Составила воспитатель: О.И. Мальцева, высшая кв. категория г.о. Серпухов МДОУ детский сад №16 «Малышок»
НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ.
1. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДВИЖЕНИЕМ СОЛНЦА.
ЦЕЛЬ: обобщать и систематизировать представления о зависимости времени года от вращения Земли вокруг Солнца, закреплять знания детей о роли солнца в жизни растений, животных и человека.
На прогулке воспитатель обращает внимание детей на то, как увеличилась долгота дня.
Опыт по выявлению движения солнца по небосводу.
Измерить длину тени дерева в одно и тоже время в течение недели. Убедиться что тень изменяется. Сделать вывод: солнце с каждым днем поднимается все выше (ниже).
Приметы: во время восхода солнца духота – к ненастью
ЗАГАДКА: Доброе, хорошее на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит (солнце)
2. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛУНОЙ.
Рассмотреть вечернее небо, чем оно отличается т дневного (чем темнее небосвод, тем ярче видны на нем поздним вечером будут звезды и луна) Попросить детей вечером из окна своего дома рассмотреть луну (месяц). Рассказать, что луна имеет несколько видов (фаз), в которой она находится в данное время. Обратить внимание на положение луны, отметить ее движение по небу, подумать, чем луна отличается от солнца, почему ее называют ночным светилом, на что похожи луна и месяц.
Приметы: луна блестит ярко, как серебристый щит – к хорошей погоде; звезды мерцают зеленоватым светом – к хорошей погоде.
ЗАГАДКА:
Светлой ночью в родничок золотой упал рожок,
А затеплился рассвет, и рожка растаял свет (месяц)
3. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕЧЕРНИМ НЕБОМ.
ЦЕЛЬ: расширять кругозор; развивать умение обобщать накопленные представления о неживой природе, воспитывать любознательность.
Обратить внимание детей на отличие луны от солнца, почему ее называют очным светилом. Кроме луны на небе видны звезды, собранные в созвездия. Показать Большую и Малую Медведицы и самые яркие звезды.
ЗАГАДКА:
Лишь солнце погасло и стало темно,
Как по небу кто-то рассыпал зерно.
Какое? Не знаю…
Но лишь добавлю, что было блестящим
И ярким оно (звезды)
4. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТЕНЬЮ.
ЦЕЛЬ: формировать понятия о различных явлениях, желание наблюдать за явлениями природы; углублять представления об изменениях положения Земли относительно Солнца.
Рассмотреть тени от различных предметов, зарисовать их: от детей на асфальте, тень от дерева, понаблюдать, как она перемещается по Земле. Объяснить, с чем это связано (движением Солнца)
ЗАГАДКА:
Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге
И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа, будто я шагаю лежа (тень)
Приметы: солнце садится в туман – к дождю.
Багровые зори – к ветру.
БЕСЕДА: «ВСЕЛЕННАЯ. ЗВЕЗДЫ»
Светятся звезды, светятся…
Даже порой не верится,
Что так велика Вселенная.
В небо смолисто – черное
Гляжу, все забыв на свете…
А все – таки это здорово,
Что ночью нам звезды светят.
- Дети, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, зовут космосом. Космос называют другим словом – Вселенная.
- Наблюдали ли вы за ночным (вечерним) небом?
- Как вы представляете размеры Вселенной?
(Рассматривание плаката «Солнечная система для детей»)
Педагог рассказывает детям о созвездиях
- Назовите созвездия, которые вы знаете. (дети называют)
- Почему они так называются?
ИГРА – ИМПРОВИЗАЦИЯ: «Обитатели космоса»
Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую музыку»
БЕСЕДА «РАЗНЫЕ ПЛАНЕТЫ»
Вывешивается плакат с изображением планет
- Все планеты солнечной системы представляют собой 9 огромных шарообразных тел. Одна из них наша планета на которой мы живем –Земля. Одни из них больше нашей земли, другие меньше. Планеты движутся на разном расстоянии от Солнца.
- Земля – единственная планета, на которой есть вода и суша. Определяется, что Земля – третья по счету планета от Солнца.
Далее дети знакомятся с названиями других планет: Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Плутон, Уран, Нептун.
Дети рассматривают планеты Солнечной системы, а педагог рассказывает о каждой планете в отдельности.
О П Ы Т Ы
1. «Звезды светят постоянно»
Материал: дырокол, картонка, белый конверт, фонарик.
Пробить дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложить картонку в конверт. Включить фонарик и на расстоянии 5см посветить на обращенную к вам сторону конверта, потом на другую сторону.
Вывод: дырки в конверте не видны через конверт, когда светите то их становится хорошо видно. То же самое происходит и со звездами. Днем они тоже светят, но небо из – за солнечного света очень яркое и поэтому их не видно.
1. «Из каких цветов состоит солнечный лучик»
Материал: противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.
Опыт нужно проводить в ясную погоду. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместите зеркало внутри противня, положив его на верхний край на край противня, а нижний – в воду под таким углом, чтобы отражался солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются разноцветные огоньки.
Вывод: лучик солнца разного цвета – радужный.
Инсценировка миниатюры «Разговор с Землей»
Действующие лица: ведущий, Земля – глобус.
Оборудование: плакат «Солнечная система», шапочки – символы, лента, обруч, большой лист бумаги, пластилин.
Ход инсценировки
Вед.: Земля! Земля! Скажи свой адрес!
Земля: — Мой родной район – Солнечная система. Свое имя она получила в честь своего щедрого светила Солнца, которое сияет в самом его центре.
Вед.: — У Солнца девять планет. Ближе всех к Солнцу, на Первой Кольцевой улице, живет Меркурий, на Второй – Венера, на Третьей – ты, Земля, на Четвертой – Марс. За Марсом располагаются планеты – великаны: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, а маленький Плутон живет на самой последней, Девятой улице – поэтому и тепла ему достается меньше всех.
Все планеты безостановочно вращаются вокруг Солнца, каждая по своей дороге – орбите, много тысячелетий подряд. И чем дальше планета от Солнца, тем длиннее ее орбита.
Земля: — Ну а я – Земля – свою орбиту пробегаю за один год.
Вед.: — Послушай, Земля, а не скучно ли вам путешествовать в одиночестве по таким длинным космическим дорогам?
Земля: — Мы вовсе не одиноки, почти у каждой планеты есть свои спутники. У меня – Луна, у Марса – два спутника – малыша, а у планет – великанов целые семейства: по десять и более спутников. Так что в нашем Солнечном районе много жителей…
ИГРА «ВЕСЕЛЬЕ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ»
Вед.: — Спасибо, Земля, за интересный рассказ о космосе. А теперь мы приглашаем тебя поиграть с нами в «космическую игру» (обращается к одному из мальчиков).
- Ты будешь Солнце. (Надевает шапочку – символ и дает в руки обруч)
Теперь выберем тех, кто будет планетами.
На «планеты» надевают шапочки – символы, в руки им дается лента, один конец которой привязан к обручу. Длина лент зависит от близости планет к Солнцу.
Выстроенные в определенном порядке дети – «планеты» плавно на носочках под музыку движутся вокруг Солнца – ребенка, который сам вращается вокруг своей оси.
Вед.: — Молодцы, ребята. Земля нам помогла многое узнать о Солнечной системе. А теперь давайте мы сделаем ей подарок – модель Солнечной системы.
Вот большой лист бумаги – Это Вселенная. Из желтого пластилина нужно вылепить плоский круг – Солнце. Поместим его в угол на край картона. Потом вылепим планеты разной величины и поместим их в соответствующем порядке, каждую на своей улице.
Дети коллективно моделируют Солнечную систему. После окончания работы воспитатель, комментирует работу.
|