диагностика- профилактика- коррекция- прогноз
Опираясь на новые требования ФГОС дошкольные учреждения должны из своих стен выпускать по новому подготовленного ребенка, т.е. ориентация должна быть на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Должен действовать принцип формирующего обучения.
Учитывая это, работа педагога психолога должна измениться, меняются походы и мишени работы специалиста.
По данным исследования психологов школ, центров детской нейропсихологии была выявлена большая категория детей имеющая признаки минимально мозговой дисфункции. Наиболее выражены были показатели снижение и неустойчивости умственной работоспособности (истощаемости), флуктуации внимания, регуляторных функций (трудности серийных организаций и избирательности движений), слабости мнестической деятельности и другой недостаточностью ВПФ.
Самый пик проявления неблагоприятных особенностей развития ребенка (как психофизиологического так и социального) приходится на конец дошкольного – начало школьного возраста. Что выражается в неготовности ребенка к школьному обучению.
В связи с этим целесообразно изменить центральную задачу работы педагога – психолога с детьми. Правильным будет, выявление специалистом дефицитарной психической функции на разных этапах онтогенеза, выявлять наиболее зрелые функции головного мозга и через них осуществлять развитие компенсаторных механизмов, а так же исследовать динамику развития высших психических процессов, разрабатывать индивидуальные методы комплексной профилактики и коррекции не успешности детей.
Возвращаясь к истоком проблемы школьной не успешности современных детей, не лишнем будет обратиться к Луриевской концепция о трех функциональных блоках мозга (А. Р. Лурия, 1973а) говорит о том, что в основе не успешности детей в старшем дошкольном и младшем школьном периоде могут лежать как когнитивные, моторные и регуляторные функциональные недоразвития. (А. Р. Лурия, 1950, 1956, 1958; В.И. Лубовский, 1978). А.Р. Лурия выделяет три функциональных блока мозга. Блок энергетический, его функция состоит в регуляции общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций. Второй блок приема, переработки и хранения информации. Третий блок программирования, регуляции контроля за протеканием сознательной психической деятельности. Каждая отдельно взятая психическая функция обеспечивается согласованной работой всех трёх блоков, при нормальном развитии.
Основываясь на этом можно выделить основные мишени профилактической и коррекционной работы в ДОУ, которая является формирование у ребенка фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) взаимодействий и которую в свою очередь целесообразно разделить эти три направления.
Развитие и коррекция: моторики, когнитивной сферы, регуляторных функций (развитие вербальной регуляции произвольного Действия (А. Р. Лурия, 1950, 1956, 1958; В.И. Лубовский, 1978).
В основе коррекционный — развивающей работе был взят метод замещающего онтогенеза (МЗО) — нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика- профилактика- коррекция- абилитация- прогноз) психолого- педагогического сопровождения детей с различными типами развития. Основная цель метода — развитие мозгового (нейропсихосаматического) обеспечения психического онтогенеза. Механизмы воздействия МЗО идентичны базовым составляющим нормативного онтогенеза во всем многообразии его системно- динамических психологических возрастных перестроек.
Данный подход к диагностики, коррекции, абилитации, профилактике и прогнозу процессов развития методически опирается на базовые постулаты клинико- эволюционной системной парадигмы (Х. Джексон, К.Г. Юнг, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.К. Анохин, Л.А. Орбели, Н.А Бернштейн, А.С. Шмарьян, Л.О. Бадалян, В.П. Самохвалов и др); нейропсихологические законы строения, развития и реабилитации мозговой организации ВПФ А.Р. Лурия — Л.С. Цветкова и Э.Г. Симерницкой; научно- практические технологии телесно-ориентированной психотерапии (В. Райх, А.Лоуэн, Д. Боаделла и др).
Базовые принципы данного подхода включают в себя принцип синдромного диагностико- коррекционного подхода ко всем онтогенетическим факторам; принцип формирующего обучения, которое рассматривается не только как основной путь создания новых функциональных систем, но и как инструмент, способ растормаживания не актуализировавшихся (по разным причинам), но продуктивных и адаптивных старых; принцип изменения мозговой организации и соответственно психологической структуры ВПФ в онтогенезе: этапности, динамики; принципиальной нестираемости следов памяти, ее непрерывно-сти.
Для диагностики применяется системный анализ нарушений (дефецитарности) высших психических функций (ВПФ) у детей с целью решения следующих задач.
- Описание индивидуальных особенностеи и диагностика состояния психических функции.
- Определение дефицитарного (несформированного) блока мозга (в Луриевском понимании термина), первичного дефекта и его системного влияния на другие психические функции, составляющие зону риска их выпадения (недоразвития).
- Разработка нарушенных и сохранных форм психического функционирования стратегии и прогноза коррекционных мероприятии.
- Разработка и применение систем дифференцированных и индивидуализированных методов восстановительного или коррекционного и развивающего обучения, адекватных структур психического дефекта.
При обследовании детей, дошкольного возраста, проводится тщательный отбор диагностического материала по следующим критериям:
- доступности (сложности);
- знакомости;
- привлекательности (наглядности, занимательности, способности привлекать внимание).
Выбранные наиболее информативные и время сберегающие методы обеспечивают компактность методики.
Проблема нормативов в детскои неиропсихологии очень сложна, так как психические процессы и мозг ребенка находятся в состоянии развития, которое, характеризуется неравномерностью, индивидуальным темпом и гетерохрониеи. Каждыи год жизни ребенка может давать как количественные, так и качественные сдвиги в характеристиках психического функционирования, «качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); определенную иерархию видов деятельности и ее ведущии тип; основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания и личности» (Т. И. Алиева и др., 2001, с. 6)
Таким образом, неиропсихологическое обследование детеи c 4 лет может включать в себя следующее:
- Беседа с ответами на простые вопросы: сколько тебе лет? Где ты живешь? Какое сеичас время года? (сфера общих знаний)
- Установление латерализации функции.
- Исследование умственной работоспособности и внимания (корректурная проба).
- Исследование моторики. Проба на рецепторную координацию при сопряженном ее выполнении. Простои вариант пробы на динамическии праксис. Проба на праксис позы пальцев. Простые пробы на оральныи праксис. Рисунок 3-х простых фигур: круг, квадрат, треугольник (копирование).
- Исследование гностических функций (зрительного, пространственного, квазипространственного и тактильного стереогнозиса). Узнавание реальных, перечеркнутых и наложенных изображении. Узнавание (соединение линиями) пространственно ориентированных простых фигур. Понимание простых логико-грамматических конструкции.
- Воспроизведение упрощенных речевых рядов (счет до десяти в прямом порядке).
- Оценка простых ритмических структур, предъявляемых в медленном темпе.
- Называние реальных изображении. Показ реальных изображении по слову наименованию.
- Исследование мнестической функии (зрительной, слохо-речевой, моторной)
- Исследование речевой функции. Составление рассказа по картинке и серии предварительно разложенных картинок. Пересказ текста по вопросам.
- Исследование мышления. Простые пробы на исключение понятии (четвертыи лишнии).
- Понимание простых логико грамматических отношении.
Сама коррекционно- развивающая работа с детьми может проводиться как в мини групповой, так и в индивидуальной форме. Занятие с детьми должны содержать в себе обязательные задания из каждого блока. Опираясь на средний возрастной диапазон концентрации внимания у детей на одном виде деятельности, упражнения и задания должны подбираться наиболее информативные и время сберегающие, тем самым обеспечена глубина и компактность занятий. Игровая форма занятий компенсирует дефицит игровой деятельности детей.
Общий алгоритм коррекционной и профилактической работы с детьми.
Необходимо учитывать физеологические особенности любого возраста, в частности удержание внимания на пассивном виде деятельности, это необходимо для правильной постановки динамической паузы.
Время занятий 15-25 минут (в зависимости от возраста детей).
Ввод в занятие. Дыхательные упражнения на соморегуляцию, это позволит детям снять излишнее возбуждение и повысить концентрацию внимания, это занимает около 3-5 минут. Сюда может входить дыхательная гимнастика по Стребелевой.
I. Задания на развития когнитивной сферы занимают 5-10 минут. Развитие высших психических процессов т.е памяти, мышления и внимания могут проводиться в устной — диалогово- игровой форме или письменной с индивидуальным раздаточным материалом. Задания могут быть индивидуальные, в диадах или под групповые.
II. Упражнения на развитие моторики и сенсорного восприятия. Сюда входят пальчиковые игры соответствующие возрасту и подразумевающие развитие не только моторики, но и развитие межполушарного взаимодействия, внимания, активизации и пополнения активного и пассивного словаря ребенка. Задания на зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Упражнения делаются в течение 10 минут.
III. Двигательные упражнения на саморегуляцию.
Список использованной литературы.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методология нейропсихологоческого сопровождения детей с неравномерностью психических функций// А.Р. Лурия и психология ХХI века. Доклады 2-й Международная конференция памяти А.Р. Лурия/ под ред. Т.В Ахутиной, Ж.М. Глозман, -М.: Смысл,2003, с. 181-189.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. –М7: ЭКСМО, 2003.
- Глозман Ж.М. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе-М.: ТЦ «Сфера», 2006
- Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. – М.: Академия 2009
- Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика дошкольников. — М.: Питер, 2008
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. — М.: Феникс, 2007.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. -6-е изд. -М.: Генезис, 2013
|