Учитель-логопед, дефектолог Степанова М.Ю.
Автономное образовательное учреждение Детский сад №6 «Звездочка» «Центр развития ребенка»
Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым в наши дни ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детей с ОВЗ не может быть решена без практического использования психологических и социально-психологических знаний в системе специального образования. Качественно иное, в сравнении с предшествующими институтами социализации атмосфера обучения в дошкольных учреждениях, складывается из совокупности умственной, эмоциональной и физической нагрузок. Предъявленных новыми усложненными требованиями не только к психофизической конституции ребенка с РАС или его интеллектуальными возможностями, но и к целостной личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Поэтому вопрос социализации и адаптации вышел сегодня на ведущее место.
Социализация — это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика. Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждают и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), свидетельствующие, что число таких людей достигает 13 % от общего количества населения. С недостатками интеллекта рождаются 3 % детей и 10 % детей — с другими психическими и физическими отклонения. Всего в мире — 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. В нашем центре развития воспитанники с недоразвитием интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Конечно, эти дети обладают гораздо меньшими возможностями, чем их развивающиеся сверстники. Дети затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У воспитанников значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов, проблемы эмоционально — личностного развития, дети подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно образовательное учреждение призвано, воспитать у детей полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения. В условиях изменения системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические традиции Российского образования и воспитания. Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка. Позволяет ему органично вписаться в общество, раскрывая творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формируя прилежание к труду, воспитывая трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), что позволяет решить проблему их социальной адаптации. Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Освоение детьми с РАС социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от специалистов, занимающихся данной категорией детей, компетентных решений и действий. В нашем центре была разработана и внедрена программа «Социально- бытовая адаптация детей с РАС». Занятия для воспитанников были направлены на обеспечение их социальной адаптации, приобщению к социальной и культурной жизни в обществе При организации и проведении занятий использовались следующие принципы:
- принцип интегрирования (включение элементов музо-, изо-, танцевально-двигательной терапии);
- принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений социально-бытовой адаптации;
- принцип преемственности предусматривает согласование всех проводимых программ, мероприятий, а также их последовательную реализацию.
Таким образом, психологический подход к изучению проблемы дезадаптации и ее проявлениям ориентирует на исследование доказательств и ситуаций повышенного риска в формировании всевозможных патологических изменений выделением наиболее уязвимых по отношению к неблагоприятным взаимодействиям контингентов. Так называемых, групп риска.
Экспериментальное изучение поведения детей с РАС дошкольного возраста показало, что оно значительно отличается от социального поведения нормально развивающихся сверстников как по уровню развития, так и по основным качественным показателям. Комплекс нарушений заметно препятствует организации социального поведения особого ребенка, затрудняет его контакты, изолирует от коллектива сверстников. Таким образом, учет компонентов социального поведения в процессе формирования адаптационных возможностей ребенка повысит эффективность коррекционно-логопедической работы.
В рамках коррекционно-образовательной деятельности с детьми с РАС одним из самых важных условий является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной программы, специальных условиях реализации программных требований и образовательных стандартов. Дети с РАС не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество не всегда принимает и учитывает.
Целью нашей работы с детьми с РАС, в рамках процесса их социализации, является организация помощи на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образовательного компонента и развития личности в целом.
В условиях нашего исследования особые дети частично
интегрированы в общеобразовательную среду.
Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Это помогает в решении следующих задач:
- создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями
- обучение детей с РАС социальным навыкам
- формирование толерантного отношения к особенным детям
- снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии
- формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.
Успешной адаптации и социализации детей с РАС способствует вся коррекционно — развивающая деятельность, которая включает в себя:
- работу воспитателей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя
- физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.
В рамках данной программы, формирования механизмов социальной адаптации детей с РАС наши дети два раза в неделю во вторую половину дня со своими воспитателями выходят в общеобразовательные группы. В условиях расширения зоны коммуникации дошкольников была разработана программа социализации детей с ОВЗ посредством формирования навыков коммуникативных компетенций, педагогами организованы различные формы и виды совместной деятельности согласно плану. Определен перечень сказок, на базе которых организуется вся деятельность в данном направлении. Это и свободная игровая деятельность, в процессе которой все дети вместе выбирают игры, используют необходимые атрибуты, и даже обсуждают правила той или иной игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимой, а тем более ведущим видом деятельности.
Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.
В рамках этой деятельности педагоги проводят по определенной сказке совместные занятия по всем видам продуктивной деятельности.
В ходе коррекционно-развивающих мероприятий в свободном режиме социализации педагоги и специалисты групп организуют совместное чтение сказок с последующей театрализацией прочитанных произведений.
Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей.
В процессе занятий решаются следующие задачи:
- развитие и коррекция основных видов движений
- развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики
- развитие способности ориентироваться в пространстве.
Кроме того, в структуру занятия включаются:
- творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии
- комплексные игры различной подвижности и разной направленности
- релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.
Анализ результатов обследования детей в ходе работы над реализацией программы дает возможность сделать вывод о том, что в начале учебного года большинство детей экспериментальной группы демонстрировали низкие показатели социальной нормализации детей с РАС. У многих из них отмечались выраженные трудности в общении, они не могли сконцентрировать свое внимание на деятельности, постоянно отвлекаясь на сторонние раздражители, не могли планировать свою деятельность, не проявляли способности предложить или использовать помощь окружающих сверстников и взрослых.
В конце года, в завершении экспериментального периода уровень социальной нормализации и адаптации детей данной группы находился в положительной динамике. Дети стали более спокойными и восприимчивыми, уравновешенными, чаще стали проводить время в совместной деятельности, как организованной, так и свободной. Снизился уровень тревожности детей экспериментальной группы. К концу учебного года планомерная реализация программы дала свои значительно положительные результаты. У детей с РАС, участвующих в проекте, наблюдаются выраженные успехи социальной адаптации и нормализации, по сравнению с другими сверстниками.
А у детей нормально развивающихся формируется толерантное отношение к «особенным» детям.
Интегративный подход в воспитании и обучении действительно является одним из важных компонентов системы социальной адаптации детей с РАС в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Список литературы:
- Аутичный ребенок: проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков / под ред. С.А. Морозова. М.: 1998. 92 с.
- Кондратьева, С.Ю. Ранний детский аутизм: Вопросы, проблемы, методические рекомендации / С.Ю. Кондратьева, И.В. Зенченко, О.В. Тарасова // Дошкольная педагогика: журн. — 2013. — №9 (94). — С. 35-43.
- Коноваленко, С.В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста / С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. — СПб.: Детство-Пресс, 2011. — 80 с.
- Манелис, Н.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы / Н.Г. Манелис // Школа здоровья. — 2014. — №3. — С. 23-40.
- Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / под ред. Т.Л. Лещинской. Мн.: НИО, 2005. 260 с.
- Петухова, Л.А. Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности / Л.А. Петухова // Проблемы эмоционального интеллекта в современном психолого-педагогическом пространстве: в 2 ч.: материалы Междунар. науч. -практ. конф., 26-27 апр. 2012 г. / сост.: И.С. Коростина, С.В. Истомина. — Шадринск, 2012. — Ч. 1. — С. 109-113.
- Рябова, А.Л. Из опыта работы с аутичным ребенком / А.Л. Рябова // Логопед в детском саду. — 2014. — №2. — С. 51-56.
- Тара Делани, Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Екатеринбург: изд-во Рама Паблишинг, 2016. — 267 с.
- Чеснокова, Е.Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников / Е.Н. Чеснокова // Воспитатель ДОУ. — 2013. — №9. — С. 126-130.
- Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия/ Е.А. Янушко. М.: Теревинф, 2004. 136 с.
|