г. Нефтеюганск
Содержание
1. Пояснительная записка
1. 1. Актуальность Программы
1. 2. Целевая аудитория
1. 3. Цель Программы программы
1. 4. Планируемые образовательные результаты
1. 5. Срок реализации программы
- 6. Формы и методы обучения
- Содержание программы
- 1. Учебно – тематический план
- 2. Учебная программа
- Средства оценки образовательных результатов.
- 1. Текущее (формирующее) оценивание
- 2. Матрица оценивания результативности выполнения заданий
- 3. Итоговое занятие
- 4. Определение эффективности обучения по программе
- Условия реализации Программы
- Список литературы
- Учебно – методические материалы
- Пояснительная записка
Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим занятием, ведь песок обладает свойством поглощать негативную эмоцию. Игра с песком улучшает самочувствие, поднимает настроение и приносит радость. Поэтому рисование песком – не просто увлекательное, но и интересное открытие нового мира песочной фантазии.
Песок – загадочный природный материал. Он доступен, пластичен, может быть легким, теплым, обладает способностью принимать любые формы.
В процессе работы с песком происходит создание нового «продукта». Основное внимание обращается на творческое самовыражение, благодаря которому происходит «снятие внутреннего напряжения» и поиск путей развития.
1. 1 Актуальность Программы
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка»
К. Д. Ушинский
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности. Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. Песок – загадочный природный материал, он обладает собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками — он доступен, пластичен, может быть легким, теплым, обладает способностью принимать любые формы.
В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим занятием, ведь песок обладает свойством поглощать негативную эмоцию. Игра с песком улучшает самочувствие, поднимает настроение и приносит радость. Поэтому рисование песком – не просто увлекательное, но и интересное открытие нового мира песочной фантазии.
В процессе работы с песком происходит создание нового «продукта». Основное внимание обращается на творческое самовыражение, благодаря которому происходит «снятие внутреннего напряжения» и поиск путей развития. Этот вид творчества – самый наглядный из всех видов искусства и позволяет психологу, педагогу наблюдать за состоянием ребенка.
Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.
Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок? Часто словами ребёнок не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения. Проигрывая на песке ситуации из жизни, дети стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Они учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ пугающий и травмирующий ребёнка. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом осуществляется «круговорот переносов в природе» (Грабенко, Зинкевич – Евстигнеева, 2001).
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему окружающему.
Сегодня песочная терапия – известная психотерапевтическая методика наряду с такими, как сказкотерапия, рисование, работа с пластилином и глиной, музыкотерапия. Однако, по сравнению с иными формами арт – терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции.
Игра с песком и игрушками является естественным занятием ребёнка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, ещё и положительные эмоции (радость, удивление). А значит, развивается исследовательский интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться, экспериментировать, работать самостоятельно. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта». В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством «заземлять» негативные эмоции (злость, гнев, обиду), которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.
Более того, стабилизация психоэмоционального состояния ребёнка становится благодатной почвой для развития эмоционально – личностной и творческой сфер у дошкольников.
Игра с песком — это не простое время препровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
1. 2. Целевая аудитория
Дети дошкольного возраста 5-6 лет.
1. 3. Цели и задачи программы
Цель программы:
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей посредством привлечения к песочной анимации.
Задачи программы:
«Художественно – эстетическое развитие»
- Создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей посредством организации рисования песком.
«Социально – коммуникативное развитие»
- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками посредством применения парных и подгрупповых форм организации песочного рисования.
«Познавательное развитие»
- . Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно – логическое мышление, воображение) и мелкую моторику рук.
«Речевое развитие»
- Способствовать овладению речью как средством общения и культуры, обсуждения процесса и результатов работы.
1. 4. Планируемые образовательные результаты:
- позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие самосознания;
- улучшение детско-родительских отношений;
- закрепление положительных поведенческих реакций.
1. 5. Срок реализации Программы
Программа реализовывается в течение учебного года с 01. 10. 2019 по 31. 04. 2020года.
Программа используется для работы с детьми первой и второй старших групп.
Структура и формат занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 25 — 30 минут.
1. 6. Формы и методы работы:
Формы:
- Сюжетные игры.
- Игры – забавы.
- Дидактические игры – упражнения.
- Рассказывание сказок.
- Инсценирование.
- Рисование песком.
Методы и приёмы работы с песком:
- Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом, элементы экспериментирования, наблюдения.
- Игровая деятельность; обыгрывание ситуаций с элементами театрализации.
- Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).
- Наглядные методы (рассматривание картин, иллюстраций, показ игрушек)
- Релаксация.
- Концентрация.
- Музыкотерапия.
- Сказкотерапия.
Каждое занятие с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
- Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога-психолога с детьми (приветствие), проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию.
- Вводная часть предусматривает использование муз. произведений для создания эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том, кто и что будет рисовать, проведение развивающих игр на создание образов
- творческое развитие), развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования песком.
- Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к.
- тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. В процессе продуктивной творческой деятельности дети моделируют на песке точки, завитки, геометрические фигуры; добавляют песок для
- насыщенности цвета; создают рисунки на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; "раскрашивание" рисунков.
- В процессе работы с песком дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности, оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую
- привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
- Обязательным является проведение физкультминутки (15-20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).
- Заключительная часть предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков сверстников. Определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ.
2. Содержание программы
Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости и жизненные успехи. Во многом это зависит от того, как складываются отношения ребёнка с окружающим миром, людьми.
2. 1. Учебно – тематический план
СКАЧАТЬ
|