Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Алевтина Викторовна Ефимова воспитатель-эколог МДОАУ д/с «Белочка» г. Пыть-Ях, ХМАО – Югра
Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Д.С. Лихачев
Ребенок чувствует природу душой, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за всеми происходящими явлениями. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Именно поэтому, особое место в процессе познания, экологического воспитания подрастающего поколения занимает обустройство пространства вокруг игровых площадок и озеленения участка детского сада и при проектировании и обустройстве природных эко-участков, обязательно должны быть учтены интересы ребенка. Наличие новых клумб не только существенно, преображает внешний вид детского сада, является важным композиционно-планировочным элементом пространства, но прежде всего, для детей — это миниатюрная модель природы. И от того, насколько удачно эта модель будет воплощена взрослыми, во многом зависит формирование у детей любви к природе и бережное отношение ко всем ее существам.
Скачать конспект
Вот уже на протяжении нескольких лет сотрудники детского сада «Белочка» воплощают в жизнь своими руками новые креативные идеи на территории учреждения. Смелые, оригинальные, а главное, интересные и познавательные для детей. И этот год не стал исключением.
2020 год для России особенный, вся страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной Войне. В Год памяти и славы было принято решение спланировать оформление участков, обязательно затронув тему Победы.
Сложные чувства патриотизма возникают в детстве, когда закладывается основы ценностного отношения к окружающему миру.
Долгие раздумья, тщательное продумывание стилевого решения привели к проектированию и реализации проекта, так называемого «триптиха». Трех взаимосвязанных по тематике ландшафтных участков: «Поезд Победы», «Музыкальный калейдоскоп военных песен», «Мир на Земле».
Поезд Победы, под любимые мелодии военных песен, привез на Родину победителей, возрождать страну из руин, на которых уже появились первые аисты — символ мира на земле!
При проектировании каждой из этих клумб были учтены: растительное и декоративное наполнение, форма, размер, единый стиль оформления, взаимосвязь творческих решений с эстетикой всей территорией детского сада и, самое главное, воспитательный аспект.
На каждой из этих клумб размещена краткая информация которая вызовет интерес у воспитанников не только к растениям высаженным на клумбе но и к изучению истории своей страны. Так, например цветочная композиция «Поезд Победы» явился миниатюрным повторением легендарного Поезда Победителей, который прибыл в Москву на Белорусский вокзал 21 июля 1945 года.
Роль композиционного акцента выполняет поезд с вагончиками, которые одновременно служат контейнером для красивоцветущей петунии и лобелии. В форме звезды высажена сальвия красная, которая возвышается над другими растениями. И особый шарм этой цветочной композиции придает имитация георгиевской ленты из прямостоячих оранжевых бархатцев и колеуса.
Следующая цветочная композиция — «Музыкальный калейдоскоп». Интерактивная клумба с настоящим фортепиано имеет определенный художественный образ. Это композиционно – художественное решение обретает авторское звучание, единство чувства и смысла. На возвышенности имитация нотного стана из настоящих пластинок со скрипичным ключом и нотками. Между нотными линиями высажены красивоцветущие клумбовые однолетники: лобелия, виола, бархатцы отклоненные, астра, петуния разных сортов. Окраска цветов между пластинками наводит на мысль о неразрывной связи между прошлым и настоящим.
Основная идея этого ландшафтного решения история военной песни. Именно песня шла бок о бок с советскими солдатами на протяжении долгих и тяжелых лет войны. Именно она помогала им выстоять в боях, придавала сил и мужества в смертельных схватках. У каждой песни, родившейся в военные годы, своя история, свой путь, и своя судьба. Песня как один из символов Великой Победы. Большую роль в воспитании патриотических чувств у детей играет знакомство с репертуаром песен военного времени. Поэтому на этом небольшом участке дети узнают самое интересное о роли песен, приближающих Великую Победу, а также знакомятся с цветочным наполнением этой клумбы.
Завершает ландшафтный триптих, композиция «Мир на земле». Все клумбы сплетены вручную из прутьев ивы с применением мха сфагнума. Так же композицию гармонично дополняют настурция, бархатцы отклоненные, петуния и лекарственные растения.
Во время Великой Отечественной Войны фашистами было сожжено много деревень и сел. Посреди руин и пепла оставались только печи. Казалось, жизни нет в этих краях. Но прилетали аисты и вили гнезда на печных трубах для своей семьи.
С появлением аиста жизнь возрождается, и, несмотря на все трудности – она продолжается. Аисты – олицетворяют любовь и мир на всей планете, продолжение рода человеческого. Презентовали эту цветочную композицию воспитанники дружно в виде челленджа, исполнив песню «Аист на крыше», музыка Д. Тухманова на слова А. Поперечного.
Также особенностью этой композиции является то, что декоративные элементы из природного материала и лекарственные растения дополняющие её применялись солдатами во время войны для оказания первой доврачебной помощи.
Очень важно посеять и взрастить в душе ребенка семена любви к родной природе, к родному дому, к культуре, истории страны, и гордость за ее достижения. Детям дошкольного возраста события Великой Отечественной Войны осознать чрезвычайно сложно, поскольку его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. Поэтому следует вдумчиво и бережно подходить к вопросу ознакомления дошкольников с этим тяжелым периодом в истории страны.
Создание ландшафтных композиций на тему Великой Отечественной Войны в развивающей предметно-пространственной среде детского сада, и грамотно выстроенная взаимосвязь природы и истории эффективно помогают педагогам наиболее легко и глубоко рассказать детям о событиях, героях-победителях и Великой Победе добра над злом. Патриотическое воспитание маленького ребенка начинается с любви к тому, что есть вокруг него. Природолюбие — внимательное, непотребительское отношение к природе помогает воспитывать уважительных и любознательных детей, будущих патриотов России.
Тот, кто любит свою страну, никогда не будет ей вредить. Тот, кто любит свой народ, никогда не захочет войны. Тот, кто внимателен к природе, любит свой дом, чтит традиции своего народа – тот счастлив в своей гармонии и любви. Ни этого ли мы хотим?
|