Никитина Анна Валерьевна. «Снижение проявлений спазматических задержек у дошкольников посредством арт-терапии»

«Снижение проявлений спазматических задержек у дошкольников посредством арт-терапии»

Никитина Анна Валерьевна, педагог-психолог МДОУ №2 «Солнышко», МДОУ №36 «Золотой петушок» Ярославского муниципального района

С проблемой проявлений разного вида невротической симптоматики сталкивается большое количество родителей и специалистов. Одной из таких проблем являются проявления нервных тиков (спазматических задержек неврологического типа, в разных частых тела). Этими симптомами выражается проявление повышенной тревожности и чувствительности к негативным факторам окружающей среды. Оно может быть вызвано не только врожденными факторами, влияющими на развитие и становление личности (например, повышенная чувствительность, тревожность, др.) или приобретенными факторами — переход на новый вид учебной деятельности, частое и продолжительное сидение за электронными устройствами в статичной позе, стрессовые ситуации, смена социальных условий, неуверенность в принятии решения, ускоренное обучение (подготовка к школе в эпикризном периоде несоответствующем для достижения этой цели), др.).

 Скачать конспект

Автором данной статьи, дошкольным педагогом-психологом, приводится способ лечения, приобретенного нервного тика посредством пережитой стрессовой ситуации воспитанницей шести лет. Психологическая травма, выраженная спазмическими задержками появилась ввиду высокого порога внутренней чувствительности к негативному фактору среды, на который другие люди не обращали внимания. Следствие указанного – ярко-выраженные проявления нервного тика с частым сокращением глазных мышц в момент повышенной интеллектуальной деятельности или при рассказе о себе и собственных переживаниях, в том числе, на отстраненные от травмирующей, темы. Для лечения и последующей профилактики проявлений психологической травмы специалистом была проработана программа, ориентированная на прорисовку, посредством осмысления реальной ситуации стресса и понимание того, какие внутренние ресурсы, можно использовать, для того чтобы обрести вновь жизненные силы, выработать защитные барьеры, позволяющие справиться с ситуацией. И, по итогу работы, вместе с педагогом, определить перспективы развития личности.

Данная техника помогает и для детей, которые трудно переживают разрыв семейных связей (например, когда отец покидает семью). Часто это относится и к мальчикам. У них также могут возникнуть внутренние переживания, не выраженные внешне, например, в игре, а выраженные в видах труда и учебной деятельности опосредованно: отказ от задания, затруднение при выполнении, которые раньше не наблюдались, протест на выполнение тех или иных видов деятельности, снижение качества работы, и т. д. В обоих случаях могут наблюдаться нарушения социализации. Здесь также оказывают влияние факторы личностные — тип темперамента ребенка, характер, общительность, обученность говорить о своих проблемах, наличие друзей и понимающих родственников, адекватная социальная среда в целом др.

Основу научной разработки составляет использование метода арт-терапии через рисования мандал. Известно, что с латинского языка «Мандала» переводится как «круг, диск» и обозначает замкнутую геометрическую систему с равноудаленными от центральной точки элементами. Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства. И, сейчас она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я» [1, с. 115].

Цель работы по программе: содействие ребенку в преодоление психофизического дефекта, осознание полноты собственного «я», ознакомление и обучение использованию собственных защитных барьеров для преодоления стрессовых ситуаций.

Задачи программы:

  1. Подготовка пространственно-развивающей среды для конкретного типа занятия (музыкальное сопровождение, кушетка или коврик для релаксации, мягкая игрушка, лист бумаги А4, колода метафорических карт, средства рисования: карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски, др.);
  2. Знакомство с ребенком, выявление проблемы и его уровня его реакции на раздражитель, беседа с родителями при необходимости;
  3. Проведение с ребенком занятий по программе 1-2 раза в неделю;
  4. Оценка результатов, последующих действий или принятие решения о повторении этапов программы снова для лучшего закрепления результата (прим. – если после повторного прохождения курса результата не отмечаются или усугубляются, необходимо направить ребенку на консультацию к медицинским работникам соответствующего профиля).

Длительности проведения занятий зависит от возраста ребенка и соответствует СанПиН: с 4 до 5 лет – 20 мин, с 5 до 6 лет – 25 мин, с 6 до 7 лет – 30 мин. На занятиях разрешается присутствие законных представителей ребенка, им не рекомендуется комментировать действия, совершаемые клиентом.

Перед началом и по окончании каждого этапа занятия (прим. – программа ориентирована на работу с педагогом, минимум 5 занятий) с ребенком проводится сеанс релаксации ( «Тихое озеро», «Придуманная страна», «Отдых в лесу», «Полет бабочки», «Отдых на море», др.), в результате которого происходит формирование доверительной атмосферы к педагогу, эмоциональный настрой на арт-терапевтическое занятие и снятие психосоматических зажимов.

Психолог включает релаксационную музыку, объясняет суть этапа занятия (тема рисования, представлены ниже) и предлагает ребенку круг, расположенный на листе формата А4, который необходимо разрисовать по своему усмотрению. Использовать при этом можно разные средства выражения эмоций и чувств, такие как краски (акварель или гуашь), фломастеры, карандаши (простые или цветные), восковые мелки. Здесь педагог уже понимает, какие этапы целесообразно будет проработать дальше, уже может планировать и оценивать, насколько будет эффективна помощь в рамках услуг психолога образовательного учреждения и/или предлагает ребенку новые средства взаимодействия (психокоррекционной работы).

В результате психокоррекционной работы прорабатываются такие этапы как:

  1. «Моя проблема» — рекомендуемый инструмент, цветные и черно-белые карандаши (прорисовка страха, испуга, проблемы; проговаривание его, проработка пугающих моментов, отрисовка с положительной стороны). Диагностический этап для психолога с точки зрения авторитета нарисованных элементов и персонажей, предметов, их размеров, цветовой гаммы, качества закрашивания, др.). Для ребенка – возможность дальше не «погружаться в проблему», а попытаться ее отпустить в окружающий мир, проговорив с психологом;
  2. «Мое настроение» — рекомендуемый инструмент, краски (текущее эмоциональное состояние ребенка, текущие переживания). Проговаривание тревожных или, наоборот, положительных качеств, состояний личности то, на чем стоит акцентироваться и то, что нужно отпустить, для того чтобы стать более свободным и счастливым человеком;
  3. «Какая (-ой) я сейчас» — рекомендуемый инструмент, фломастеры (ребенок рисует свой внутренний мир, свои переживания, стремления, мечты в данный момент, свою семью, друзей, преимущества, недостатки, др., по желанию). Возможно применение метафорических карт [2] колоды «Источник счастья», для понимания текущего состояния ребенка, обсуждения его и сравнения с тем, что он нарисовал). Через обсуждения проясняться многие тревожные моменты;
  4. «Какой я хочу стать» — можно использовать все инструменты по желанию (стремление, мечты, устремления на перспективу). Также, возможно применение метафорических карт из представленной в 3 пункте колоде [2]. На этом этапе разговор с ребенком идет не о его трудностях, а о том, что ребенок осмыслил, думает и как все это может использовать для себя:
  5. «Мои мечты» можно использовать все инструменты по желанию (проекция переживаний, подведения итога работы, осмысление перспектив роста и развития).

Занятие 1. «Моя проблема». Ребенок живет в неполной семье, чувствует себя «одним». Тем не менее, достаточно благополучная ситуация внешне, но тесных эмоциональных связей не наблюдается и есть пережиток травмирующих моментов. Во «внешнюю среду» пока не решается выйти»

Занятие 2. «Какой я» (заметен выход за край рисунка (во «внешнюю среду»). Выходит робко, исползуя мазки красок

Рис. 1 — Пример рисования мандалы на некоторые из представленных тем

По выполнении каждого этапа, специалист, в специальной ведомости (в свободной форме) фиксирует фон настроения ребенка, способность самостоятельно или с помощью педагога отразить мысли и чувства, выбрать средства изображения рисунка (отражает его самооценку, уверенность, желание сотрудничать). Здесь отмечается также качество исполнения и стремление «выйти за пределы» предложенного круга, как бы имеющееся желание «войти в окружающий мир» и выйти из интроверсии (рассказать о своих переживаниях другим людям). У детей с психосоматическими проблемами нередко нарушены социальные контакты, они могут зацикливаться на собственных переживаниях и рисовать только то, что касается их внутреннего мира.

Этапы программы проработаны по «нарастающей», для того чтобы плавно подойти к раскрытию проблемы индивидуума с социально принимаемой стороны и открыть перед ним больший объем возможностей, минимизировать страхи и переживания, «замаскировав» их под преимуществами личности.

При грамотной реализации цикла занятий и по проведении мероприятий у ребенка повышается уверенность в выполнении собственных действий, снижается уровень личностной тревожности, пропадают или снижаются проявления нервных тиков и заиканий (спазматических задержек неврологического типа), появляется желание развиваться и получать положительные эмоции.

Список использованных источников литературы

  1. Зинченко М.В., «Что такое «практика мандала-терапия» (по материалу методики Юнг, К. Г. «Воспоминания, сновидения, размышления»), — URL: https: //www. b17. ru/article/115679/ (дата обращения: 30. 03. 2020 года)
  2. Колода метафорических карт «Источник счастья», МСК, Изд.: Речь, — 2019 год
Просмотров: 509
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Борисенко Татьяна Викторовна. «Формирование у дошкольников умения использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности»
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Колесниченко Ирина Григорьевна. Становление личности ребенка в семье
  • Авраменко Наталья. Интегрированное занятие по социализации личности ребенка «Мои права» в старшей группе
  • Никонова Алина Владимировна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Педагогические средства коррекции повышенной тревожности детей среднего дошкольного возраста»
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Солопова Наталья Александровна. Влияние сказки на формирование личности ребенка.
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Дудкина Е. В., Николаева Г.П.,. Статья «Особенности проведения подготовительного этапа адаптации ребенка с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида» (из опыта работы)
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Пучкова Наталья Викторовна. Опыт работы «Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт»
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Захарова Валентина Валерьевна. Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Конспекты занятий - Влияние фольклора на всестороннее развитие ребенка
  • Маринина Ирина Викторовна. Педагогический совет тема: «Воспитание личностных качеств ребенка – дошкольника посредством театрализованной деятельности»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь