Аккуратнова Татьяна Николаевна. Система комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

Система комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

УКД 373. 2

Аккуратнова Т.Н., старший воспитатель МБДОУ «Россиянка» «ЦРР» г. Калуги НСП «Антошка»

Akkuratova T. N., senior educator MBPEI «Rossiyanka» «CDC» Kaluga NSU «Antoshka»

Integrated support system for children with disabilities in pre-school educational institutions

Аннотация: в статье рассматривается модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в условиях дошкольной организации (далее- ДОО), целью которой является создание оптимальной системы комплексного воздействия на детей и которая направленна на коррекцию нарушений и успешное развитие ребёнка с ОВЗ.

Annotation: the article discusses the model of support for children with disabilities in pre-school organizations the aim of which is to create an optimal system of complex impact on children and which is aimed at correcting violations and successful development of the child with disabilities in pre-school organizations

 

Ключевые слова: психолого- педагогическое сопровождение, комплексное воздействие, модель сопровождения, коррекция нарушений, социализация, современные технологии.

Key words: psychological and pedagogical support, complex influence, model of support, correction of violations, socialization, modern technologies.

В настоящее время в Конституции РФ и законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) закреплены права на получение равного со всеми образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (категория лиц с недостатками в физическом и/или психологическом развитии) [5].

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях необходимо учитывать индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее особые образовательные

потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей. В том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и образования детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения неуклонно растет.

Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М. Р. Битяновой (1998), определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного воспитания и обучения и психологического развития ребенка в образовательной среде [4].

Эффективное психолого- педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности: диагностическое, профилактическое, коррекционно- развивающее, образовательное, поддерживающее, просветительское.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в инклюзивной среде – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка. Воспитание и обучение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности.

В комплексном сопровождении ребёнка с ОВЗ педагог-психолог является одним из главных «сопровождающих», так как именно от него во многом зависит эффективность коррекционной работы.

Именно терпение и старание педагогов и специалистов ДОО, работающих с детьми с ОВЗ, их профессионализм, применение методов психологической и коррекционно-педагогической помощи, поддержки семьи такого ребёнка позволит принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребёнка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничение деятельности ребёнка в дальнейшем.

Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОО особенно актуально и необходимо, так как это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребёнка и его родителей, это система комплексной деятельности всех специалистов, направленная на коррекцию нарушений и успешное развитие ребёнка.

Целью модели сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО является создание оптимальной системы комплексного воздействия на детей. Модель направлена на всестороннее развитие ребёнка с учётом его возможностей:

  • коррекцию его психофизических недостатков;
  • социализацию в окружающем среде;
  • подготовленность к школьному обучению.

Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:

  1. Конфиденциальный сбор информации о различных сторонах жизни и динамики развития ребёнка. Знание тех и иных особенностей необходимо для оптимальных форм сопровождения, оно показывают перспективу его дальнейшего развития, то над чем нужно работать.
  2. Повышение компетентности всех участников образовательного процесса (семинары, практикумы, беседы, конференции и др.).
  3. Выбор технологий обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.
  4. Сотрудничество всех участников модели при выборе и разработке программ для комплексного взаимодействия.
  5. Определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, индивидуальных образовательных маршрутов.
  6. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития каждого ребёнка (информирование, консультирование, просвещение).
  7. Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели.
  8. Разработка дальнейшей стратегии сопровождения.

Данная модель сопровождения детей с ОВЗ эффективно применяется в дошкольных организациях. Вся работа с детьми строится на основе тесного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений (педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями, ребенком и его родителями), с использованием разнообразных современных технологий, таких как:

игровая терапия (развивает воображение, мышление и речь детей, вызывает положительные эмоции, развивает у детей познавательный интерес, активность и расширяют кругозор);

песочная терапия (снимает у детей тревожность, агрессию, позволяет им играть);

здоровьесберегающие технологии (психогимнастика, релаксация, динамические паузы и физминутки) дают возможность снять мышечное напряжение детей, расслабиться для дальнейшего обучения);

коррекционно-развивающие технологии (тренинги, игровые проблемные ситуации, логические игры) направлены на коррекцию нарушений у детей.

Благодаря комплексному воздействию на ребенка при тесном взаимодействии с родителями мы получаем положительную динамику в развитии детей.

И в заключение, если говорить об эффективности психолого- педагогического сопровождения, то в первую очередь показателем будет являться эмоциональное состояние и отношение детей с ОВЗ к посещению детского сада. У детей развиваются интегративные качества: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, владение средствами общения со сверстниками и взрослыми, способность управлять своим поведением, владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.

И главное, система способствует полноценному развитию детей, их социализации в обществе и подготовке к дальнейшему обучению в школе.

Список литературы:

  1. Алехина, С.В., Алексеева, М.Н., Агафонова, Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] //Психологическая наука и образование. 2011. – №1.
  2. Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 2003. – № 4.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) [Электронный ресурс]. URL: old. mon. gov. ru (дата обращения: 01. 11. 2014).
  4. Семаго, М.М. Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: Лекция / М. М. Семаго. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. edu-pmpk. ru (дата обращения: 01. 11. 2014.)
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //Вестник образования. – 2013. — №5-6. – С. 3-192.
Просмотров: 730
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Настасья Тарасова. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ
  • Полухина Елена Николаевна. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего типа
  • Жолобова Оксана Сергеевна. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Лаврентьева Маргарита Владимировна. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  • Редактор. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии в условиях МДОУ детского сада
  • Медведева Юлия Игоревна. Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.
  • Власова Виктория Александровна. «Роль педагога-психолога в организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе»
  • Бронникова Ольга Леонидовна. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии в условиях МДОУ детского сада.
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Смирнова Ольга Михайловна. Психолого-педагогическое сопровождение семей-мигрантов в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Кувшинова Татьяна Викторовна. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Рангаева Александра Анатольевна. Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий
  • Костромина Надежда Сергеевна. «Интегрированное и инклюзивное образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Ольга Ульянич. Презентацию. 'Семейный клуб 'Успех', как одна из форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса'
  • Акишева Асия Санатбековна. «Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
  • Цаболова Татьяна Викторовна. Организация психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе
  • Нестерова Ольга Юрьевна. Выпускная Аттестационная работа На тему: Психолого-педагогическое сопровождение детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
  • Зинаида Михайловна Гарага. Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Пасхальная радость»
  • Шишкова Елена Валерьевна. Коррекционно-развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Трудности дороги к знанию»
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Сабельникова Ирина Сергеевна. Использование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Мулюкина Елена Ивановна. Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Наталья Аронова. Программа, психолого-педагогическое сопровождение, детей во время адаптации к доу
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Ланчева Наталья Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Зеленая аптека»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь