Утнюхина Регина Юлиевна Воспитатель МБДОУ № 23 г.Альметьевск
В настоящее время неуклонно растет число детей дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). По данным Росстата количество таких детей приблизилось к отметке 150 мл. человек. В эту группу входят дети у которых были выявлены какие либо физические, психические или сенсорные дефекты, повлекшие за собой ограничения в повседневной жизнедеятельности и как следствие препятствующие получению образования без создания специальных условий. Это нарушения слуха, зрения, речи и опорно-двигательного аппарата, задержка психического и интеллектуального развития, а также нарушения эмоционально-волевой сферы. Право любого ребенка с ОВЗ на образование независимо от его социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития закреплено в законодательстве Российской Федерации.
В тоже время в работе дошкольного педагога с детьми, имеющими ОВЗ существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать для того, чтобы развитие, воспитание и обучение таких дошкольников прошло более эффективно. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые ведут к формированию нарушений общего развития и определяют важные направления работы педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения. Одним из таких направлений работы воспитателей неспециализированного детского сада является работа с родителями детей, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Прославленный педагог, ученый Ш.А. Амонашвили определяет такую работу как организацию совместной деятельности и общения воспитателя с родителями с целью формирования определенных взаимоотношений, которые служат внутренней личностной основой для дальнейших действий. В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является взаимодействие ДОО и семьи. В Стандарте указывается, что данный принцип «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
Поэтому цели дошкольного образования детей с ОВЗ приобретение определенного набора знаний и умений; раскрытие и развитие потенциала ребенка; создание благоприятных условий для реализации его природных способностей необходимо решать только в процессе работы с родителями. Без взаимодействия с родителями детей невозможно реализовать решение таких важных задач образования и воспитания дошкольников с ОВЗ, как обеспечение условий для реализации прав детей на получение бесплатного образования; организация коррекционно-реабилитационной работы с дошкольниками с различными формами отклонений в развитии на должном уровне; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с ОВЗ путем совершенствования образовательного процесса; создание необходимых психолого-педагогических условий в детском саду для реализации индивидуальных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ; улучшение материальной базы и ресурсного обеспечения детского сада для организации обучения дошкольников с ОВЗ; совершенствование кадрового обеспечения работы воспитателей ДОО с детьми.
Не менее значимой целью образования и воспитания детей с ОВЗ в детском саду является их социализация — усвоение ребенком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, которые способствуют его успешному функционированию в обществе. Многие отечественные педагоги подчеркивают значимость взрослых, которые окружают ребенка с ОВЗ в его социализации. Великий педагог Д.Б. Эльконин указывает, что семья играет первичную и важнейшую роль в процессе становления личности дошкольника. Взаимоотношения между воспитывающими взрослыми, характер отношения взрослых к ребенку, и в целом семейный микроклимат оказывают либо позитивное, либо негативное воздействие на личность каждого ребенка. Благодаря семье происходит развитие своего собственного «Я», представлений о других и окружающем мире в целом. Радушная и положительная атмосфера в семье, где каждый из ее членов значим и любим, способствует зарождению у ребенка гуманного мировосприятия, стремления отдавать свое тепло другим людям. Негативная, отрицательная атмосфера порождает в ребенке проявления неприятия и враждебности ко всему, что его окружает.
Опыт общения ребенка с ОВЗ сo взрослыми (родителями, близкими людьми, педагогами детского сада) является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослых у ребенка накапливаются знания и представления o себе, складывается определенный тип самооценки. Решающим моментом усвоения образцов поведения ребенка является та оценка, которую дают взрослые, мнение которых для него наиболее авторитетно. Таким образом, семья и детский сад являются источником общественного опыта для ребенка с ОВЗ. Здесь он видит примеры для подражания, здесь происходит его социализация. В современной педагогической практике начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания находит отражение в нормативно-правовых документах, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании», в ст. 18 которого записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». В то же время довольно остро стоит проблема отсутствия интереса родителей детей с ОВЗ к вопросу об их социализации, весьма распространен взгляд на детский сад как место в котором за ребенком присмотрят, родители часто не заинтересованы в том, чтобы участвовать в работе воспитателя, отсутствует понимание необходимости совместной работы по социализация дошкольников с ОВЗ.
В процессе социализации детей с ОВЗ общая задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать, что они любимы, поняты и приняты, что они являются полноценными членами общества и детского коллектива и могут наравне с другими детьми расти, развиваться накапливать знания. Для этого необходима работа педагогов и воспитателей с родителями, которая характеризуется как социальное партнерство, основанное на чувствах человеческой солидарности и общей ответственности за проблему. Необходимо подчеркнуть, что такое социальное партнерство в деле социализации детей с ОВЗ может возникнуть лишь на основе осознания необходимости сотрудничества для осуществления продуктивной деятельности всех трех сторон педагогического процесса (педагогов ДОО, воспитателей и родителей) и наличии их заинтересованности.
На начальном этапе общность интересов родителей и педагогов ДОО в процессе социализации детей с ОВЗ заключается в том, чтобы обозначить ее значение, область интересов каждого из партнеров, формулировка общих целей и задач предстоящей деятельности; определение возможностей для решения этой проблемы; выработка правил и границ действий в процессе предстоящего сотрудничества. В дальнейшем перед педагогами ДОО встает не менее важная и трудная задача необходимости заинтересовать родителей в совместной работе. Самой распространенной формой решения этой задачи является проведение тематических индивидуальных и групповых бесед, консультаций педагогов, воспитателей, которые могут также проводиться с использованием современных компьютерных, мультимедийных технологий и интернет ресурсов.
Индивидуальная работа с родителями детей с ОВЗ может быть проведена в форме поручений, которые касаются подбора материалов, оформления помещения к празднику, стенгазеты, или уголка для родителей, написания поздравления детей с днями рождения. Участие родителей может быть и групповым в процессе организации конкурсов для детей и родителей, благоустройства территории детского сада, проведения массовых мероприятий в детском саду, экскурсий к различным достопримечательностям. При проведении массовых мероприятий может использоваться проектный метод, который включает в себя реализацию какого-либо проекта (оформление стенда к празднику, создание поделки, выпечка праздничного торта) и подробный рассказ об его реализации с использованием видео материалов. Эффективной формой работы с родителями для решения задачи социализации детей с ОВЗ является День открытых дверей, для которого родители могут быть приглашены в группу в качестве участников детской деятельности. Это способствует повышению интереса к продуктивным видам деятельности совестно с родителями и педагогами.
В настоящее время широкое распространение получили тренинги, проводимые педагогами, логопедами, психологами. Эти тренинги помогут раскрыть сущность социализации, ее особенности у детей с ОВЗ, глубже понять необходимость сотрудничества родителей с педагогами, вовлечь родителей в формы работы воспитателей. Также можно проводить такие мероприятия как анкетирования, тестирования, помогающие установить обратную связь с родителями детей с ОВЗ, узнать о разных сторонах и точках зрения, которое сложилось у родителей, выявить особенности их потребностей в сотрудничестве, определить желаемые результаты от совместных действий по социализации детей.
Организация родительской почты также поможет родителям высказать свои пожелания, просьбы и получить ответы на вопросы. В работе родительской почты могут участвовать другие педагоги детского сада – психолог, логопед, учитель-дефектолог, руководитель физического и музыкального воспитания, старший воспитатель. Это будет способствовать наибольшей осведомленности родителей, расширит круг их интересов, поспособствует повышению интереса к процессу социализации детей.
Посещения открытых занятий логопеда, дефектолога и воспитателя, мастер — классов, тренингов, практических занятий также очень полезны для родителей и должны проводиться систематически для того, чтобы они могли получить возможность проследить за успехами детей, увидеть их трудности, понаблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности, самим научиться приемам коррекционной работы.
Использование тех или иных форм работы с родителями должно вытекать их имеющихся возможностей, состояния здоровья детей. В конечном счете все они должны быть направлены на то, чтобы сделать родителей детей не только своими союзниками, но и активными помощниками, способствовать активизации, привлечению внимания к важным коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, помочь сделать воспитание детей в семье и в детском саду последовательным, в совместную работу — более эффективной.
|