автор: Девяткина Елена Александровна, воспитатель I квалификационной категории МДОУ «Детский сад №20» г. Ярославль
Цель: Закрепить и систематизировать знания старших дошкольников при подготовке к обучению грамоте.
Задачи
Обучающие:
- Упражнять детей в делении слов на слоги, закрепить умение соотносить структуру слова с заданной слоговой схемой;
- Различать предложение как отрезок речи, выделять слово с заглавной буквой, пользоваться условной схемой предложения, уточнить умение различать предложение по цели высказывания;
- Уточнить понимание детьми звуковой схемы слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
- Систематизировать представления детей о зоопарке.
Скачать материалы к проекту
Развивающие:
- Развивать умение работать индивидуально, в паре, подгруппой;
- Развивать слуховое внимание, мыслительную активность;
- Формировать интерес к образовательной деятельности, активизировать желание детей проявить и обогатить свои знания в школе, мотивационную готовность к школьному обучению.
Воспитательные:
- Воспитывать элементарные навыки образовательной деятельности;
- Напомнить детям об особенностях поведения в зоопарке.
Специальные:
- Воспитывать интегративные качества будущего первоклассника, такие какспособность управлять своим поведением и овладение средствами общения и способами взаимодействия;
- развивать универсальные предпосылки учебной деятельности: умение работать по правилу и образцу, умение слушать и слышать взрослого, выполнять задания и инструкции последовательно.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
В: Ребята, завтра выходной день. Вам нравятся выходные дни? Почему?
Д: потому что в выходной можно отдыхать, смотреть мультики, ходить в гости, в кино, в зоопарк.
В: Я тоже очень люблю выходные дни. Но посетить какое-нибудь интересное место можно и в рабочие дни. Особенно, если это игра. Сегодня на занятии я хочу пригласить вас в зоопарк. Согласны?
Давайте закроем глаза, произнесем волшебные слова и представим себя в зоопарке.
Д: Шмопсель, Штепсель, раз, два, три –
В зоопарке окажись!
II. Основная часть.
В: Вот мы и в зоопарке. (снимает ширму с доски. На доске надпись «Зоопарк» и слоговые схемы слов.) Каких животных мы можем увидеть в зоопарке?
Дети называют животных, воспитатель помещает картинки на доску.
Игра «Кто где живет?»
В: Наш зоопарк еще только открылся, и вольеры для животных еще не распределили. Давайте поможем работникам зоопарка. Перед вами схемы. Что они означают?
Д: слоги слова, ударный слог.
В:Верно. Внимательно произнесите название животного и догадайтесь, в каком вольере ему нужно находиться. (первые два слова – фронтально, далее – индивидуально)
- бегемот
- белка
- зебра
- кенгуру
- обезьяна
- верблюд
- антилопа
- фламинго
В: Молодцы. Вы справились с заданием. Какие животные в нашем необыкновенном зоопарке будут жить в соседних вольерах?
Д: бегемот, кенгуру;
обезьяна, антилопа;
белка, зебра.
В: Почему мы разместили их рядом?
Д: К этим словам подходит одна схема.
В: Действительно. У этих слов одинаковое количество слогов, и расположение ударного слога на схеме тоже совпадает.
Физразминка «В зоопарке»
слова движения
Посмотрели влево, вправо… сначала глазами без движения головы, затем повороты головы
Все вокруг нам здесь по нраву.
руки выпрямлены в стороны – вверх, описывая «наложение» двух окружностей.
Хочется зверей погладить
поглаживание головы, плеч, предплечий и спины впереди стоящего ребенка.
И по шерстке потрепать,
легкие пощипывания вдоль мышц спины впереди стоящего ребенка
Пошалить, побегать с ними,
бег на месте (имитация), руки согнуты в локтях
Даже с ними поиграть!
прыжки на месте, легкие хлопки впереди и за спиной
Только здесь, мои друзья, делать этого нельзя.
Д/У «Составь предложение по схеме»
В: Что делают посетители в зоопарке?
Д: рассматривают животных, изучают животных, кормят, угощают зверей, знакомятся с животными и т.д.
В: Чем занимаются животные в зоопарке?
Д: Животные в зоопарке едят, спят, купаются, играют, смотрят на людей, ухаживают за детенышами, радуют посетителей и т.д.
В: Давайте выясним, что делают животные в нашем зоопарке. Перед вами еще одна схема. Что она означает?
Д: предложение.
В: Что такое предложение?
Д: Предложение – это несколько слов, которые стоят по порядку. Предложение сообщает нам о чем-либо.
В: Правильно. Мы общаемся с помощью слов. Наши слова связаны друг с другом, объединены в предложения. Чтобы рассказать о наших животных, мы будем использовать эту схему. Сколько слов в схеме?
Д: три.
В: Почему первое слово отличается от других, имеет высокую спинку?
Д: Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
В: Это вопросительное, восклицательное или повествовательное предложение?
Д: Повествовательное.
В: Почему вы так решили?
Д: В конце предложения стоит точка. В нем – сообщение, нет вопроса, радости или восторга.
(воспитатель раздает детям сюжетные картинки, и дети составляют предложения по схеме. Выслушивают ответы 5-6 человек. Некоторые предложения анализируются, т.е. определяются первое, второе, третье слова).
В: Какие вы молодцы! Как хорошо у вас получается составлять предложения! В нашем зоопарке животным есть чем заняться. А для вас есть еще задание.
Д/У «Угадай животное» Работа в группах.
В: Сейчас вам предстоит объединиться в группы.
Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с изображением животного.
В: Посмотрите, столы отмечены цветом: синим, красным и зеленым. Что вам напоминают эти цвета?
Д: Этими цветами мы обозначаем звуки слова на схеме.
В: Верно. Какие звуки обозначаются красным цветом?
Д: Гласные. А, О, У, И, Э, Ы.
В: Какие звуки обозначаются синим цветом?
Д: Твердые согласные: К, Д, М, Н, т.д.
Какие звуки обозначаются зеленым?
Д: мягкие согласные: ЛЬ. БЬ, РЬ, ВЬ, т.д.
В: Хорошо. Теперь внимательно произнесите свое слово, определите, какой звук первый и сядьте за соответствующий стол.
Дети распределяются по группам, воспитатель помогает тем, кто испытывает затруднение.
В: В некоторых вольерах животные спрятались. Нам нужно догадаться, кто где живет. (слон, тигр, лиса)
Перед вами карточки с буквами и цветные квадраты. Выложите название животного из букв и потом наклейте цветные квадраты на схему. Помните, что цвет квадрата должен соответствовать звуку.
По окончании работы результаты совместно проверяются, анализируются и соотносятся с картинкой.
III. Итог занятия.
В: Ребята, где мы сегодня были?
Д: В зоопарке.
В: Вам понравилось? Почему? Что понравилось больше всего? Какие трудности у вас возникали?
ответы детей.
В: Мы действительно неплохо потрудились: определяли ударный слог в словах, составляли звуковые схемы к словам, составляли предложения по схеме. Мы показали свои знания, умения. Как вы думаете, вам пригодятся эти знания в школе?
Д: да.
В: Обязательно пригодятся. В школе вы узнаете еще очень много, многому научитесь, а ваши будущие учителя вам в этом помогут. Они вас уже с нетерпением ждут.
|