Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.
«Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать»
К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно. Не только в детях, но и во взрослых людях мы чаще всего встречаемся с леностью мысли. Мало того, серьезный умственный труд утомляет непривычного человека быстрее, чем самый сильный труд физический…»
Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Занимательность же умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.
Словесная игра таит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, так как воспитатель может сам варьировать условие этих игр в зависимости от образовательной задачи.
Скачать конспект
Игры без игрушки и картины, игры со словом давно известны в педагогике, как в народной так и в классической. Всем известны игры-потешки, созданные нашим народом для обучения родному слову: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и другие. Они являются первыми и любимыми учителями маленьких детей. Дети играя со словом, упражняются в правильном их произношении, например в таких народных играх, как «Каравай», «Гуси-гуси», и др.
Сначала в практике детских садов словесные дидактические игры были заимствованы из сокровищницы народной педагогики: «У медведя во бору», «Море волнуется», «Свети-свети ясно», и др. Затем словесные игры появляются в различных сборниках дидактических игр, созданных для воспитателей детских садов.
Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепления словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве.
В старшем же дошкольном возрасте необходимо больше использовать словесные игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей.
Самостоятельность и активность мышления детей не приходит сама собой и не развивается на какой-то ступени обучения. Это качество воспитывается с самого раннего возраста под руководством взрослого, с того момента, как начинает развиваться сам процесс мышления.
Особенно серьезное внимание воспитанию самостоятельности и активности мышления должны уделить воспитатель старших групп детского сада. Перед ними стоят такие задачи: учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т.д.); выделять в нем наиболее характерные признаки, свойства: находить признаки сходства и различия с другими предметами, т.е. сравнивать их; приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждение и т.д.
В воспитании детей для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых является словесная игра.
У детей, особенно старшего дошкольного возраста, начинает формироваться словесное мышление и его надо развивать.
В игровой форма сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.
|