Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.

Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования в основе которого заложены принципы, одним из них является: -реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности...

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Л. А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н.Подддьяков, В. В. Запорожец, А. И. Савенков и др.) показывают, что развитие умственных возможностей детей дошкольного возраста значительно выше, чем предполагалось ранее. В процессе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая каким-то свойством исследованного объекта. Экспериментирование в дошкольной организации является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

 

Уже в раннем и младшей дошкольном возрасте познавая окружающий мир, ребенок стремит не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, почему человек храпит, почему зрачки меняют свой размер и т.д. Для обозначения подобной формы деятельности детей используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие "детское экспериментирование". Детское экспериментирование это не изолированный вид деятельности, а тесно связанный со всеми видами деятельности: с развитием речи при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов, с формированием элементарных математических представлений при различных измерениях, сравнениях, определении формы, размера и т.д..

Экспериментальная работа у ребенка развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность, развивает внимание, зрительную и слуховую чувствительность, расширяет словарный запас, развивает связную речь. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Детское экспериментирование включает следующие этапы:

  • мотивация;
  • выявление проблемы;
  • выдвижение гипотезы (предположения) о способах решения проблемы;
  • постановка цели (при необходимости-задач);
  • разработка плана проведения эксперимента;
  • поиск ресурсов для реализации намеченного плана;
  • реализация плана эксперимента;
  • оформление результатов;
  • формулировка выводов;
  • рефлексия.

(присутствие всех и отсутствие некоторых этапов в эксперименте, а также роль взрослого и степень самостоятельности детей зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей)

В ходе эксперимента возможно использование следующих приемов:

  • демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности;
  • лабораторные работы выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (опыты с магнитами, способами измерения предметов и др.);
  • реальные и виртуальные путешествия (по карте, по реке времени);
  • эвристические беседы;
  • дидактические игры;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • "погружение" в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;

Для проведения экспериментов полезно в группе оформить специальную зону. Дети должны быть ознакомлены с правилами экспериментирования:

  • экспериментировать можно только в присутствии и с разрешения педагога;
  • необходимо брать только нужные для эксперимента материалы;
  • при работе с сыпучими материалами — пользоваться подносом;
  • нельзя пробовать на вкус вещества без разрешения взрослых;
  • после эксперимента нужно вымыть руки и оборудование;
  • после экспериментирования все материалы необходимо вернуть на своё место.

Оборудование уголка экспериментирования в группе раннего возраста: Центр "Песок-вода": емкости разного размера, лейки, формочки, камешки,песок, вода, лодочки, кораблики, совочки, лопаточки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы, пластмассовые стаканчики разной формы, прозрачности, плавающие игрушки, краски. Центр "Воздух": воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки флажки. Манипулятивный центр: мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, веревочки. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Литература

  1. Приказ Министерстваобразования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  2. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. — М.: Педагогическое общество Россия, 2005 г.
  3. Поддьяков Н.Н. «Детское экспериментирование» М., 1995 г.
  4. Тугушева Г.Б., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С.-Петербург, 2010 г.
  5. Мартынова Е.А., Сучкова И.М." Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет"- Волгоград: Учитель, 2015г. -333с.
Просмотров: 505
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Людмила Судос. Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование»
  • Ярмонова Надежда Ивановна. Детское экспериментирование-основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников
  • Юлия Толстова. Детское экспериментирование в раннем возрасте
  • Мисорина Елена Александровна. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
  • Ерошко Эмилия Михайловна. Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
  • Назарова Елена Владимировна. Проект по экспериментальной деятельности дошкольника в ДОУ. «Экспериментирование при ознакомлении дошкольников с окружающим миром»
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
  • Худякова Вера Анатольевна. Консультация для родителей: «Детское экспериментирование»
  • Гугина Ольга Васильевна. Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Аникеева Жанна Борисовна. Мастер класс «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
  • Замалова Эльвира Наилевна. Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Зыкова Елена Николаевна. Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников
  • Волкова Ольга Александровна. Использование технологии экспериментирования при формировании целостной картины мира у детей дошкольного возраста
  • Миронова Лилия Ридвановна. Детское художественное экспериментирование, как средство развития творческих способностей дошкольников
  • Конева Светлана Васильевна. Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.
  • Ишуева Лиля Рустамовна. Презентация 'Детское экспериментирование — как средство интеллектуального развития дошкольника'
  • Сафронова Татьяна Александровна. Детское экспериментирование — уникальный способ познания мира ребёнком дошкольником
  • Евдокимова Елена Александровна. Детское экспериментирование
  • Агафонова Ирина Александровна. «Детское экспериментирование»
  • Шишкина Надежда Ивановна. «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Организация опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой родного края
  • Борисова Наталья Дмитриевна. ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ — СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Шумилина Ирина Александровна. Детское экспериментирование – путь к познанию!
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
  • Пашкова Наталия Евгеньевна. Логико-математические игры-экспериментирования для старшего дошкольного возраста
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь