Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возрастаАктуальность выбранной темы.
    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления и речи.
    Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно - логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.
    Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения причинно. Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним. Для развития мышления важно научиться делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие. В нашем примере « Надвигается туча» есть причина, а «Хлынет дождь» - следствие. Мыслительная работа стимулирует речь., а речь, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления . .Конечным результатом обучения языку является собственно связная речь. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и логично излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов.
    Развитие словесно - логического мышления является новообразованием для старшего дошкольного возраста. Наличие элементов словесно — логического мышления, таких как умение обобщать, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов, анализировать, по мнению Я. Л. Коломинского,  В. А. Крутецкого, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения, оптимальной адаптации к различным общественным отношениям.
    Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме», а также в правильном, четком изложении своих мыслей с помощью слов. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
    Для того, чтобы в некоторой мере  облегчить процесс включения ребенка в школьное обучение нами и была выбранная данная тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
    
    Целью  данной работы стало определение особенностей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
    
    Задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы развития словесно — логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в психологической науке и практике.
2. Разработать систему работы по развитию словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
    
    Методы исследования:
1. Анализ и обобщение психолого — педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика уровня развития словесно — логического мышления на начальном и конечном этапе исследования.
3. Наблюдение.
4. Психолого — педагогический эксперимент.
5. Методы количественной и качественной обработки данных.
    
    Этапы:
    1.  Подготовительный этап :
Изучение и анализ психолого — педагогической литературы по данной теме.
Разработка перспективного плана работы на один учебный год.
Первичная диагностика уровня развития словесно — логического мышления у детей подготовительной к школе группы.
Консультация для родителей и педагогов «Значимость развития словесно — логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению».
Составление программы занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них словесно — логического мышления.
Изготовление методического и дидактического материала для занятий по данной проблеме.
2. Основной этап : внедрение данной программы работы в практику (проведение цикла занятий с детьми подготовительной группы по развитию у них словесно — логического мышления).
3. Заключительный этап:
Конечная диагностика уровня развития словесно — логического мышления у детей подготовительной у школе группы.
Подведение итогов полученных знаний и навыков детей  в форме игры «Умники и умницы».
Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.
    
    Масштаб реализации данной работы: соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях дошкольного учреждения.
    
    Участники:
Педагог — психолог,
Дети подготовительной группы,
Родители.

Предполагаемые результаты:    
будет разработана эффективная система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них словесно — логического мышления;
родители и педагоги осмыслят значимость развития мышления у детей на данной возрастной ступени;
результаты диагностики словесно — логического мышления на конец учебного года увеличатся в сравнении с началом учебного года, что будет означать эффективность данной проведенной работы;
дети научатся правильно, четко излагать свои мысли с помощью слов;
полученные умения и навыки значительно облегчат процесс включения ребенка в школьное обучение.
    
    Изучение методической литературы по теме самообразования:
Варенцева Н. Развитие умственных способностей дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4
Гольперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. - Спб.: Питер, 2000.
Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1989.
Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1997. - №2.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1999.
Катаева А.А., Обухова Т.И., Стребелева  Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1991. - №3.
Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры и тесты. - Волгоград, 1998.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - Спб.: Союз, 1997.
Поддъяков А.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1997.
Ткаченко Е.В. Учить думать // Дошкольное воспитание. - 1993. - №12.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988.
Ткаченко Т.Д. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников. - М.: АРКТИ, 2008.
Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. - Изд-во Владос, 2013.

    
Сроки проведения
Ход работы
сентябрь
Изучение психолого-педагогической литературы.
Написание перспективного плана работы.
октябрь
Первичная диагностика уровня развития словесно-логического мышления.
ноябрь
Составление программы занятий по данной теме,  конспекты занятий.
Декабрь — апрель Проведение занятий по развитию словесно — логического мышления у старших дошкольников.
Примерные темы занятий ( задачи на причинно-следственные зависимости, задачи на соотнесение понятий и явлений, логико-поисковые задачи, распределение слов по логическому принципу, составление рассказа по картинке, понимание грамматической конструкции предложений, узнавание предметов по признакам и др.)
май
Конечная диагностика уровня развития словесно-логического мышления. Подведение итогов работы. Отчет по теме самообразования. Презентация по теме.

Просмотров: 1190
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Кривоногова Дарья Владимировна. Сборник дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста.
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Суфиева Надежда Александровна. Психолого-педагогические средства развития элементов логического мышления у старших дошкольников.
  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Сибирякова Александра Александровна. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
  • Гусева Татьяна Геннадьевна. Проект 'Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных'
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Пирогова Олеся Владимировна. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша
  • Митрофанова Татьяна Михайловна. Родительское собрание Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Дмитриева Наталья Григорьевна. Авторские дидактические игры и пособия на развитие логического мышления у дошкольников с использованием знаков – символов
  • Васильева Наталья Васильевна. Опыт работы по ФЭМП Тема: «Развитие логического мышления посредством занимательной математики» в процессе реализации образовательной области «Познание».
  • Радюкова Елена Васильевна. Развитие элементов логического мышления посредством развивающих игр у детей 5 лет
  • Ерофеева Елена Николаевна. «Развитие логического мышления дошкольников через игру в шахматные шашки»
  • Гульназ Масгутовна Нуриахметова. Развитие логического мышления
  • Луговская Ольга Михайловна. Развитие логического мышления педагогов 'РЕШАЙ, СМЕКАЙ, ОТГАДЫВАЙ'
  • Архипова Елена Александровна. Игра на развитие логического мышления 'Четвертый лишний'
  • Баталова Ирина Владимировна. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Захарова Татьяна Николаевна. Открытая образовательная деятельность по ФЭМП (логика) в старшей группе №5. Тема: Развитие логического мышления. «Путешествие в Простоквашино».
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Тарануха Ольга Сергеевна. «Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»
  • Яковлева Наталья Валентиновна. «Совершенствование способов пространственного и логического мышления через конструирование различных ситуаций»
  • Наталья Викторовна Скорзова. Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста
  • Батищева Елена Ярославовна. Нестандартные приёмы для развития речи и творческого мышления детей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь