Если у вас есть маленький ребенок и вы сознательный родитель, то рано или поздно у вас возникнет ряд вопросов относительно мультиков: «Можно ли смотреть мультики маленьким детям?», «Сколько времени должен занимать просмотр мультфильма?», «Какие можно смотреть, а какие лучше запретить?», «Мультики вредны или полезны?»
Когда у меня росли старшие дети, такого разнообразия мультфильмов не было, соответственно они смотрели старые добрые мультики, в 2014году у меня появились двойняшки, у меня эти вопросы тоже возникали. Я для себя сразу решила, что основные мультики, которые я буду разрешать им смотреть – будут добрые мультфильмы. Но я также отлично понимала, что дети должны разбираться и в современных мультфильмах, чтобы при общении со сверстниками не выглядеть белой вороной. Итак, давайте разбираться, так ли уж нужны детям мультфильмы, и какие можно смотреть.
В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Их можно разделить на целенаправленные и нецелена-правленные, преднамеренные и непреднамеренные.
Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации.
Одни из первых и важных представителей медиа-пространства — мультфильмы. Мультфильм как один из факторов медиа-среды в любом случае оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители и педагоги включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. Хотя должен не более 40 минут в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.
Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
- расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
- показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
- формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
- развивают эстетический вкус, чувство юмора;
- мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности
Мультфильм — наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совмест-ный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.
Коротко сравним воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов. Советские в подавляющем большинстве носят зачастую воспитательный, нравственный характер. Современные же не отличаются строгой моралью.
Сюжеты советских мультфильмов просты и понятны, проблемы, поднятые в них, знакомы детям. В современных же мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, суд над преступником и др. Эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма.
Да, конечно современные мультфильмы позиционируются как развлекательные, легкие, юмористические. Но юмор, представленный в них, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный. Смешным представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение. Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. Считаю, что в советских мультфильмах юмор добрый, непошлый и безобидный.
Некоторые современные мультфильмы все же обладают обучающим и воспитательным потенциалом, который можно использовать (например, «Смешарики», «Барбоскины», «Лунтик», «Фиксики», «Малышарики» и др.).
Таким образом, крайне важно поставить анимацию на службу воспитанию, а не стать вместе с ребенком рабами мультфильма. Необходимо подходить к этому явлению научно, анализируя педагогические возможности и результаты их воздействия.
Дети через мультфильмы получают положительные эмоции, радуются, сопереживают, плачут. Дошкольники очень впечатлительны, и не всегда могут отличать «действительность от созданий воображения». Поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся. Мультфильмы «играют важную роль в формировании представлений о мире».
В работе с детьми мы должны выбирать мультфильмы, которые содержат воспитательный потенциал, который можно целенаправленно использовать для обучения и воспитания нравственного, трудового и эстетического воспитания.
|