В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания дошкольника. [1]
Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно — все лишь зарождается.
Важнейшим направлением модернизации образования в России является внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, ориентированных на развитие у детей дошкольного возраста широкого спектра компетенций и креативных способностей. Обеспечить реализацию данного направления позволяет проектная деятельность, которая известна уже в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике более ста лет. [3]
Формирование основ проектной деятельности, элементов проектной культуры у детей является одной из актуальных задач современного этапа развития системы образования, выражающейся в многочисленных попытках ее совершенствования.
В настоящее время теоретические исследования В. Гаспарского, И.И. Ляхова, Н.Н. Нечаева, Л.Тодла, и др. позволяют говорить о проектной деятельности как о самостоятельном виде деятельности, овладевать которой возможно не стихийно, на бытовом, житейском уровне, а целенаправленно, в процессе специального организованного обучения.
По мнению ряда исследователей (Н. В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, И.С. Сергеев, В.Д. Симоненко, И.Д. Чечель и др.), актуальность проектного обучения для современного образования обусловлена его многоцелевой и полифункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого, наряду с овладением детьми базовыми знаниями, умениями и навыками, происходит многостороннее развитие их личности. [4]
Применительно к этапу дошкольного образования концепция проектной деятельности находится на стадии научного обоснования и практической апробации. В связи с этим представляет особый интерес изучение использования проектной деятельности в формировании знаний о родном городе детей дошкольного возраста, демонстрирующий реализацию нравственного воспитания и гражданского образования (Т. Г. Кобзева).
Воспитание человека-патриота начинается с раннего детства. Изучение культуры и истории родного края, с одной стороны, способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления, развитию познавательных способностей, позволяющих адекватно оценить происходящие вокруг него изменения, историю своего народа, города, семьи. С другой — детская чувствительность, отзывчивость, доверчивость к миру культуры и истории дает возможность приобрести ребенку нравственную силу, достоинство и благородство. Педагогические исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности, к истории и традициям своей Родины (Кобзева Т.Г., Козлова С.А., Кокуева Л.В., Кондрыкинская, Л.А., Филатова Л.В. и др.).
Особенностью проектной деятельности в формировании знаний о родном городе дошкольников является то, что в ходе ее реализации взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, стимулирующие активность и инициативность ребенка. Полученные знания путем самостоятельного поиска становятся для детей близкими, наиболее понятными, затрагивающими сердце и душу. [2]
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Проектные технологии как средство формирования знаний о родном городе приобрели на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями, так и их практической реализацией в различных образовательных организациях. [7]
Этапы организации проектной деятельности, направленной на формирование у дошкольников представлений о Родине:
I этап- мотивационный.
Задачи на этом этапе:
- обогащение эмоционально — чувственной сферы ребенка яркими впечатлениями о прошлом предметного мира
- расширение представления о целесообразности создания и преобразования предметов
- стимулирование проявления стремления к участию в проектной деятельности
- показ способов решения проблемы и планирования последовательности их использования;
- показ способов оформления и презентации продукта проекта.
На этом этапе взрослый выступает, как образец-ориентир, носитель опыта организации проектной деятельности.
II этап- обучающий.
Задачи на этом этапе:
- стимулирование потребности в самостоятельном познании
- развитие умения понимать проблемную ситуацию в проектной деятельности
- развитие умения самостоятельно осуществлять выбор способов решения проблемных ситуаций из числа предложенных взрослым и планировать последовательность их использования
- развитие умения самостоятельно осуществлять выбор способов оформления и презентации продуктов проекта.
Взрослый — партнер ребенка в проектной деятельности, включает задания поисково-творческого характера.
III этап — деятельностно-реализующий.
Задачи на этом этапе:
- поощрение активности детей в проявление познавательного интереса в самостоятельной деятельности
- оказание помощи при выделении и формулировке проблемы проекта
- координация самостоятельной деятельности детей в рамках реализации проекта
- оказание помощи в оформлении и презентации продукта проекта.
Приоритетные условия этого этапа — создание социокультурной среды. Взрослый выступает, как координатор проектной деятельности ребенка. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к формированию знаний о родном городе, формирует навыки сотрудничества.
В процессе прохождения проекта дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом и родителями, а не просто пассивно перенимают опыт общения со взрослыми. Совместная деятельность родителей и детей способствует расширению кругозора детей, укреплению взаимоотношений в семьях, духовному развитию участников, воспитанию уважения и бережного отношения к родному городу. [5]
На сегодняшний день метод проектов интересует многих ученых и практиков, об этом свидетельствует большое количество публикаций в научно-педагогической и методической литературе, изданы монографические исследования. Каждый исследователь, методист старается внести в учебный процесс свой элемент метода проектов, при этом он увеличивает или уменьшает количество этапов, предлагает свой тип или вид проекта, выдвигает рекомендации. [3]
Эффективные возможности проектной деятельности в формировании знаний о родном городе в дошкольном возрасте обусловлены рядом причин:
во-первых, в исследованиях ученых педагогов и психологов отмечено, что в старшем дошкольном возрасте дети уже имеют определенный социальный опыт, который позволяет им осуществлять проектную деятельность: ребенок может выслушивать педагога и сверстника, аргументировать свои суждения, преодолевать трудности в процессе познания, сдерживать свои импульсивные желания. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольник чаще задает вопросы, активнее организует совместную деятельность со сверстниками, принимает проблему, уточняет цель, способен выбрать необходимые средства для достижения результата;
во-вторых, преимущество проектной деятельности по формированию знаний о родном городе заключаются в ее интеграции со всеми другими видами детской деятельности (игровой, познавательной, ценностно-ориентированнной, преобразовательной, коммуникативной). Проектная деятельность детей тесно связана с проблемой творчества и является по сути творческой;
в-третьих, проектная деятельность способна организовать обучение, основанное на стремлении ребенка разрешить возникшую проблему, где он самостоятельно может планировать и предоставлять результаты, применять имеющиеся знания в свободной деятельности.
Использование данной деятельности в целях формирования знаний о родном городе, стране существенно меняет позицию педагога, как источника культурного опыта, носителя ценностных ориентаций, способного выстраивать диалог с детьми с учетом возможностей и образовательных потребностей каждого ребенка. [6]
Список использованных источников
- Горлова, Н.А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2019. — № 1. -С. 3-6.
- Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2016. – 64 с.
- Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности / авт. -сост. Л. П. Пяткова и др. – Волгоград: Учитель, 2018. – 175 с.
- Коровникова, Ю.Г. Интеграция как ведущая идея в реализации содержания дошкольного образования//Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. — № 1 (19). – С.145-148
- Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2018. – 72 с.
- Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования – М., Академия, 2019. – 160 с.
|