Конспект НОД по освоению нетрадиционной техники рисования по сырому слою через марлю «Волшебные краски осеннего леса»
Образовательная область «Художественное творчество»
Нетрадиционная техника рисования по сырому слою через марлю.
«Волшебные краски осеннего леса»
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество» «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Физическая культура»
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, познавательно-
Обогащение словаря: художественная галерея, художники – пейзажисты, фактура.
Цель: учить детей работать в технике рисования по сырому слою через марлю
Задачи НОД:
Образовательная область «Художественное творчество» Рисование
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования по сырому слою через марлю
- продолжать формировать умение располагать изображение на листе с учетом его пропорций
- закрепить способы и приемы рисования различными изобразительными материалами
Задачи интегрируемых образовательных областей.
Образовательная область «Коммуникация»
- учить детей отвечать на вопросы полными, развернутыми предложениями
Образовательная область «Познание» Формирование целостной картины мира
- расширять знания детей о творчестве художников-пейзажистов
- воспитывать бережное отношение к природе
Образовательная область «Музыка»
- развивать с помощью активного слушания музыки чувство музыкального ритма, музыкальную отзывчивости на нее, способность к импровизации
Образовательная область «Физическая культура»
- формировать правильную осанку, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей с целью снятия статического напряжения.
Методы и приемы:
Словесный (художественное слово, беседа, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение, просьба);
Наглядный (показ иллюстрационного материала, алгоритм выполнения работы);
Практический (нетрадиционное рисование по сырому слою через марлю);
Игровой (сюрпризный момент).
Материалы и оборудование: акварельная бумага формата А4, кисточки №2 и №3, стаканы для воды «Непроливайка», акварельные краски, марля, ватный тампон, тарелки, салфетки, по два кленовых листочка на каждого ребенка, репродукция картин И. И. Левитана «Золотая осень», И. С. Остроухова «Золотая осень», И. Э. Грабарь «Осень. Красный дубок», портрет А. С. Пушкина, музыкальные произведения из цикла «Времена года» А. Вивальди «Осень», Чайковский «Осенняя песня», мольберт.
Предшествующая работа воспитателя: разработка конспекта НОД, подготовка демонстрационного и дидактического материала.
Предварительная работа с детьми: Экскурсия с детьми в парк, наблюдение на участке детского сада, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений об осени. На НОД «Музыка» разучивание и пение песен, хороводов об осени. Рассматривание картин великих художников, иллюстраций. Просмотр видеофильма «Осень в Сургуте».
Планируемый результат:
- сформированы навыки и умения располагать изображение на листе с учетом его пропорций
- дети овладели приемами техники рисования по сырому слою через марлю
- расширился и пополнился словарный запас детей
- закреплены знания детей о творчестве художников — пейзажистов
Структура непосредственной-образовательной деятельности
1. Вводная часть. Подготовительный этап
- создание атмосферы эмоционально-эстетического восприятия
- приветствие
- приглашение совершить экскурсию в художественную галерею
- использование художественного слова
2. Основная часть
- познавательная беседа о времени года осень
- рассматривание репродукций осенних пейзажей
- вопросы к детям
- показ и объяснение приема рисования
- самостоятельная работа детей (индивидуальная работа)
- физкультминутка
- самостоятельная работа детей (индивидуальна работа)
3. Заключительная часть
Анализ детских работ «Волшебные краски осеннего леса»
Содержание организованной деятельности.
Вводная часть 3 мин.
Создание атмосферы эмоционально-эстетического восприятия.
В группе расположены мольберты с картинами на осеннюю тематику художников – пейзажистов, портрет А. С. Пушкина. Детей встречает под музыку «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года» — Осень (воспитатель в костюме).
В.: Здравствуйте, дорогие гости! Я Золотая осень. Очень рада приветствовать вас в своей художественной галерее. Сегодня утром гуляя в парке, я нашла этот красивый листочек, а он не простой на нем написано стихотворение А. С. Пушкина. «Унылая пора! Очей очарованье …» Вот послушайте. (воспитатель выразительно, с интонацией, читает стихотворение)
В.: Унылая пора…
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы
Основная часть (18 минут)
В.: Кто автор этого стихотворения?
Д.: Александр Сергеевич Пушкин.
В.: Совершенно верно. В нашей картинной галерее есть его портрет, посмотрите.
В.: Как вы думаете, какое время года описал Александр Сергеевич Пушкин в этих строках?
Д.: Осень
В.: Да, правильно. Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень и посвятил ей много стихов. Многие художники, поэты, писатели, композиторы писали про это время года. В моей галерее собраны картины великих художников. Если внимательно приглядеться, можно увидеть, что в этих картинах есть что-то общее…
Что объединяет эти картины?
Д.: Они изображают природу. А как называют картины изображающие природу
Пейзаж
Значит, мы попали на выставку пейзажей.
А как называют художников, которые, пишут пейзажи.
Пейзажисты
Каких художников пейзажистов вы знаете
Шишкин, Грабарь, Васнецов, Левитан, Осенев.
Да их очень много.
В.: Картины художников – пейзажистов Исаака Ильича Левитана, Илья Семеновича Остроухова, Грабарь Игоря Эммануиловича на которых они изобразили пейзажи природы расположены сейчас перед вами.
В.: А какое время года изобразили в своей картине художники
Д.: Золотую осень
В.: Давайте мы свами вспомним названия картин и перечислим их. Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень» И. Э. Грабарь «Осень. Красный дубок».
В.: Ребята, как вы думаете, почему осень называют золотой?
Д.: Потому что желтые листья, словно золотые монеты, сверкают на ярком осеннем солнце.
В.: Какими красками нарисовал художник стволы деревьев?
Д.: Коричневый, черный.
В.: Какими красками нарисовал художник листья?
Д.: Желтый, красный, оранжевый.
В.: Какая цветовая гамма подобрана теплая или холодная?
В.: Осень имеет свой характер, каждый день меняет настроение: осень волнуется, ласкается, хмурится, радуется, плачет, нехотя прощается с теплым летом. Художник – человек наблюдательный, он отражает капризы природы в своих пейзажах.
Мы с вами рассмотрели все картины в нашей галерее. Вспомнили многих художников – пейзажистов. Все они имеют большой опыт в рисовании. Но бывают выставки начинающих художников. Хотите мы устроим такую выставку? Вы будете начинающими художниками. Каждый придумает свой пейзаж…
В.: Тогда приглашаю вас в художественную мастерскую (дети рассаживаются за столы).
В.: Сегодня мы с вами познакомимся с новой техникой рисования при помощи мокрой бумаги и мокрой марли, акварельной краски и кисточек будем рисовать осенний пейзаж. Вот будет красота!
В.: Перед вами лежит бумага, которую мы сейчас с вами должны намочить. С помощью ватных тампонов и воды с обеих сторон намочите листы. Затем прикрываем влажной марлей. Ладонями хорошо разглаживаем марлю по листу. Благодаря эффекту прилипания марля будет оставаться неподвижной на бумаге во время рисования.
В.: Теперь можно взять в руки кисть № 3, хорошо смочить в воде. Во время работы лишнюю воду с кисточки можно удалить с помощью салфетки. При рисовании вашего пейзажа помните, что чем дальше объект, тем он меньше. По желанию можно набрать коричневую краску. На марле рисуем дерево, потом веточки дерева. Промываем кисточки, набираем краску и рисуем осенние листья. Добавляем задуманные штрихи в свою работу. Самостоятельная работа детей. Молодцы все справились. Отложите свои кисточки и подойдите ко мне.
В.: Вот интересно как бы вы изобразили дуновение ветра? Листопад?
Д.: Наклонив стволы дерева и листья бы посыпались, полетели и закружились в танце.
В.: А давайте изобразим, как листочки кружатся. Возьмите себе по 2 листочка и станцуем танец осенних листьев.
Физкультминутка 4 мин.
Воспитатель включает аудиозапись П. Чайковского «Времена года» «Осенняя песня»
В.: Листочки, листочки Легкий бег на месте на носках,
По ветру летят, взмахи руками.
У деток под ножками
Тихо шуршат.
И плавно качаясь, Ноги на ширине плеч. Плавные
Ведут хоровод, покачивания корпусом и руками,
И ветер осенний поднятыми руками вверх, вправо-влево.
Им песню поет.
То вправо то влево. Кружатся, припадая на одну ногу
Листочки летят,
Прощается с нами
Веселый наш сад.
Листочки, качаясь, Легкий бег на месте, взмахи руками,
Ведут хоровод, опускаются на корточки.
А ветер осенний
Им песню поет.
В.: Немного отдохнули, и продолжаем работать. Наши работы подсохли. Теперь мы снимаем очень аккуратно марлю. На бумаге остались отпечатки фактуры марлевой ткани с пропитавшим её рисунком.
В.: (Объяснение с показом) Обратным заострённым концом кисти прорисовываем детали: подчеркиваем кое-где ствол дерева, веточки, если они плохо отпечатались. На сыром слое бумаги от надавливаний острым деревянным концом кисти остаются канавки, быстро заполняющиеся сырыми красками.
А теперь маленькой тонкой кисточкой № 2 можно прорисовать тонкие новые веточки, узор на крупных листьях. Ею наносятся небольшие завершающие мазочки — штрихи. Они включаются в общую картину и завершают её.
Индивидуальная работа с детьми в процессе НОД.
Заключительная часть (5минут)
Анализ детских работ.
Ребята, в какой технике рисования мы сегодня выполняли работы.
Картины, каких художников мы сегодня с вами сегодня рассматривали?
Я думаю, что ваши рисунки тоже должны остаться в моей картинной галерее, что бы все мои гости смогли любоваться ими. Кто хочет быть экскурсоводом? Желающий ребенок анализирует несколько работ (с помощью детей и воспитателя). Волшебные краски осенних деревьев превратились в осенний лес. Ребята, смотрите, какой красивый получился наш осенний пейзаж.
Использованная литература:
- Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва. Мозаика – Синтез, 2011г. -316стр.
- Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. –Москва. Мозаика – Синтез, 2012. – 112стр.
- Николкина Т.А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе. – Волгоград: Учитель, 2013. – 147 стр.
- Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. – изд. 2-ое, переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2011г. -128 стр.
- Яхно Т.А. «Рисование по сырому слою через марлю». Журнал «Воспитатель» №6, 2010 г.
|