Основная работа по воспитанию и обучению аутичного ребенка ложиться на его родных. Нельзя помочь такому ребенку, если позиция его самых близких людей только сострадательная. Чтобы ему помочь, нужно организовать его жизнь так не только дома но и в д/с, чтобы была продумана каждая мелочь. Конечно же, специалисты могут ему помочь, научить, поддержать, но освоить мир более полно аутичный ребенок может только вместе с близкими, его родителями. Это потребует от них большого мужества и выдержки, поможет посмотреть в глаза реальности и принять правду такой, какая она есть. Очень часты случаи, когда близкие не хотят признавать диагноз ребенка.
Вот и родители Вани не исключение. Они начали водить его на консультации к разным специалистам в надежде, на то, что диагноз, конечно же, будет, опровергнут. Я их прекрасно понимаю, это защитная реакция, попытка спрятаться от жестокой правды. Стесняясь проблем своего ребенка, испытывая по этому поводу комплекс и боль разочарования, мама Вани не до конца откровенна даже с профессионалами, старается скрыть все нюансы неадекватного поведения своего ребенка или же объясняет их в выгодном для нее свете. Часто бывают такие случаи, когда родители ребенка с синдромом раннего аутизма мешают специалистам наладить взаимодействие с ребенком. Хотя специалисты разрабатывают программы, маршруты его развития. Но родителям не нравиться то, что говорит об их ребенке специалист, или результаты занятий оказываются не такими, как они ожидали (надеясь на быстрое и благополучное разрешение ситуации), они начинают искать другого педагога, обманывая тем самым самих себя и создавая недопустимые для развития ребенка условия.
Да, родители Вани находятся в нелегкой жизненной ситуации. Я им советую думать в первую очередь не о себе и своих страданиях, а об интересах их ребенка. Родителям Вани очень важно научиться не сравнивать своего малыша с остальными детьми. И на помощь им приходит индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, в котором определена работа с ним в различных областях: социальном, познавательном, художественно-эстетическом и физическом развитии. В данном маршруте представлены игры, формы работы с ребенком, в соответствии с его возможностями.
Родителей учу адекватно оценивать реальный уровень развития ребенка, его особенности, и смотреть на динамику достижений его самого, а не на возрастные нормы детей 3-4 лет. Родителям не стоит стремиться сделать его внешне «таким как все». И если они хотят достичь именно этого, значит, они думают, прежде всего, о своем собственном спокойствии, а проблемы ребенка при этом усугубляются, не проявляясь внешне, загоняются глубоко внутрь. И родителям Вани я советую помнить о том, что странное и неуправляемое поведение ребенка все же лучше полной отрешенности – ведь так, таким способом, он уже пытается активно взаимодействовать с миром. К тому же всегда лучше, когда проблемы ребенка оказываются на поверхности, — в этом случае хотя бы будет понятно, над чем необходимо работать специалистам.
Родным Вани придется в его интересах во многом перестроить повседневную жизнь семьи. Маме или одному из близких необходимо посвятить ребенку большую часть дневного времени, взаимодействуя с ним, помогая Ване осваиваться в нашем сложном мире, используя любую возможность для его обучения и развития. Мы вместе с мамой, постоянно беседуем, обсуждая с ней возникающие ситуации. Во время этих бесед, идет подготовка мамы Вани к тому, что в ходе развития ребенка возможны периоды обострения, главное, найти тактику общих действий в такие моменты. В особенно трудных ситуациях, помогаю конкретными советами и действиями, ведь родители Вани тоже нуждаются в поддержке не меньше самого ребенка. И я надеюсь, что такая помощь окажется эффективной, так как воспитателю нужно доверять.
|