Утнюхина Регина Юлиевна. «Работа с родителями как базовый инструмент социализации детей с ОВЗ»

«Работа с родителями как базовый инструмент социализации детей с ОВЗ»

Утнюхина Регина Юлиевна Воспитатель МБДОУ № 23 г.Альметьевск

В настоящее время неуклонно растет число детей дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). По данным Росстата количество таких детей приблизилось к отметке 150 мл. человек. В эту группу входят дети у которых были выявлены какие либо физические, психические или сенсорные дефекты, повлекшие за собой ограничения в повседневной жизнедеятельности и как следствие препятствующие получению образования без создания специальных условий. Это нарушения слуха, зрения, речи и опорно-двигательного аппарата, задержка психического и интеллектуального развития, а также нарушения эмоционально-волевой сферы. Право любого ребенка с ОВЗ на образование независимо от его социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития закреплено в законодательстве Российской Федерации.

 

В тоже время в работе дошкольного педагога с детьми, имеющими ОВЗ существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать для того, чтобы развитие, воспитание и обучение таких дошкольников прошло более эффективно. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые ведут к формированию нарушений общего развития и определяют важные направления работы педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения. Одним из таких направлений работы воспитателей неспециализированного детского сада является работа с родителями детей, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Прославленный педагог, ученый Ш.А. Амонашвили определяет такую работу как организацию совместной деятельности и общения воспитателя с родителями с целью формирования определенных взаимоотношений, которые служат внутренней личностной основой для дальнейших действий. В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является взаимодействие ДОО и семьи. В Стандарте указывается, что данный принцип «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

Поэтому цели дошкольного образования детей с ОВЗ приобретение определенного набора знаний и умений; раскрытие и развитие потенциала ребенка; создание благоприятных условий для реализации его природных способностей необходимо решать только в процессе работы с родителями. Без взаимодействия с родителями детей невозможно реализовать решение таких важных задач образования и воспитания дошкольников с ОВЗ, как обеспечение условий для реализации прав детей на получение бесплатного образования; организация коррекционно-реабилитационной работы с дошкольниками с различными формами отклонений в развитии на должном уровне; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с ОВЗ путем совершенствования образовательного процесса; создание необходимых психолого-педагогических условий в детском саду для реализации индивидуальных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ; улучшение материальной базы и ресурсного обеспечения детского сада для организации обучения дошкольников с ОВЗ; совершенствование кадрового обеспечения работы воспитателей ДОО с детьми.

Не менее значимой целью образования и воспитания детей с ОВЗ в детском саду является их социализация — усвоение ребенком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, которые способствуют его успешному функционированию в обществе. Многие отечественные педагоги подчеркивают значимость взрослых, которые окружают ребенка с ОВЗ в его социализации. Великий педагог Д.Б. Эльконин указывает, что семья играет первичную и важнейшую роль в процессе становления личности дошкольника. Взаимоотношения между воспитывающими взрослыми, характер отношения взрослых к ребенку, и в целом семейный микроклимат оказывают либо позитивное, либо негативное воздействие на личность каждого ребенка. Благодаря семье происходит развитие своего собственного «Я», представлений о других и окружающем мире в целом. Радушная и положительная атмосфера в семье, где каждый из ее членов значим и любим, способствует зарождению у ребенка гуманного мировосприятия, стремления отдавать свое тепло другим людям. Негативная, отрицательная атмосфера порождает в ребенке проявления неприятия и враждебности ко всему, что его окружает.

Опыт общения ребенка с ОВЗ сo взрослыми (родителями, близкими людьми, педагогами детского сада) является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослых у ребенка накапливаются знания и представления o себе, складывается определенный тип самооценки. Решающим моментом усвоения образцов поведения ребенка является та оценка, которую дают взрослые, мнение которых для него наиболее авторитетно. Таким образом, семья и детский сад являются источником общественного опыта для ребенка с ОВЗ. Здесь он видит примеры для подражания, здесь происходит его социализация. В современной педагогической практике начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания находит отражение в нормативно-правовых документах, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании», в ст. 18 которого записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». В то же время довольно остро стоит проблема отсутствия интереса родителей детей с ОВЗ к вопросу об их социализации, весьма распространен взгляд на детский сад как место в котором за ребенком присмотрят, родители часто не заинтересованы в том, чтобы участвовать в работе воспитателя, отсутствует понимание необходимости совместной работы по социализация дошкольников с ОВЗ.

В процессе социализации детей с ОВЗ общая задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать, что они любимы, поняты и приняты, что они являются полноценными членами общества и детского коллектива и могут наравне с другими детьми расти, развиваться накапливать знания. Для этого необходима работа педагогов и воспитателей с родителями, которая характеризуется как социальное партнерство, основанное на чувствах человеческой солидарности и общей ответственности за проблему. Необходимо подчеркнуть, что такое социальное партнерство в деле социализации детей с ОВЗ может возникнуть лишь на основе осознания необходимости сотрудничества для осуществления продуктивной деятельности всех трех сторон педагогического процесса (педагогов ДОО, воспитателей и родителей) и наличии их заинтересованности.

На начальном этапе общность интересов родителей и педагогов ДОО в процессе социализации детей с ОВЗ заключается в том, чтобы обозначить ее значение, область интересов каждого из партнеров, формулировка общих целей и задач предстоящей деятельности; определение возможностей для решения этой проблемы; выработка правил и границ действий в процессе предстоящего сотрудничества. В дальнейшем перед педагогами ДОО встает не менее важная и трудная задача необходимости заинтересовать родителей в совместной работе. Самой распространенной формой решения этой задачи является проведение тематических индивидуальных и групповых бесед, консультаций педагогов, воспитателей, которые могут также проводиться с использованием современных компьютерных, мультимедийных технологий и интернет ресурсов.

Индивидуальная работа с родителями детей с ОВЗ может быть проведена в форме поручений, которые касаются подбора материалов, оформления помещения к празднику, стенгазеты, или уголка для родителей, написания поздравления детей с днями рождения. Участие родителей может быть и групповым в процессе организации конкурсов для детей и родителей, благоустройства территории детского сада, проведения массовых мероприятий в детском саду, экскурсий к различным достопримечательностям. При проведении массовых мероприятий может использоваться проектный метод, который включает в себя реализацию какого-либо проекта (оформление стенда к празднику, создание поделки, выпечка праздничного торта) и подробный рассказ об его реализации с использованием видео материалов. Эффективной формой работы с родителями для решения задачи социализации детей с ОВЗ является День открытых дверей, для которого родители могут быть приглашены в группу в качестве участников детской деятельности. Это способствует повышению интереса к продуктивным видам деятельности совестно с родителями и педагогами.

В настоящее время широкое распространение получили тренинги, проводимые педагогами, логопедами, психологами. Эти тренинги помогут раскрыть сущность социализации, ее особенности у детей с ОВЗ, глубже понять необходимость сотрудничества родителей с педагогами, вовлечь родителей в формы работы воспитателей. Также можно проводить такие мероприятия как анкетирования, тестирования, помогающие установить обратную связь с родителями детей с ОВЗ, узнать о разных сторонах и точках зрения, которое сложилось у родителей, выявить особенности их потребностей в сотрудничестве, определить желаемые результаты от совместных действий по социализации детей.

Организация родительской почты также поможет родителям высказать свои пожелания, просьбы и получить ответы на вопросы. В работе родительской почты могут участвовать другие педагоги детского сада – психолог, логопед, учитель-дефектолог, руководитель физического и музыкального воспитания, старший воспитатель. Это будет способствовать наибольшей осведомленности родителей, расширит круг их интересов, поспособствует повышению интереса к процессу социализации детей.

Посещения открытых занятий логопеда, дефектолога и воспитателя, мастер — классов, тренингов, практических занятий также очень полезны для родителей и должны проводиться систематически для того, чтобы они могли получить возможность проследить за успехами детей, увидеть их трудности, понаблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности, самим научиться приемам коррекционной работы.

Использование тех или иных форм работы с родителями должно вытекать их имеющихся возможностей, состояния здоровья детей. В конечном счете все они должны быть направлены на то, чтобы сделать родителей детей не только своими союзниками, но и активными помощниками, способствовать активизации, привлечению внимания к важным коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, помочь сделать воспитание детей в семье и в детском саду последовательным, в совместную работу — более эффективной.

Просмотров: 490
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Уразбахтина Юлия Сергеевна. Современные формы работы с молодыми педагогами детского сада как одно из условий успешной социализации педагога
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Карташова Екатерина Александровна. «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями детей раннего возраста».
  • Заричная Светлана Анатольевна. Опыт работы: Работа с родителями детей раннего возраста «В детский сад с улыбкой»
  • Мулюкина Елена Ивановна. Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • И.Н. Гущина А.С. Толокина. СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Фастовец Елена Владимировна Лебедева Ирина Александровна. Создание условий успешной социализации детей с нарушениями речи в рамках реализации ФГОС ДО
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Самусь Наталья Георгиевна. «Формы работы с родителями в режиме круглосуточного пребывания детей в детском саду»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Козлова Мария Владимировна. Организация социокультурных практик как условие успешной социализации детей в условиях детского сада
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Рангаева Александра Анатольевна. Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий
  • Шек Ирина Юрьевна. Сотрудничество родителей и педагогов детского сада в совместной досуговой деятельности
  • Задера Ираида Александровна. Статья «Эффективная форма сотрудничества с родителями: совместное театральное творчество родителей и детей»
  • Кувшинова Татьяна Викторовна. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Виктория Васильевна Искра. Статья на тему: «Эффективные формы работы с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья».
  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь