Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Он выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Он может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.
Игра и детское экспериментирование дополняют друг друга.
скачать конспект
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. Опыты относятся к исследовательской технологии, входящей в список современных образовательных технологий.
Наблюдение является составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Взаимосвязи возникают между экспериментом и трудом, изобразительной деятельностью, формированием элементарных математических представлений, развитием речи.
Экспериментирование и развитие речи очень тесно связаны между собой. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов в словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двухсторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствуют развитию речи.
1. Познавательное развитие дошкольников по формированию элементарных математических представлений через организацию зкспериментально- исследовательской деятельности
Д/И «Танграм», «Монгольская игра», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Сложи узор» (по Никитину», «Куб -Хамелеон», «Уголки», «Пятнадцать», «Шашки», «Шахматы», кубик — рубик, змейка, «Заполни пустые клетки». «Сложи квадрат», «Игры со спичками», «Блоки Дьенеша», «Палочки Киюзеннера», …
- Предлагаем вам в качестве примера по экспериментированию в математике Д/И «Танграм».
-Как вы думаете, если я предоставлю вам фигуры – силуэты, разделенные на геометрические фигуры, из которых они составлены, будет ли это экспериментированием? (нет -это работа по образцу)
-Воссоздайте, пожалуйста, фигуру – силуэт из 2 наборов «Танграма» (работа в группах).
-В качестве 2 примера по экспериментированию в математике предлагаем вам «Игры со спичками». В д/саду вместо спичек мы используем счетные палочки (работа в группах).
2. В конструировании экспериментирование начинается, когда дети пытаются построить нечто свое (по представлению, для игры).
3. Познавательно исследовательская деятельность (опыты). *Мыльные пузыри
Кому не нравится надувать мыльные пузыри? Нам, лично, такие чудаки не встречались. А вот кто знает, что у мыльных пузырей внутри? Нальем в тарелку мыльный раствор и подуем в него через трубочку. На наших глазах в тарелке начнет расти замок из мыльных пузырей. Легонько подуем на него: пузыри полетят. Они такие легкие, потому что внутри воздух. А из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь постараемся надуть огромный-преогромный пузырь. Дуем! Еще дуем! Вот уже какой огромный получился! Давай еще!!! Ой! Лопнул… Почему так получилось? Воздуха внутри оказалось слишком много и мыльная оболочка не выдержала.
Несколько капель глицерина, добавленные в мыльный раствор, сделают ваши пузыри незабываемыми.
Предлагаем налить на тарелку мыльного раствора 2-3 мм вышины, надуть соломинкой мыльный пузырь; когда он достигнет достаточных размеров, погрузить соломинку в мыльный раствор и осторожно проткнуть ею первый пузырь до центра; медленно вытягивая затем соломинку обратно, не доводя ее, однако, до края, выдуть второй пузырь, заключенный в первом, в нем — третий, четвертый и т.д.
- экспериментирование с подкрашенной водой
Предлагаем стаканчики а). с желтой водой; красной; неокрашенной; б). с синей; желтой; неокрашенной водой; в). с красной; синей; неокрашенной водой. Задание: окрасить бесцветную воду в стаканах, используя бумажные полотенца.
- Увлекательные опыты и эксперименты: рисование на молоке
Наливаем молоко в тарелку. В произвольном порядке капаем разноцветные красители на поверхность молока. Берем зубочистку, окунаем ее кончик в средство для мытья посуды.
Кончиком зубочистки (смоченным в мыльном растворе) касаемся красителя и наблюдаем, как капли краски начинают «разбегаться», образуя круги. Это происходит потому, что жирная пленка на молоке разрушается от прикосновения мыльного раствора.
В произвольном порядке касаемся зубочисткой краски, создавая разноцветные узоры. Наш увлекательный опыт завершен. Ну как вам результат?
4. Развитие творческих способностей посредством экспериментирования
Предлагаем вашему вниманию рисование луком и пекинской капустой – это и НТР, и экспериментирование, и развитие умений и навыков детей.
Тема вашей работы «Зимняя сказка»
Оборудование:
Гуашь (синего, белого, голубого, фиолетового цвета);
Баночка с водой для промывания кистей;
Листы пекинской капусты и луковицы (большие и маленькие);
Поднос для использованных листов капусты и лука;
Ватные палочки, для дорисовывания деталей;
Листы бумаги;
Влажные салфетки;
Зубные щетки;
Кисти;
Салфетка;
Клеенка.
Примерная структура образовательной деятельности — экспериментирования
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
|