В процессе изучения трудов античных философов, невозможно не заметить множественные примеры использования педагогических идей античных философов в ныне действующей системе образования.
Прежде всего, хочется обратить внимание на то, как видел Платон воспитание, направленное на гармоничное развитие духовных и физических сил: оно должно начинаться в 7-летнем возрасте и заканчиваться в 16–17 лет. После обучения юноши, достигшие возраста 16-20 лет должны были посвятить себя военной подготовке, и только одаренные, достигшие значительных успехов в обучении молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет могли посвятить себя глубокому изучению наук. Сходство с современной российской системой образования очевидно: общеобразовательная школа, армия, а затем – вуз. Различие все же в том, что современные выпускники школ имеют выбор – военная служба или сразу поступление в вуз, тогда как во времена Платона такого выбора не было. И еще одно существенное отличие – во времена Платона эта система была доступна только юношам. Для девушек это было недоступно.
Однако, это только внешняя сторона образования, его форма. Главная мысль, которая пронизывает все учение Платона об идеальном государстве, – это связь воспитания и образования с общественным устройством. Очевидно, что данная мысль и сегодня является актуальной, так как мы наблюдаем прямую зависимость системы образования и воспитания от типа общественного устройства в современном мире. Именно через образование и воспитание усваиваются те ценности, нормы, которые государство считает нужным утвердить.
В целом, разработанные Платоном принципы системы образования и воспитания и сегодня сохраняют свою актуальность. Например, реализация в обучении идеи об опоре на все положительное в человеке, единство воспитательных воздействий со стороны всех уровней системы образования, а также учет общественной направленности воспитания.
Однако, следует отметить, что Платон выделяет еще один основополагающий принцип воспитания – главенство государственного над общечеловеческим. Люди, по мнению Платона, лишь части государственной машины, они не рассматриваются как индивидуумы, а воспитание рассматривается, как давление на личность. Этот принцип, или нечто подобное, уже применялся на практике в советское время, но не является актуальным в настоящее время.
Еще одним важным примером использования педагогических идей Античных философов в современном образовании является метод диалога Сократа. Ему принадлежит выдающееся место не только в истории философии и этики, логики, диалектики, в правовых науках, но и в педагогике. Основные ценности подхода к педагогической деятельности, предложенного Сократом – это личность, душа, выбор, свобода, самостоятельность, самоопределение.
К сожалению, Сократ не оставил после себя никаких письменных трудов. Но влияние, оказанное им на развитие человеческого познания, ощутимо до наших дней.
Главное, чему учил своих учеников Сократ – это вести диалог, полемику, логически мыслить. Он побуждал их последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название сократовский. Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению
Сегодня мы говорим о том, что сотрудничество является наиболее продуктивным и эффективным из современных видов учебной и педагогической деятельности. Но прототипом таких отношений можно считать учение Сократа. Еще одна мысль этого философа, получившая свое развитие в дальнейшем и дошедшая до наших дней – это добровольное участие учеников в учебной деятельности. В современном образовательном процессе эта идея чрезвычайно важна, и она лежит в основе личностно-ориентированного подхода. В период взросления ребенок сталкивается с очень важными жизненными вопросами: во что и кому верить, в чем смысл жизни, кем быть (в профессиональном плане), с кем быть (в личностном аспекте) и т.д. Юность же – это возраст перехода к активной творческой деятельности, включиться в нее может человек, осознавший себя как личность, имеющий определённый опыт познания себя, понимающий причины противоречий как в себе, так и в окружающем мире.
Основные составляющие сократовского метода – это «ирония» и «майевтика» – по форме, «индукция» и «определение» – по содержанию. Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская «ирония».
Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные факты, выделяет из них некие общие элементы, затем анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречия. В итоге, он подводит их к единству на основе выделенных существенных общих признаков.
В переносе на современный язык педагогики, главное в методе Сократа – это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.
Метод Сократа – это так называемое эвристическое обучение. Оно ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового.
Сократовский метод дал также основу для возникновения так называемого проблемного обучения.
Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».
Д.В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.
Сущность проблемного обучения И.Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям учебного заведения».
Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач.
В работах многих исследователей можно найти развитие идеи проблемного обучения, где оно рассматривается не только прямо, но и в контексте и более широко, как средство активизации учения, повышения эффективности обучения какой-то конкретной дисциплине и т.д.
«Обучение в самом общем виде, – отмечает М.И. Махмутов – один из основоположников проблемного обучения, – это передача опыта старших поколений молодому поколению». Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.
Проблемное обучение в общепринятой его форме применимо, как правило, в учебных темах и курсах, в которых требуется исключительно интеллектуальный подход, например, в процессе изучения таких дисциплин, как математика, физика, естествознание, в проблемных темах по истории, русскому языку и т.п. Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных предметах, в том числе и в предметах эмоционально-образного и спортивной направленности. Например, дети могут создавать художественные произведения, придумывать свои гимнастические упражнения на развитие определенных групп мышц.
В отличие от традиционных методов обучения, нацеленных на получение «готовых» знаний, их заучивание и воспроизведение, обучение по Сократовскому методу активизирует процесс познания, понимания, востребует креативность учащихся, независимо от возраста.
Все же, к важным достоинствам традиционных методов обучения следует отнести более систематическое обучение, более тщательно логически спланированную передачу знаний, четкая организация процесса обучения по форме, и конечно же экономическая выгода. Однако, недостатки традиционной системы обучения все же очень существенны: однообразие форм, методов обучения и общения, субъектно-объектные отношения «учитель – ученик», ориентация на большой объем домашнего задания, потакание привычке получать готовое, но главное, это отсутствие ориентации на индивидуальность ученика, слишком усредненный подход учителя ко всем ученикам, пассивность учащихся, слишком слабое развитие коммуникативной культуры.
В обучении как открытии ценным представляется научить школьников умению извлекать знание с помощью диалога, построенной системы вопросов/ сократовский метод обучения – это майевтический метод, и его следует отнести к основополагающим в компетенции современного педагога. Использование сократовского метода меняет роль обучения. Она состоит в содействии рождению нового, в поддержке родившегося, только появившегося в процессе познания и осмысления исследуемого вопроса. Этим в главном отличается сократовский метод как майевтический не только от традиционного монологизированного обучения, но и псевдо-, квазидиалогического. В обучении как открытии достигается не только сумма знаний, но и овладение методом познания.
Сократический метод выстраивается процессе обучения с помощью следующего алгоритма:
- создание проблемной ситуации;
- формулирование проблемного вопроса;
- востребованность имеющихся знаний и умений и стремление с их помощью решить проблему;
- необходимость выдвижения гипотезы, ее формулировка;
- поиск системы доводов, доказательств, опровержений в подтверждение гипотезы или отказа от нее;
- выводы (в виде проверки, экспертизы полученного результата, если это возможно о необходимо).
Важно отметить, что овладение Cократическим методом развивает не только учащихся, но и творчество и самого учителя.
Также вместе с сократовским методом важно использовать и герменевтический метод. Каждому учителю понятна значимость текстов, широко используемых в обучении, но далеко не всегда до конца понятна роль методов, применяемых работе с ними. Текст, прежде всего, истолковывается учителем, а дети при это принимают готовые мысли, умозаключения, выводы, они не учатся рассуждать самим. Очень ценной является такая методика преподавания любого школьного предмета, когда дети с первого класса развивают с помощью учителя умения слушать текста, отвечать на вопросы по нему и задавать вопросы самостоятельно. При этом они должны твердо знать, что «глупых» вопросов не бывает. Так ученик проходит от изучения текста к познанию в целом, а также и к познанию своей индивидуальности. При этом изначально задачей обучения является включение прочитанного в иной контекст – жизненный, востребованный личный опыт ребенка. Формулировка своей позиции, согласие или несогласие с прочитанным и другими участниками диалога в классе идет через сотворчество понимающих. Но чтобы понять, надо думать. Так рождается мысль о собственной мысли, понимание своего собственного непонимания. Следует только добавить, что именно учитель создает самые благоприятные условия для того, чтобы учащиеся видели проблему собственного «думанья», учились «понимать свое непонимание». Важнейшим условием для этого является овладение герменевтическим методом в процессе обучения, под которым подразумевается диалоговое обучение, построенное на основе толкования текста путем набрасывания новых смыслов через систему вопросов-ответов.
Многочисленными современными исследованиями доказано, что использование Сократовского метода возможно в процессе обучения учащихся всех возрастов, и оно всегда дает гарантированно хорошие результаты. Ведь учащиеся более активны и деятельны на занятиях, прежде всего, в речевом общении, смело участвуют в диалогах, задают вопросы, учатся четко формулировать свои мысли, ставить цели и задачи, в том числе собственной учебной деятельности, успешно учатся работать самостоятельно. Кроме того, они более мотивированы на учебу, меньше пропускают занятия, имеют более высокие оценки по результатам усвоенного. Само собой, это отражается и на дисциплине на уроках. Все это, очевидно, способствует предупреждению возможного отчуждения школьников от образовательного процесса, содействует дальнейшему личностному росту, стимулирует потребность в самосовершенствовании, нарастании заботы о себе как личности.
Таким образом, из всего вышесказанного очевидно, что античные философы, внесли неоценимый вклад в развитие образования во всем мире, в том числе и в нашей стране. Вопросы воспитания и обучения личности можно решать путем обращения к мудрости древних. Важно учитывать идеи Платона, говорящего о прямой зависимость системы образования и воспитания от типа общественного устройства в современном мире, а также реализации в обучении идеи об опоре на все положительное в человеке, единство воспитательных воздействий со стороны всех уровней системы образования. Идеи Сократа также внесли важный вклад в современную педагогику. Под Сократовским методом подразумевается диалоговое обучение, построенное как майевтика, предполагающее в процессе познания открытия через систему вопросов-ответов, доводов и опровержений, поиска противоречий в суждениях, исследования понятий и их определения. Данный метод дал основу развития эвристического и проблемного обучения. Использование Сократовского метода возможно в процессе обучения учащихся всех возрастов, и оно всегда дает гарантированно хорошие результаты.
|