Автор: Кобышева Светлана Николаевна
Тема: Камаринская. Балалайка.
Задачи:
- развитие наблюдательности, познавательной и творческой активности: расширять детские представления о традиционных русских музыкальных инструментах, об истории распространения балалайки в России и об устройстве этого трехструнного музыкального инструмента; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера; учить узнавать музыкальные произведения; познакомить детей с творчеством П.И. Чайковского; учить детей самостоятельно определять характер музыкального произведения.
- развитие представлений об изобразительном искусстве: развитие первичных навыков работы с художественным материалом: обогатить дошкольников знаниями об искусстве оригами, способах изготовления объемной формы балалайки из бумаги; познакомить с особенностью хохломской росписи балалаек;
- Развитие первичных навыков работы с художественным материалом: закреплять умения складывать бумагу в разных направлениях, использовать контраст теплых и холодных цветов в художественных целях;
- развитие эстетического, эмоционально- ценностного отношения к явлениям природы и к искусству: мотивировать на создание оригинального, радостного или лиричного рисунка на балалайке; развивать стремление принимать участие в игровой ситуации (имитировать игру на музыкальном инструменте). Вызывать положительные эмоции, способствовать активному восприятию музыки.
Оборудование: музыкальный центр, экран, проектор, компьютер, ножницы, клей, СD-проигрователь.
Скачать конспект
Художественный материал: квадратные (30х30) и прямоугольные (18х5) листы бумаги, картон, фломастеры.
Зрительный материалы: фотографии балалаек и других народных инструментов-трещеток, ложек, бубенцов, бубна, видеопрезентация со слайдами картин (П. Заболоцкого «Мальчик с балалайкой», Н. Богданова-Бельского «Виртуоз» «Мальчик с балалайкой), схема поэтапного складывания балалайки.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о балалайке.
Материал для чтения.
Камаринская.
С.Ульяновский. Иллюстрация к рассказу Н.Ставцевой.
За окном на улице послышались веселые голоса и музыка. Маша посмотрела в окно и увидела много людей, одетых в праздничные наряды. Они играли на балалайках, жалейках, трещотках, ложках, задорно пели и танцевали «камаринскую» -веселую пляску.
Один дядя нес большие розовые пряники в белой глазури, и еще- разноцветные сахарные леденцы и булочки, наполненные изюмом. Он раздавал прохожим пряники и леденцы, а люди радовались и тоже начинали петь и плясать.
Наталья Ставцева.
Ход занятия
После приветствия, педагог просит детей вспомнить, какое музыкальное произведение они слушали на музыкальном занятии? (Ответ: Камаринская).
- А с какими музыкальными инструментами вы познакомились? (Ответ: трещетки, ложки, бубны). Наставник просит отгадать загадку, отгадка, которой, лежит в волшебном сундучке:
Деревянная доска, а на ней три волоска.
Волосок-тонкий, голосок звонкий.
(Балалайка)
Ребята быстро отгадывают загадку, и воспитатель вынимает из сундучка балалайку и начинает свой рассказ:
Издавна на Руси народ любил потрудиться и потом славно повеселиться, уважал музыку, танцы, песни. С малого возраста дети приобщались к народным инструментам и, глядя на взрослых, учились у них музыкальному искусству, оттачивали мастерство игры на балалайке. Об этом нам рассказывают картины художников.
Н.Богданов-Бельский. Мальчик с балалайкой. Н.Багданов-Бельский. Виртуоз.
П.Заболоцкий. Мальчик с балалайкой.
- После того, как дети обсудили увиденные репродукции картин, наставник достает настоящую балалайку, дает дошкольникам ее потрогать, провести пальцем по струнам, хорошенько рассмотреть. Обращает их внимание на устройство инструмента, называет его части (корпус, розетка, гриф, струны), говорит, что народные художники украшали балалайку, с любовью и фантазией. Народные мастера из Хохломы расписывали балалайку в теплой цветовой гамме. Наставник показывает репродукции балалаек, расписанных в стиле этого промысла.
– Какие цвета использовали хохломские мастера? (Ответ: желтые, красные, на черном фоне; золотые и зеленые.)
- Какие эмоции (чувства) вызывает сочетание этих цветов? (Ответ: веселые, радостные, игривые)
Затем педагог предлагает детям сложить балалайку из бумаги и уточняет, что можно сложить ее из разноцветной бумаги, а потом раскрасить фломастерами по мотивам хохломской росписи. Под руководством воспитателя юные «мастера-балалаечники» начинают работать.
В основе поделки лежит базовая форма «двойной треугольник». Когда дети его сложили, они приклеивают полоску картона-это будет гриф, наклеивают круг-это будет розетка, черным фломастером рисуют струны. После того, как балалайка будет готова дети наносят орнаментальный узор по мотивам хохломской росписи: кисть рябины, земляники или смородины с ягодами и листочками и др.
По окончании работы поделки рассматриваются. Дети делятся впечатлениями. Воспитатель анализирует результаты творческого труда, отмечая каждую балалайку.
«Сюда, сюда идите к нам
Мы рады все всегда гостям.
Здесь ярмарка богатая
На чудеса богатая»!
- Под музыку «Комаринской» П.И. Чайковского, имитируя игру на балалайке, ребята исполняют элементы этого русского танца.
|