Для современного периода модернизации системы образования в России характерны кардинальные изменения на всех ее уровнях, характеризующиеся созданием единого образовательного пространства, направленного на развитие личности ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования и предполагают на данном этапе формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
Одна из проблем современного дошкольного образования обусловлена сложившейся необходимостью расширения его содержания, разработкой методического обеспечения организации конструирования дошкольников при использовании конструкторов нового поколения. В современной науке и образовательной практике сложился ряд противоречий: между признанием психолого-педагогической наукой возможности овладения детьми дошкольного возраста конструктивной деятельностью с элементами робототехники и отсутствием научно обоснованной методики реализации данного процесса в системе дошкольного образования; между значительным потенциалом конструкторов нового поколения для реализации процесса формирования конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического сопровождения данного процесса в практике современного дошкольного образования. Вместе с тем Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования определяет конструирование из различных материалов как один из значимых видов детской деятельности.
Педагогическое сообщество всех ступеней российского образования активно включилось в процесс модернизации отечественной системы инженерного образования.
«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность» В.В. Путин
Министр связи и информационных технологий Николай Никифоров в 2016 году заявил: «Нам нужен миллион программистов. Вот тогда у нас произойдут структурные реформы.»
Таким образом предпосылки инженерного мышления необходимо формировать уже в дошкольном возрасте.
Следует поэтапно знакомить дошкольника с техническим творчеством, от элементарного конструирования постепенно переходя к алгоритмике, а только потом к программированию технических моделей.
Овладение алгоритмом обеспечивает возможность переноса метода решения данной задачи на похожие задачи. Действия контроля, самоконтроля и коррекции так же свойственны алгоритмической деятельности людей. Большая часть исследований современных авторов направлена на развитие алгоритмического мышления, стиля мышления (Копаев А.В., 2003, Царева С.Е., 2014), на формирование алгоритмической культуры (Лапчик М.П., 2003). В отечественной психолого-педагогической литературе стали обращаться и к проблеме развития алгоритмических способностей, входящих в структуру познавательных (Язвинская С.Д., 2009). Основываясь на анализе психолого-педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что у дошкольников в процессе игровой деятельности, особенно используя игры с правилами, необходимо формировать представления о последовательности действий, о понятии «правило», «алгоритм».
Целенаправленная работа по формированию алгоритмических умений начинается со средней группы. Первыми вводятся линейные алгоритмы. Это алгоритмы, в которых все действия выполняются однократно, последовательно, в заданном порядке.
В старшем дошкольном возрасте работу продолжается с использованием циклического алгоритма. Это алгоритм, в котором определенная последовательность действий повторяется несколько раз, пока не будет выполнено заданное условие.
В подготовительном возрасте можно воспользоваться мобильным приложением ПиктоМир, главным персонажем которого является Робот-Вертун, ремонтирующий поля. Задание ребенок выполняет в форме игры, дискуссии, демонстрации, сотрудничества в малых группах и индивидуальной или парной работы. В процессе работы дети составляют из пиктограмм простейшие программы управления виртуальным роботом, движения которого изображаются на экране компьютера.
Благодаря проведенной работе дети овладевают начальными знаниями и элементарными представлениями об алгоритмике, знают компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования, создают действующие модели роботов-исполнителей с помощью предметов; демонстрируют технические возможности роботов исполнителей с помощью создания алгоритма их действий.
Литература
- «Большая книга LEGO» А. Бедфорд — Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
- «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмаковой — ИПЦ Маска, 2013 г.
- «Строим из Лего» Л. Г.Комарова, / М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
|