Чудо…Как же мало его в повседневной жизни. А вы пробовали рисовать на воде? «Вот так чудеса» -скажете вы. Да, и это, верно, чудо. И вот таким чудо рисованием я со своими воспитанниками занимаюсь уже третий год. Подбирая, что то новое для своих, тогда ещё малышей, я нашла интереснейший видео материал о нетрадиционной технике рисования на воде-эбру. На воде, которая напоминала кисель, яркие пятна краски ложились, друг на друга образовывая круги. При этом они не смешивались между собой. Затем при помощи инструмента похожего на спицу, мастер начинает вытягивать эти круги в косы, образовывая удивительный рисунок. Рисунок можно оставить себе на память, уложив лист бумаги на поверхность воды. Он отпечатается на бумагу, а вот вода останется чистейшей. И можно снова творить шедевры! Мои малыши смотрели с восторгом на происходящее в лотке с водой. Затем обратной стороной кисточки (это безопаснее чем спица), приступали к волшебству. Я видела, что именно эта техника рисования им нравится, они желают этим заниматься.
Мы приобрели профессиональные инструменты, загуститель для воды и краски. Мне пришлось брать уроки мастерства в этой технике. Составила календарное планирование, разработала конспекты к каждому занятию. Образовательная деятельность строилась с учётом возрастных особенностей моих воспитанников. Опиралась в своей работе на работы Комаровой Т.С., Дьяченко О.М.. Для того что бы видеть положительную динамику развития изобразительных навыков у моих дошкольников, была проведена диагностика изобразительных навыков в начале года, а затем в конце. А со старшей группы, я в диагностику ввела критерий «творческие способности». Следует отметить, что эбру не является шаблонным рисованием. Вначале рисование в младшем возрасте носило эффект спонтанности. Ребёнок не знал что получится, как краска расположится на воде. Они радовались от самого процесса рисования. Воспитанники научились управлять краской, освоили некоторые приёмы этой техники. И вот теперь перешли к предметному рисованию. Организовывали выставки, оформляли пригласительные для родителей на праздники, украшали стенгазеты. Родители тоже заинтересовались эти искусством. Был проведён мастер класс для родителей. Наблюдения за детьми выявили, что освоение нетрадиционной техники рисования эбру приносит дошкольникам подлинную радость, если оно строится с учётом специфики интересов и возраста детей.
Свой опыт я транслировала не только среди своих коллег, но и на районных методических объединениях. В процессе творческой деятельности дошкольники научились не только создавать яркое, интересное своими руками, но и исследовать, открывать для себя что-то новое и интересное через технику эбру. Дети с большим удовольствием откликались на предложение порисовать, всё чаще проявляли сами инициативу поучаствовать в выставке, конкурсах по изобразительному мастерству. В своих работах реализовывали свой замысел, проявляя творчество, создавая новое, оригинальное. Рисунки детей стали намного содержательнее, ярче.
Практическая значимость заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы воспитателями в образовательной деятельности по изобразительному искусству и в кружковой работе ДОУ. В процессе рисования на воде у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. В результате дети стали внимательней всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, постепенно приобретать опыт эстетического восприятия. Они стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и стараются самостоятельно находить средства для его воплощения.
|