороге большая яма и поэтому …
- Все разделись, потому что …
- Девочка весело смеялась, так как …
Задание ребенку:
Послушай начало фразы и придумай к ней конец, но такой, чтобы он мог объяснить начало.
Указания к проведению задания:
Не торопитесь с помощью, в случае затруднения с ответом, предлагайте следующие предложения. Помощь в виде образца может быть предложена в случае, если ребенок не сможет установить причинно-следственные связи ни в одном из предложений.
Тема: «Развитие мышления»
Задание: «Волшебные очки»
Представь, что ты надел круглые очки. Это волшебные очки, черех которые можно увидеть только круглые вещи. Осмотрись и назови все круглые предметы в этой комнате.
Теперь закрой глаза и представь, что в этих очках ты вышел на улицу. Назови 5 предметов круглой формы, которые ты встретишь.
Вспомни, какие круглые предметы есть у тебя дома. Назови 5 предметов.
- Круглые
- Квадратные
- Треугольные
Тема: «Развитие мышления»
Логические задачки
- На рубашку идет меньше материи, чем на платье, а на халат больше, чем на платье. На что идет больше материи – на рубашку или на халат?
- Ваня живет выше Сережи, Сережа – ниже Наташи. Кто живет выше – Наташа или Ваня? (Нельзя ответить на этот вопрос из-за недостатка данных).
- Соня и Ваня одного роста. Соня и Митя тоже одного роста. Кто выше – Соня или Ваня? (Они одного роста).
- Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше – Наташа или Оля? (Оля).
- Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола).
- Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км).
- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весть курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).
- У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо).
- Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной).
- Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке – по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного, на березах яблоки не растут).
- Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни).
- На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4).
- Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой: «У меня шесть сыновей, а у каждого есть родная сестра». (7).
- У какой фигуры нет ни начала ни конца? (Кольцо).
- Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птиц? (Нельзя, улетят).
- Сколько ушей у трех мышей? (6).
- Сколько лап у двух медвежат? (8).
- В первой коробке 10 карандашей, во второй – столько, сколько и в первой, а в третьей столько же, сколько во второй. Сколько карандашей в третьей коробке? (10).
- Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая вмещает только одного человека, но переправились оба. Как это получилось?
- Вова уехал к бабушке в понедельник, а вернулся в понедельник на следующей неделе. Через сколько дней вернулся Вова?
Тема: «Развитие мышления»
Учимся составлять сюжетный рассказ
Попробуй составить рассказ об одном из предметов домашнего обихода. Выбери сам такой предмет. Он может жить на кухне, в комнате или в ванной.
Предметы: утюг, чайник, кран, ведра, кружка, тарелка, зубные щетки. Тебе помогут составить рассказ вопросы, которые задает этот предмет:
- Что со мной происходило до того времени, когда я попал в дом?
- Как я попал в дом?
- Что я могу делать или что со мной можно делать?
- Кто меня больше всех любит, и кого я больше всего люблю?
- Какие интересные истории со мной происходили?
- С какими предметами я дружу?
- Кого я не очень люблю?
Тема: «Развитие мышления»
Упражнение предназначено для определения круга знаний и представлений ребенка, его общей осведомленности о явлениях окружающей действительности.
- Сколько у тебя ушей? (Два, пара).
- Как называется этот палец? (Указательный).
- Сколько ног у собаки? (Четыре).
- От какого животного мы получаем молоко? (Корова, коза, верблюд).
- Что нужно сделать, чтобы вода закипела? (Поставить на огонь, нагреть).
- Сколько дней в неделе? (7).
- Что такое пара? (Два, двое).
- Назови мне четыре времени года?
Тема: «Развитие мышления»
Игра: «Продолжи предложение»
- В горах нельзя громко кричать потому что …
- Птицы начали вить гнезда, потому что …
- Ласточки начали летать низко над землей, потому что …
- Зимой у деревьев образуется более плотная древесина, чем летом, потому что …
- Птицы полетели на юг, потому что …
Тема: «Развитие мышления»
Игра: «Дверная скважина»
Игра для развития пространственного мышления и зрительной памяти.
Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Играть лучше всего группой в 4-5 человек.
Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющим. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают его одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные направляют и дополняют его. В заключении игры картинка открывается, и ведущие объявляют победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.
Тема: «Развитие мышления»
Игра: «Назови отличие»
Даны предметы: шкаф, магнитофон, книга, звонок, чернильница, самолет. Чем эти предметы отличаются от телевизора, собаки, машины, карандаша, стола, птицы? Найди как можно больше различий.
Шкаф Телевизор
- Большой
- Используется для хранения вещей
- Не нуждается в электричестве 1. Маленький
- Не используется для хранения вещей
- Нуждается в электричестве
Тема: «Развитие мышления»
Игра: «Группировка слов»
Сколько групп ты сможешь составить из слов: стрела, пчела, крокодил, щука, коршун, жук, бабочка, яхта, воробей.
Выпиши группы слов и скажи, почему ты объединил эти слова.
Пример, стрела, пчела, бабочка, коршун, воробей – летающие объекты (функциональное обобщение).
Коршун воробей – птицы (категориальное обобщение).
Пчела, жук, бабочка = насекомые (категориальное обобщение).
Щука, коршун, крокодил – хищники (категориальное обобщение).
Сколько групп ты сможешь составить из слов: аквариум, стол, река, чайник, плита, табурет, озеро, нож, ложка, раковина, бассейн.
Тема: «Развитие мышления»
Задание: назови по три предмета, которые могут сочетать 2 названных признака. Например: яркий – желтый (свет, солнце, лампа). В некоторых случаях признаки могут использоваться не только в прямом, но и переносном смысле. Например: сладкий – легкий (жизнь, запах, победа).
- Пушистый – зеленый
- Прозрачный – голубой
- Сильный – добрый
- Звонкий – громкий
- Черствый – черный
- Сладкий – легкий
Тема: «Развитие мышления»
Игра: «Поперечный мальчишка» ( «Противоположные понятия»)
Инструкция: «Я буду говорить слова, а ты придумаешь слова, обозначающие что-нибудь обратное, противоположное. Если я говорю «большой», что ты скажешь? Дождаться ответа, если не ответит, то сказать «маленький».
Слова для предъявления: высокий, чистый, широкий, острый, сильный, толстый, твердый, грустный, медленный, добрый.
Тема: «Развитие мышления»
«Логические концовки»
- Если стал выше стула, то стул … (ниже стал).
- Если 2 больше одного, то один … (меньше двух).
- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … (вышел позже Саши).
- Если река глубже ручейка, то ручеек … (мельче реки).
- Если сестра старше брата, то брат … (младше сестры).
- Если правая рука справа, то левая … (слева).
Тема: «Развитие причинного мышления»
Игра: «Почему это произошло?»
Назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций:
- Во всем доме внезапно погасли все электрические лампочки.
- Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами.
- Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга.
- Подойдя к дому, можно было увидеть, что все окна в квартире распахнуты настежь.
- Внезапно из леса раздалось громкое, протяжное, звериные рычание.
Тема: «Развитие мышления»
Игра: «Объедини слова»
Инструкция: как можно объединить эти слова одним словом (обобщающим понятием)?
- Окунь, карась, щука (рыба).
- Метла, лопата (инструменты).
- Лето, зима (времена года).
- Огурец, помидор (овощи).
- Сирень, орешник (деревья).
- Шкаф, диван (мебель).
- Июнь, июль (месяцы).
- День, ночь (части суток).
- Слон, олень (животные).
- Дерево, цветок (растения).
Тема: «Развитие мышления»
Учимся находить действия, противоположные по значению.
Упражнение тренирует способность представить весь спектр изменений, связанных с названным глаголом. Активизирует словарный запас, быстроту реакции при подборе нужного слова.
Постарайтесь за 1 минуту перечислить все слова, обозначающие действия, противоположные названным. Например: таять – замерзать.
Засыпать, подниматься, нырять, нагревать, рисовать, пачкать, чинить, поджигать, вытаскивать, разрезать, приглашать.
Тема: «Развитие мышления»
Игра: «Лишнее слово»
Назови лишнее слово. Объясни, почему.
- Щука, карась, окунь, рак;
- Ромашка, ландыш, сирень, колокольчики;
- Саша, Коля, Маша, Лена, Егорова;
- Ветка, яблоко, цветок, птичка, виноград;
- Заяц, лось, кабан, волк, овца;
- Ухо, лицо, нос, рот, глаз;
- Рысь, медведь, тигр, кошка, лев;
- Змея, паук, ящерица, дерево, улитка;
- Мяч, коньки, качели, клюшка;
- Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик;
- Диван, кровать, шкаф, парта, тетрадь;
- Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;
- Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
Тема: «Развитие мышления»
Упражнение-тест «Подбери слово»
1. Попросите ребенка подобрать слова близкого значения (синонимы) к следующим словам:
Дом (хижина, терем, дворец, замок, жилище, здание…)
Комната (помещение, зал, светелка, горница, аудитория, кабинет…)
Товарищ (приятель, сверстник, знакомый, друг…)
Достаточным для дошкольного возраста является результат, при котором ребенок сумел подобрать 3 слова близких к заданному значению.
2. Объясните, что такое антонимы (слова противоположного значения) и попросите подобрать антонимы к следующим словам:
Трусливый (храбрый, отважный, смелый, геройский, безрассудный, рискованный)
Удача (несчастье, неприятность, неудача, потеря, провал, поражение)
Худой (полный, толстый, тучный, грузный)
Хорошим результатом считается, если ребенок сумел подобрать 2 антонима; если же не сумел найти ни одного слова даже после объяснения, необходимо усиленно расширять словарный запас.
3. Спросите у ребенка, что такое «посуда»? пусть назовет несколько предметов, относящихся к посуде (ответ не меньше 8 предметов)
Тема: «Развитие мышления»
Задание: загадки
Учимся узнавать объект на основе описания отдельных признаков.
1. В этом домике жильцы
Все умелые пловцы
Что за дом у них такой,
До краев налит водой? (Аквариум)
2. Маленькое сдобное
Колесо съедобное
Я одна тебя не съем
Разделю ребятам всем. (Бублик)
3. То по лесу кружит,
То в поле свистит.
Но мы не видали
Каков он на вид.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет
То вдруг загудит. (Ветер)
4. Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я
И вот теперь я спелая. (Вишня)
5. Не машина, а железный,
Со шляпкой, а не гриб. (Гвоздь)
6. Два брата через дорожку живут,
А друг друга не видят. (Глаза)
7. Дом без окон и дверей
В нем шесть кругленьких детей,
В темноте проводят дни.
Угадайте, кто они? (Горошинки)
8. Клубок, да не пушистый
Колючий, да ершистый. (Ежик).
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Дыши и думай красиво»
Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:
- мысленно скажи: «Я – лев» — выдохни, вдохни
- скажи: «Я – птица» — выдохни, вдохни
- скажи: «Я – камень» — выдохни, вдохни
- скажи: «Я – цветок» — выдохни, вдохни
- скажи: «Я – спокоен» — выдохни.
Ты действительно успокоишься.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Стойкий солдатик» (для детей с 5 лет)
Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Гора с плеч» (для детей с 5 лет)
Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу станет легче.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Мышь и мышеловка» (с 5 лет)
Необходимое количество играющих 5-6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка (может быть сеть). Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.
- Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышке.
- Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Рукавички» (с 5 лет)
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Замечание: ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Возьмите себя в руки» (для детей с 5 лет)
Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Нет! Да!» (с 5 лет)
Дети свободно бегают по помещению и громко-громко кричат «Нет! Нет!». Встречаясь, заглядывают в глаза друг другу и еще громче кричат «Нет! Нет!». По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже «Да! Да!», заглядывая друг другу в глаза.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Клубочек» (в 4 года)
Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры. Например: «Как тебя зовут? Хочешь ли ты со мной дружить? Что ты любишь? Чего ты боишься?» тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Т.о., в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
Замечание: если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей испытывающих затруднения в общении – у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Зеркало» (с 5 лет)
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половины группы – зеркала, другая – разные зверушки.
Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны четко, точно отражать движения и выражения лиц зверушек.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Врасти в землю» (с 5 лет)
Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы.
Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Психологическая лепка» (с 5 лет)
В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: «морскую звезду» (можно лежа на ковре) – и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Ты – лев!» (с 5 лет)
Закрой глаза, представь льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен.
Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Сбрось усталость» (с 5 лет)
Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Просыпайся, третий глаз!» (с 5 лет)
Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твое третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз…» 6-10 раз.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Дотронься до…» (с 5 лет)
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до … синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.
Замечание: взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Дружба начинается с улыбки» (с 4 лет)
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Запрещенное движение»
Ведущий показывает какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше.
Замечание: запрещенных движений может быть около 7.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Передай мячик» (с 4 лет)
Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив.
Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил, тот выбывает.
Замечание: усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Качели» (с 4 лет)
В упражнении могут участвовать двое детей. Один садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.
Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2-3 минуты.
Предупреждение: сидящий не должен цепляться ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Затем участники меняются местами.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Доброе животное» (с 4 лет)
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе! Вдох – все делают шаг вперед, выдох – все делают два шага назад». Так не только дышит животное, также четко и ровно бьется его большое, доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Комплименты» (с 4 лет)
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Предупреждение:
- Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
- Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Ворона» (с 4 лет)
Ведущий в центре круга стоит, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:
«Ворона сидит на крыше, ощипывает она свои крылышки. Сирлалала! Сирлалала! Затем очень быстро и неожиданно: «А кто раньше сядет?» Затем: «А кто раньше встанет?» Кто опоздал выполнить команду – выбывает из игры.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Утка, утка, гусь» (с 4 лет)
Участники игры встают в круг. Ведущий внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка… гусь» Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Задача обоих – быстро занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься к свободному месту.
Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся».
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Гнездышко» (с 4 лет)
Дети присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел – ведущий.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Спаси птенца» (с 4 лет)
Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел. Улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Рычи лев, рычи; стучи поезд, стучи» (с 5 лет)
Ведущий говорит: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи лев, рычи!». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.
Затем все дети встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист.
Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти крушение, и все валятся на пол.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Уходи, злость, уходи!» (с 4 лет)
Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком: «Уходи, злость, уходи!». Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.
Предостережение: следите, чтобы ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Замри» (с 5 лет)
Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!». Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласиться, и тебе будет интересно.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Найди друга» (с 5 лет)
Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем когда друг найден, игроки меняются ролями.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Ветер дует на…» (5-10 лет)
Со словами «ветер дует на …» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого волосы светлые» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Прогулка по ручью» (с 5 лет)
На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Заряд бодрости» (с 4 лет)
Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» 10 раз в одну сторону и 10 раз – в другую. А теперь опусти руки, стряхни ладони.
Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!». Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз – в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!
Предостережение: взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «На что похоже настроение?» (с 5 лет)
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?». Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
Тема: «Эмоциональное развитие»
Игра: «Есть или нет?» (с 5 лет)
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да!», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!».
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
|