Светлана Туний. Педагогическая гостиная для воспитателей Тема «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми»

Педагогическая гостиная для воспитателей Тема «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми»Цель: обсудить с воспитателями роль мультфильмов в  воспитательно- образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи.
1. Определить  влияние положительных и отрицательных героев  мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста.
2. Выявить общее и различие советских и современных мультфильмов отечественных и западных кинопроизводств.

План проведения:
1. Выявление проблемы.
2. Определение педагогической составляющей  мультисторий.

Выявление проблемы.
На экране демонстрируются различные сюжеты мультфильмов советской  и современной мультипликации (« Серая шейка», « гуси – лебеди», « мойдодыр», «Антошка», «Крошка-енот» , «человек-паук», «тачки», « бетмен» , и другие)
- Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас в нашей педагогической гостиной.
В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Их можно разделить на  целенаправленные и нецеленаправленные, преднамеренные и непреднамеренные. Нецеленаправленных факторов становиться все больше: это не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но  и в наш век информационных технологий множество медиа-факторов.
Сегодня предлагаю рассмотреть роль мультфильмов в воспитательно- образовательной работе.
Современный ребенок попадает  в активную,  разнообразную медиа-среду, представленную: телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации.
Один из первых и важных представителей медиа-пространства- мультфильмы ( анимационные фильмы), которые , в любом случае  оказывают  влияние на ребенка. Зачастую просмотр мультфильмов не контролируется  со стороны взрослых.  Родители и воспитатели включают ребенку мультфильм, не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно их не просматривая, что может привести к нежелательным последствиям.
Современные дети проводят перед телевизором по несколько часов в день, учитывая то, что дошкольники познают окружающий мир постоянно, проведенное время перед экраном не может пройти  бесследно.
Но мир мультипликации - мир культурного наследия, богатый огромным потенциалом в  педагогической работе.
-расширяет представления об окружающем мире, знакомит с новыми словами, явлениями, ситуациями;
-демонстрирует примеры поведения, что способствует социализации детей. Дети зачастую сюжеты мультфильмов переносят в игры;
-формирует оценочное отношение к миру, развивает мышление, понимание причинно-следственных связей;
- развивает эстетический вкус, чувство юмора;
-помогает реализовать эмоциональные потребности. Мультфильм- эффективный воспитатель, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два вида восприятия: зрение и слух.
Совместный анализ с ребенком увиденного, может стать мощным воспитательным инструментом, а также эффективным наглядным материалом.
Предлагаю сравнить потенциал мультфильмов советского периода и современных полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов.
Мультфильмы советского периода  в подавляющем большинстве носят морализаторский характер, современные не отличаются строгой моралью.
Сюжеты советских мультфильмов просты и понятны, проблемы, затронутые в них  понятны детям. В современных же мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, смерть, похороны, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть.  Не обойдена вниманием и любовно-эротическая составляющая.
Примеры: смерть акулы и церемония похорон « «Акулья история»; детально показана смерть короля-жабы ( «Шрек 3»). В фильме « Добрыня Никитич» сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все- от бабы Яги и заканчивая правителем –Князем..
Все эти сюжетные линии не вписываются в рамки жанра детского мультфильма. Через мультфильмы ребенок усваивает  модель поведения, способы действия, алгоритм достижения цели. В современных фильмах  этим способом  становиться агрессия.  По результатам исследований, у детей, которые  преимущественно смотрят зарубежные мультфильмы, наблюдается повышенная агрессия, жестокость. Посмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для детского осмысления типажи главных героев, их основные и существенные характеристики. Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый; осел («Шрек)- и зебра(«Мадагаскар»)- назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар»0-самовлюбленный; Алеша Попович(«Алеша Попович и Тугарин Змей)-трусливый и глупый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») –эгоистичная, истеричная, не уважающая старших. А ведь для детей главный герой, безусловно, должен быть положительным. Это означает, что ребенок воспринимает его целиком и полностью, не в силах оценить всю сложность натуры героя, оценив, что он делает «хорошо», а что « плохо». Поэтому все, что делает любимый персонаж, ребенок воспринимает  как должное.
В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто - нет, и какие последствия могут быть у таких поступков. Современные мультфильмы позиционируются как развлекательные, легкие. Юмористические. Юмор, представленный в них, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный     и примитивный.
Например. С юмором показаны ситуации с применением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса ( «Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»). Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение. Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. В советских мультфильмах юмор добрый, непошлый и безобидный. Некоторые современные мультфильмы все обладают обучающим и воспитательным потенциалом, который можно использовать (например, некоторые серии из мультсериала «Смешарики», «Лунтики» и др.)
Многие родители не придают мультфильмам большого значения и позволяют смотреть ребенку все, что ему хочется. Такая позиция может привести к возникновению различных трудностей и перекосов  в становлении личности ребенка. Например. Девочки чересчур увлечены феями Винкс, начинают жить в выдуманном мире, много мечтают, излишне фантазируют, пытаются колдовать.
У мальчиков любимые герои - роботы, бакуганы, супергерои, которые тоже отделяют детей от реальности. Такие мальчики увлечены рассказами о войнах, роботах, оружии. Они много проводят времени перед телевизорами и начинают болезненно увлекаться компьютерными играми. Постоянно созерцая на экране убийства (все  супергерои - убийцы во имя добра), дети начинают спокойно относиться к этому в жизни; начинают с жестокостью относиться живым существам; проявляют интерес к едущим с сигналами машинам скорой помощи, полиции, живописуя картины смертей и убийств. Конечно, увлечение выдуманными мирами и героями может быть, но оно должно быть в меру. Если ребенок будет всем сердцем стремиться к виртуальному миру, и его не будет привлекать красота и разнообразие реальности, то будучи школьником,  он все больше будет погружаться в виртуальный мир.
Если родители не переводят его интересы от таких мультфильмов  в другие русла, если потакают его пристрастиям, получается, что этого ребенка уже воспитывают не родители, а мультфильмы.
И так, современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже антивоспитательным, дезориентируя ребенка. Многие мультфильмы советского периода содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического воспитания, а значит, могут быть использованы в педагогическом процессе.
Работу с мультфильмом можно построить по принципу сочетания наглядного материала и слова педагога или родителя.
На таких занятиях можно использовать следующую схему: -
-вступительное слово педагога о сюжете мультфильма, либо его проблеме.
- просмотр мультфильма.
-беседа, вопросы детям, обсуждение, выводы, задача- получение новых знаний.
- игра на основе выводов.
Важно после просмотра при возникновении определенной ситуации возвращаться к мультфильму, его герою.
Например, образ лентяя нехочухи, который запомнился ребенку ярко входит в сознание , что его можно вспоминать, когда он капризничает» не хочу-не буду». Фраза: « Молодец, будешь как великий Нехочуха» может привести правильным действиям.

2.Предлагаю некоторые методики просмотра мультфильмов.
« Нехочуха».
Творческое объединение «Экран»,1986г.
Длительность: 9мин.13 сек.
Цель: показать, что лень и постоянные удовольствия не приносят никакого результата.
Формируемые представления: отрицательное отношение к лени.
Краткое содержание: Мальчик не хотел ничего делать, только смотрел мультики и играть. Он не убирал за собой, не помогал бабушке по дому и мечтал попасть в страну, где ничего не надо делать и где не будут заставлять делать то, что не хочешь. Туда он и попал. В стране Нехочухии были разнообразные удовольствия и обслуживающие роботы .  Мальчик быстро устал от постоянных  удовольствий и постоянно повторял слова «. Когда нехочу», на что робот отвечал: «Молодец. Будешь великий Нехочуха».
Когда же он увидел настоящего великого Нехочуху- отвратительного толстого лентяи понял, что это он и есть в будущем, мальчик не захотел быть Нехочухой.
Вопросы.
- Что мальчик не хотел делать и не делал?
-Понравился ли вам великий Нехочуха? Почему?
-Что нужно делать, чтобы не стать таким?
- Как нужно жить: по принципу «хочу-не хочу» или «надо-не надо»?
Вывод: мальчик не хотел ничего делать. Но когда увидел, что живя так, он станет отвратительным Нехочухой, решил, что надо жить по принципу «надо- не надо», а не « хочу- не хочу».

« Баранкин, будь человеком!»
Союзмультфильм, 1963 г.
Длительность:  20мин. 16 сек.
Цель: закрепить представление о труде. Как основе жизни всех живых существ.
Формируемые представления: труд как основа жизни.
Краткое содержание.
Двоечники Баранкин и Малинин не хотели учиться. Чтобы избежать дополнительных занятий и как следует отдохнуть,  они превратились в воробьев. Но у тех оказалась совсем нелегкая жизнь: они спасаются о т кошеки мальчишек с рогатками, вьют гнезда… Жизнь воробьев быстро надоела лентяям и они превратились в бабочек . Но та тоже трудятся- собирают пыльцу. Кроме того - на бабочек охотятся школьницы. Не понравилось мальчишкам быть бабочками, и стали они муравьями. Но жизнь последних, оказалась тоже непростой. Поняли мальчишки, что все в природе трудятся, и превратились обратно в людей.
Вопросы:
-Опишите Баранкина и Малинина.
- Почему Баранкин не хотел быть человеком? Как он хотел жить?
В кого превратились лентяи?
- Какие у воробьев есть сложности? Чем они занимаются? Чему учатся?
-Легкая ли жизнь у бабочек7Чем занимаются бабочки? Какие опасности их постерегают?
- Опишите муравьев?
-Понравилась ли Баранкину и Малинину жизнь воробьев, бабочек, муравьев?
-кто в природе не трудиться?
-Можно ли жить и не трудиться?
-Что поняли Баранкин и Малини? –
-Что означает фраза « быть человеком»?
Вывод: Баранкин и Малинин не хотели трудиться, поэтому стали искать тех, у кого легкая жизнь, без труда, Но оказалось, что в природе все трудятся. Поскольку без труда не выжить.
( если позволяет погода, можно вместе с детьми выйти в парк, и понаблюдать за жизнью муравьев, воробьев, бабочек. Задать детям вопросы: что делают воробьи, бабочки, муравьи? Как они добывают себе пропитание? Что будет, если перестанут трудиться?)


« Остров ошибок»
Союзмультфильм, 1955 г.
Длительность :
24мин.59сек.
Цель: формировать положительное отношение к школе, такде представление , что знания необходимы в жизни.
Формируемые представления: желание и понимание необходимости учиться.
Краткое содержание. Коля все лето отдыхал и ленился решать задачки по математике. Он попал на Остров ошибок и встретил там ошибки из своих неправильно решенных задач: разделенных дорогой кроликов, слона. Легче воздуха; корову и лошадь с одним телом и двумя головами; бассейн, который затопил все вокруг, но Коля правильно решил все задачи, и все встало на свои места.
Вопросы.
- Опишите мальчика Колю Сорокина.
- Почему он не хотел решать задачи по математике?
-Какие свои ошибке встретил Коля на острове ошибок?
- Почему Коля сделал все эти ошибки?
- Как Коля смог исправить их?
-Зачем нужны знания?
Заключение.
Уважаемые педагоги! Из сегодняшней встречи можно сделать вывод, что необходимо регулировать сюжеты мультфильмов, а также их  частоту просмотра  Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. Необходимо смотреть мультфильмы вместе с детьми, комментировать их, помогать расставить правильные акценты. Совместные просмотры обогащают  общение, укрепляют дружественные взаимоотношения  взрослого и ребенка,  и это  очень сближает их.

Просмотров: 511
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Зерцова Юлия Николаевна. Трудности в обучении современных детей. Почему? И что делать?
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Мошкова Анастасия Петровна. Статья: «Что значит быть воспитателем детского сада?»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Тумашева Мария Петровна. Конспект ООД «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ?»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь