ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕСТО — это чудо»
Аникеева О.П., воспитатель ГБДОУ детский сад №64 Приморского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербург 2017 год
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. 1. Пояснительная записка:
Программа является дополнительной общеобразовательной — общеразвивающей программой для детей среднего дошкольного возраста.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Программа направлена на развитие познавательных и творческих способностей ремесленной деятельности, на введение ребенка в мир цвета, формы, реализацию творчества и фантазии, предполагает создание детьми художественных образов действительности и освоение различных способов их изображения с помощью соленого теста.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитию «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Скачать конспект
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей до-школьного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материа-лом для лепки. Поделки из теста — древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название — “Тестопластика”.
Еще одной специфической чертой тестопластики является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия по тестопластике тесно связаны с знакомством с окружаю-щим миром, с обучением родному языку, с изучением художественной литературы, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Образовательная программа разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утвер-ждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ детского сада №64 Приморского района Санкт-Петербурга
- Уставом ГБДОУ детского сада №64.
1. 1.1. Цели и задачи реализации программы
Целью образовательной программы является: Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.
Задачи образовательной программы по областям:
Социально-коммуникативное развитие
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстни-ками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Познавательное развитие
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целом, причинах и следствиях и др.);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически пра-вильной диалогической и монологической речи;
Художественно-эстетическое развитие
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной).
Физическое развитие
- развитие координации и гибкости, способствующих правильному развитию крупной и мелкой моторики обеих рук
1. 1.2. Принципы и подходы к формированию программы
В основе реализации программы кружковой деятельности лежит культурно-исторический и системно-деятельностный подход к развитию ребёнка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
1. 2. Сроки реализации программы
Обучение по данной программе рассчитано на 1 год.
1. 3. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы
К концу года дети
должны знать:
- приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
- правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
- правила оборудования рабочего места;
- правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;
- понятие теплого и холодного цвета;
должны уметь:
- отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
- скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
- раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
- последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
- пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
- соблюдать технику безопасности;
- оценивать свою работу и работы своих товарищей;
- работать в коллективе
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. 1. Содержание работы
Материально — техническое и методическое оснащение программы (предметное содержание) соответствует требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам (СанПиН 2.4. 1. 2660-10), физиологии детей.
К предметному содержанию относятся:
предметы и изобразительные материалы, которые ребенок использует на занятиях;
учебно-методические пособия, используемые взрослым в процессе обучения детей;
Демонстрационный и раздаточный материал
Предметное содержание определенным образом организовано в пространстве, что обеспечивает его активное использование детьми.
|