Проект кружка: «Буквы все от А до Я наши верные друзья»
Попова Татьяна Геннадиевна воспитатели детского сада №52 «Белочка» г.Якутска
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению и книге. На сегодня среди детей большинство не знают букв, не видели их в книгах. Представление же о звуках, в отличие от букв, до обучения чаще всего отсутствует в сознании ребенка. Поэтому мы решили создать кружок по обучению грамоте «Буквы все от А до Я, наши верные друзья». Вести кружок мы начали с начало учебного года. Охватили всех детей из нашей группы. В нашем кружке большое количество занятий проводятся в игровых формах. Ведь именно игра, ведущий вид деятельности детей. Через игру мы узнаем и познаем многое.
Внимание и запоминание – основные аспекты успешного усвоения материала детьми. А значит, наша задача поддержать развитие этих психических процессов таким обучающим материалом, который обеспечит увлеченность, любознательность, гарантирует устойчивый интерес к книге, занятиям чтением.
Занимаясь в кружке дети должны как бы играя, им на помощь приходят игры с буквами, словами, физкультминутки, считалки, загадки. Именно такой подбор материла позволит избежать утомления, разнообразит виды деятельности ребенка, обеспечит активность, обогатит впечатления и читательский интерес ребенка.
Знакомя детей с буквами, мы должны уточнить, что из букв «сделаны» написанные слова, а те, которые мы произносим, «сделаны» из звуков. Буквы нужны, чтобы обозначить то, что мы слышим и произносим. Ведь слова делаются не из всяких звуков, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда работают наши органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки. Детям надо самим пронаблюдать, как при произношении разных звуков по-разному движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к различным участкам рта.
Наша задача – помочь понять, что при произнесении разных звуков по-разному движутся органы речи. Через разнообразные виды заданий, игр у детей фиксируется соотношение звука и буквы. Дефекты звукового анализа влекут за собой известные ошибки у обучающихся грамоте.
Также мы начали проводить подготовку руку к письму. Подготовительными упражнениями становятся: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Обучение письму включает в себя выработку правильной осанки, умение держать карандаш при письме и рисовании.
При обучении грамоте у ребенка обогащается активный словарный запас, фонематический слух, развивается память, внимание, логическое мышление, правильно произносить гласные и согласные звуки, научатся определять место звука в слове (начало, середина, конец слова), пересказывать небольшие сказки и рассказы по содержанию картины.
Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с малых лет. С развития у них слухового внимания и заканчивая формированием первоначальных навыков звукобуквенного анализа, т.е. начальному обучению чтению и письму печатными буквами.
|