Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я представляю мастер-класс по созданию «Альбома героя». Напомню, что «Альбом героя» — моя авторская разработка в рамках проекта по формированию гражданской и патриотической компетенции «Я-гражданин». Я приглашаю 8 человек, сегодня мы будем работать в парах, для того, чтобы наш мастеркласс был динамичным.
А для того, чтобы вам было понятнее, с чем мы будем иметь дело, предлагаю взглянуть на экран. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
«Альбом героя» — это книга, макет которой был сформирован на одном из сервисов по печати фотокниг. В моем случае, э то сервис netprint, но на рынке очень много подобных сервисов, они мало чем отличаются. Альбом героя состоит из персональной и базовой части.
Скачать презентацию
На этом слайде вы можете видеть «АЛЬБОМ ГЕРОЯ», выполненный на обыкновенной бумаге и сформированный в программе «PP». Такой альбом я называю «ДОСЬЕ ГЕРОЯ» и считаю его очень важным этапом в подготовке Альбома Героя. Почему это важно? По нескольким причинам, во-первых, приходит понимание того, какие сведения хотела бы видеть семья в своем альбоме и мы со своей стороны задаем точные критерии отбора информации. Во-вторых, в течение следующего года информация обновляется и корректируется, потому что работа с подлинниками не терпит суеты.
Мы начинаем формировать «ДОСЬЕ» в старшей группе. Это происходит в феврале, после того, как мы поговорили с ребятами о снятии блокады Ленинграда и о Дне защитника Отечества.
Сегодня я предлагаю сформировать «ДОСЬЕ ГЕРОЯ» вместе, также вы овладеете алгоритмом исследовательской работы с использованием электронных ресурсов Министерства обороны РФ.
Мы будем работать в парах для того, чтобы мастеркласс был более динамичным. Я предлагаю вам открыть страницу досье и сделать пометку о ресурсах, ставших основой исследовательской работы. На слайде вы можете видеть сайты Министерства обороны, откуда мы черпаем информацию.
СЛАЙД 7. Итак, мы сегодня начнем нашу работу с тех сведений о воевавшем герое, которыми обладает, как правило, каждая семья, это ФИО, год рождения, место призыва, возможно род войск. Алгоритм работы я представляю на примере сервиса «pamyat-naroda. ru».
Мы вбиваем имеющиеся сведения в поисковую строку, и сервис перенаправляет нас на вторую страницу. СЛАЙД 8
На ней мы можем увидеть сведения: звания, награждения, место службы. Таким образом, мы делаем вывод о роде войск героя, о месте призыва.
Я предлагаю наполнить первый разворот: вклеиваем фото героя, погоны. Что бы еще вы разместили здесь? Сделайте пометки себе на странице. Вот так это будет выглядеть в макете netprint. ru СЛАЙД 9 Макет многослойный, вы можете наложить фоны и украшения в теме Великой Победы. Также в качестве фона вы можете использовать рисунки детей – и это большой вклад в персонализацию книги.
На следующей странице я предлагаю разместить все, что относится к роду войск героя. Есть ли у вас вопросы? Обратите внимание, что на сервисе приняты сокращения, существовавшие в Красной Армии. Для их расшифровки мы идем в Яндекс и находим расшифровку. (АМИНП — артиллерийско-минометный полк) СЛАЙД 10
Мы понимаем, что герой служил в артиллерии, и я предлагаю наполнить следующую страницу информацией об артиллерии Красной Армии, рассказать доступными ребенку словами о роде войск. СЛАЙД 11 Внимание, страница вариативна! Как вы думаете, какой информацией можно наполнить страницу, если герой служил в авиации? (Для летчиков – самолеты, для танкистов о механизированных орудиях, для артиллеристов – артиллерийское орудие). На нашей странице мы даем ребенку понятие – противотанковой и зенитной артиллерии.
Далее и обязательная для макета страница — знаменитое орудие рода войск. (Катюша, Т-34, ЯК-9). СЛАЙД 12 Также мы разместим орудие, которое связано непосредственно воевавшим героем. В данном альбоме мы даем ребенку понятие «минометный расчет». Обратите внимание на то, что в макете легко сформировать картинки с подписями. Таким образом, мы получаем книгу, адаптированную к возрасту ребенка.
Итак, мы возвращаемся к странице награждений героя. СЛАЙД 13 Для начального уровня освоения технологии нужно знать, что страница с наградами героя — самая информативная.
Далее – самая сложная и одновременно интересная часть работы – это работа с подлинными военными документами на ресурсе «pamyat-naroda. ru».
Мы уже определили род войск, войсковое соединение (полк, рота), фронт воевавшего, даты награждений. Рассказали ребенку об артиллерийских войсках в целом, знаменитом орудии этих войск, и об роде деятельности героя на войне.
СЛАЙД 14 Теперь пришла пора увидеть подлинный наградной лист, в котором указано точное место, дата и обстоятельства подвига. Все это – обязательно должно быть в альбоме! Хотя бы в режиме выдержек из наградного листа! Посмотрите, как это будет выглядеть в netprint. ru наградные листы и награды.
СЛАЙД 15, 16, 17
В наградном листе мы можем увидеть, какая боевая операция проводилась в момент награды – и это тоже можно включить в альбом! Мы переходим на вкладку боевой путь героя СЛАЙД 18 и можем увидеть карту военных лет, также мы можем зайти на страницу боевой операции, получить общие сведения о ней. СЛАЙД 19, 20
Подробно о происходящем можно узнать на вкладке документы частей – и это тоже кропотливая работа с подлинниками. СЛАЙД 21. Здесь важно вбить все варианты боевого соединения героя и соотнести дату боевой операции с записями журналов.
СЛАЙД 22 Обязательной считаю страницу, отражающую героические страницы истории войны. Наш герой воевал на Ленинградском фронте, оборонял Ленинград, поэтому мы вставим информацию о блокаде Ленинграда, о дороге жизни, о подвиге блокадников. СЛАЙД 23. Мы не должны забывать, что этот альбом предназначен для детей, поэтому момент отбора иллюстраций и редактирования текста очень важен.
Что делать, если нет наград у героя? Значит, алгоритм немного изменяется. СЛАЙД 24, 25. Зная место и дату гибели, мы опять во вкладку боевой путь части, заходим на страницу боевой операции, смотрим, что происходило на дату гибели бойца, ищем сведения в боевых журналах. И далее на вкладке «Воинские захоронения» мы можем определить, где упокоен герой. СЛАЙД 26. Мы все равно можем рассказать историю героя, конечно, со словами «возможно» и «вероятно». И это тоже большой вклад в сохранения памяти о воевавшем в семье.
Считаю обязательной и важной страницу с фотографиями семьи воспитанника, конечно, в теме Великой Победы и памяти о подвиге. Это очень важный момент для ребенка ощутить причастность к прошлому. СЛАЙД 27
И закончим обобщающим слайдом о празднике Великой Победы! СЛАЙД 28
Первый и последний лист альбома Героя – на мой взгляд, должен быть единым для всего дошкольного учреждения. Это тоже объединяющий момент, интеллектуальная метка, если хотите. СЛАЙД 29
На этом работа с Альбомами Героя только начинается. В первый год ребята представляют рассказы о своих прадедах с этими, бумажными альбомами. В группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речевого развития мы с успехом используем мнемотехнические дорожки. Вы можете их видеть на экране.
СЛАЙД 30 Первая дорожка подсказывает ребенку, что начать рассказ стоит с представления прадеда и упоминания того, что он воевал. Второй мнемоквадрат – заключает в себе описание внешности прадеда детально. И третий – связь прадеда с родственниками, рассказ о том, кто из родственников наиболее похож на прадеда.
Вторая мнемодорожка состоит из трех мнемоквадратов: род войск героя, род службы, описание подвига героя.
Третья мнемодорожка предлагает ребенку рассказать о празднике Великой Победы и ответить на вопрос, почему он так важен для всех людей.
Впоследствии семьи воспитанников добавляют новые сведения в альбом, и логичным итогом этой работы становится издание книги уже в обновленном виде.
«Альбом героя» — наша нравственная надежда и интеллектуальная претензия. Надежда на то, что он станет ядром патриотического воспитания в семье и за ее пределами. Мы делаем все возможное, чтобы, рассказав о своем прадеде в саду, ребенок захотел представить проект на основе альбома в школе, написать о герое семьи сочинение, снять фильм. Можем с уверенностью сказать, что наш воспитанник с успехом будет транслировать опыт, полученный в детском саду, он обязательно расскажет историю семьи младшим братьям и сестрам, а потом и своим детям.
СЛАЙД 31
|