Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников

Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников

Дошкольный возраст-период интенсивного развития ребенка в разных видах деятельности, ведущей из которых является игра, а следовательно и взаимодействие с игрушками. Игрушка наряду с детской книгой — первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша. Игрушка учит ребенка жить и действовать, следовательно, запускает механизмы развития его личности, среди которых наиболее важными являются процессы первичной социализации и инкультурации.

Социализация-это процесс формирования личности в определенных социальных условиях. Это интеграция человека с обществом, приобретение им опыта, который необходим для социальных ролей. В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания и умения, соответствующие навыки, что даёт ему возможность стать полноправным участником социальных отношений. Понятие социализации включает воспитание, обучение и информацию (личный жизненный опыт объекта социализации). Стоит отметить, что социализация человека длится всю его жизнь.

 

Процесс инкультурации — это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения. Это длительное и постепенное освоение человеком способов и рекомендаций в повседневной жизни. Оба эти процесса протекают параллельно друг другу и взаимообусловлены.

Невозможно полноценно развиваться минуя эти процессы. От успеха социализации и инкультурации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы и правила поведения, сумела реализовать себя. Индивид, усваивая определённую систему ценностей и норм, становится полноправной, зрелой личностью! Процессы первичной то есть детской социализации и инкультурации являются базовыми и важными для дальнейшего формирования личности.

В чем же особенность протекания этих процессов у детей дошкольного возраста? В науке принято считать, что в процессе первичной социализации именно семья имеет важнейшее значение. Успешная социализация детей возможна лишь в том случае, если агенты — близкие взрослые, будут соответствовать общественно приемлемым нормам.

В отличие от социализации понятие инкультурация имеет в виду обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре, в ее центре – интериоризация текстов или универсалий культуры и ценностей. Этот процесс более сложный, чем социализация: с одной стороны, культура определяет главные черты личности человека, с другой – человек сам воздействует на свою культуруВ свою очередь, разнообразные культурные практики, которые составляют современную культуру детства, предоставляют ребенку возможность быть как их объектом, так и субъектом. Инкультурация и социализация представляют собой сложные диалектические процессы взаимодействия ребенка и среды. Часто современный ребенок стремится к самостоятельному решению встающих перед ним задач, решение которых зачастую находит в игровой деятельности, в общении со сверстниками, с игрушками в процессе игровой коммуникации.

Игра- наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Игра и игрушка — обязательные спутники детства, которые по сути являются первыми универсалиями культуры. Игровой предмет по праву может претендовать на один из факторов или агентов социализации и инкультурации человека. Особый вес игрушке придает то обстоятельство, что она оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, в значительной степени детерминирует его ментальные и поведенческие реакции, играет определяющую роль при освоении социальной, природной и культурной среды и адаптации к ней в раннем детстве. Игрушка выступает в роли инструмента «социального конструирования».

Взаимодействие с игрушкой влияет на становление, развитие и осознание дошкольником своего «Я». С помощью нее решаются задачи формирования гендерной, социальной принадлежности, желательных стандартов поведения. Игрушка выступает в роли своеобразного проводника (агента) культурной трансмиссии. Играя, ребенок незаметно для себя, на уровне бессознательного, постигает категории причинности, устанавливая очертания персонального осмысления собственной картины мира и своего поведения. Обретая личный опыт освоения окружающей действительности посредством игрушки, ребенок пытается упорядочить его в соответствии с предшествующим социальным опытом поколений, закрепленным культурой. Ребенок интерпретирует его, интериоризируя в алгоритм собственной инкультурации, обретая при этом свою идентичность.

Таким образом, взаимодействие с игрушкой в свободной и игровой деятельности является одним из факторов успешного и эффективного прохождения процессов социализации и инкультурации детей, ведь потенциал развития ребенка велик так же, как и развивающий потенциал игровой деятельности.

Просмотров: 485
Категория: По направлениям » Для детского сада » Рукоделие для детей




Другие новости по теме:

  • Авраменко Наталья. Интегрированное занятие по социализации личности ребенка «Мои права» в старшей группе
  • Касымова Дилором Рахимовна. Консультация для родителей: «Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников»
  • Елена Кремова. Формирование в процессе игровой деятельности безопасного поведения дошкольников на дороге. Игра «Найди свою вещь»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Герасимова Любовь Михайловна. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Бобылева Лариса Леонидовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОСОБОГО РЕБЕНКА
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Кувшинова Татьяна Викторовна Забеленкова Тамара Владимировна. Взаимодействие с семьей по социализации и адаптации детей в обществе
  • Неверова Татьяна Евгеньевна. Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Ненашева Татьяна Анатольевна. «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ДОО».
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Насибова Замина Латифовна. Интеграция образовательной области «Социализации» в непосредственно- образовательной деятельности (опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста).
  • Старцева Елена. Театрализованная игра, как форма социализации детей дошкольного возраста
  • Корнева Антонина Павловна. «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Нелюбина Олеся Александровна. «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»
  • Елена Викторовна Вольвака. Роль детской игры в социализации современного дошкольника.
  • Гордова Юлия Львовна. «Развитие исследовательской и проектно-экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Лапшенкова Лилия Леонидовна. Использование театрализованной деятельности в социализации дошкольников
  • Митькина Татьяна Анатольевна. Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Кувшинова Татьяна Викторовна. О необходимости социализации и адаптации детей с ОВЗ в обществе
  • Айдинян Сона Тельмановна. Конспект организованной деятельности по образовательной области социализации
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Додонова Наталья Сергеевна. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь