Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста

Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста

В статье обоснована актуальность исследования влияния предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста, представлен научный аппарат исследования, разработана современная модель развития познавательных интересов в предметной деятельности детей раннего дошкольного возраста.

К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Ее предпосылки постепенно формируются с младенческого возраста.

Предметная деятельность является ведущей деятельностью раннего дошкольного возраста по причине того, что в ней происходит всестороннее развитие психики и личности. Изменение ведущего вида деятельности младенческого возраста – общение со взрослыми на предметную деятельность связано с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов [5, с. 129].

 

Скачать конспект

Предметная деятельность младшего дошкольника, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и использовании предметных действий. Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное значение и конкретный способ использования. Использование ребенком предмета по назначению не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только в данном варианте, важным остается то, что он будет знать, в каких случаях это следует делать [6, с.74].

Проблемой исследования влияния предметной деятельности на развитие личности детей раннего возраста занимались многие отечественные ученые (Т. Г. Белова [1], Л.С. Выготский [2], В.В. Зеньковский [3], Р.С. Немов [8]). Также в трудах ученых широко рассматривается вопрос организации предметной деятельности в ДОУ в условиях личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых (Л. М. Кларина [4], С.Л. Новоселова [9], В. А. Петровский [10]).

Согласно ФГОС ДО процесс развития познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и выполняет такие задачи, как:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
  • формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.) [11].

Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, событий окружающего мира, явлений, актуализирующая психические процессы, деятельность человека, а также его познавательные возможности. Это такое стремление к получению новых знаний и самостоятельной творческой деятельности, которое стимулирует человека, как максимально пополнить свои знания ранее неизвестными фактами, понять их и усвоить [7, с.172].

Познавательный интерес в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в предметной деятельности. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск, самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент.

Отталкиваясь от вышесказанного и изучив принципы, заложенные в основу ФГОС ДО, мной было проведено эмпирическое исследование влияния предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста в БДОУ г. Омска «Детский сад № 319».

В исследовании приняли участие дети младшей группы в возрасте 2 – 2,5 лет, количество 24 человека.

Цель эмпирической части исследования – изучение особенностей влияния предметной деятельности детей раннего дошкольного возраста на развитие познавательных интересов.

Задачи экспериментальной части исследования:

  1. Провести констатирующую диагностику уровня развития познавательных интересов детей раннего дошкольного возраста;
  2. Реализовать формирующий эксперимент по реализации современной модели развития познавательных интересов посредством предметной деятельности детей раннего дошкольного возраста;
  3. Осуществить контрольный анализ эмпирического исследования.

Диагностика развития познавательных интересов детей раннего возраста осуществлялась при помощи методики Е.А. Стребелевой [12, с. 9].

Диагностика направлена на определение уровня развития:

  • предметно-игровых действий;
  • восприятия формы, величины, цвета;
  • целостного восприятия предметного изображения;
  • наглядно-действенного и наглядно образного мышления;
  • предметного рисунка, понимания сюжетного изображения;
  • связной речи;
  • сформированности количественных представлений;
  • умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходства и различия;
  • умения действовать целенаправленно, ориентируясь на образец.

Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом необходимо учитывать, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка, поэтому при надо провести обследование слуха и зрения.

Диагностика познавательного развития показывает имеющиеся достижения ребенка, сформировавшиеся в процессе воспитания и обучения.

Диагностика уровня развития познавательных интересов детей осуществлялась путем выполнения детьми десяти заданий: «Поймай шарик», «Спрячь шарики», «Разбери и сложи матрешку», «Разбери и сложи пирамидку», «Найди парные картинки», «Цветные кубики», «Сложи разрезные картинки», «Построй из палочек», «Достань тележку», «Нарисуй».

В процессе выполнения заданий большинство детей показали заинтересованность в собственной деятельности и конечном результате, но основной трудностью выступала потребность детей в обучении при выполнении задания. Демонстрация педагогом образца действия предметной деятельности помогала детям сориентироваться и выполнить задание правильно. Среди испытуемых также имелись дети, которым требовалось неоднократное объяснение и обучение способам действий при выполнении заданий. Данным детям проще давались такие задания, которые предполагали сбор и разбор матрешки и пирамидки, а также задания на определение цвета. Более сложными для выполнения были задания на повторение за педагогом – строительство из палочек, парные картинки и разрезные картинки.

Исходя из теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательного интереса детей раннего возраста, была предложена современная модель развития познавательных интересов посредством предметной деятельности. В основу данной модели положены задачи развития познавательных интересов младших дошкольников в предметной деятельности, а также условия, при которых данная модель может быть эффективно реализована в ДОУ:

  • развивающая предметная среда
  • совместная деятельность с детьми
  • самостоятельная деятельность детей с предметами
  • обеспечение детей новыми впечатлениями
  • знакомство с явлениями окружающего мира

- индивидуальная работа с ребенком.

Для реализации современной модели развития познавательных интересов посредством предметной деятельности детей раннего дошкольного возраста был подобран комплекс игр с предметами, предполагающий решение всех задач развития познавательных интересов младших дошкольников: «Закати мяч в ворота», «Змейка», «Поймай рыбку», «Волшебный мешочек», «Превращения воды», «Наливаем – выливаем», «Куличи и куличики», «Бумажные снежки», «Башня», «От большего к меньшему», «Пазлы», «Соберем мозаику».

Различные занимательные игры помогают развивать познавательный интерес, поэтому игровые средства, обеспечивающие заинтересованность детей в предметной деятельности, применялись в разнообразных видах совместной деятельности педагога с детьми: учебная, трудовая, игровая, а также в режимные моменты (Приложение 1).

При реализации современной модели развития познавательных интересов посредством предметной деятельности детей раннего дошкольного возраста в БДОУ г. Омска «Детский сад № 319», я пришла к выводу, что познавательный интерес младших дошкольников становится выше, если познавательная деятельность в игровой деятельности организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность и стремление стать её субъектом. Нужно, чтобы содержание и формы создавали условия для удовлетворения тех потребностей, которые являются источниками активности личности ребенка раннего возраста.

Для подтверждения эффективности реализации современной модели развития познавательных интересов посредством предметной деятельности детей раннего дошкольного возраста в БДОУ г. Омска «Детский сад № 319» было проведено контрольное исследование уровня развития познавательных интересов детей младшей группы. Для диагностики использовалась методика Е.А. Стребелевой. Каждое диагностическое задание было усложнено для того, чтобы обеспечить достоверность полученных результатов исследования.

При выполнении диагностических заданий дети реже стали обращаться за помощью к педагогу, многие из них с первого раза понимали инструкцию и выполняли задание с интересом. Детям при выполнении задания требовалась единовременная помощь, дальнейшие действия они выполняли самостоятельно.

Для осуществления количественного анализа результатов проведенного исследования был выявлен средний балл по всем диагностическим заданиям, который позволил отразить общий уровень развития познавательного интереса детей раннего возраста.

На рисунке 1 наглядно представлены сравнительные показатели уровней развития познавательных интересов детей младшей группы ДОУ.

Рисунок 1. Сравнительные показатели уровня развития познавательных интересов детей раннего возраста на констатирующем и контрольном этапах

Как видно из рисунка 1, значительно снизилась доля детей, имеющих низкий уровень развития познавательного интереса. На констатирующем этапе она составляла 40%, а на контрольном снизилась до 8%. Между тем, количество детей со средними показателями осталось практически неизменным: с 46% до 48%. Значительно увеличилось количество детей с высокими показателями уровня развития познавательного интереса. До формирующего этапа их доля составляла 14%, а после его реализации достигла 44%. Данный рост можно объяснить отработкой детьми навыков игровых предметных действий, которые отрабатывались на протяжении двух месяцев формирующего этапа.

Таким образом, проведенное исследование говорит об эффективности проделанной работы. Анализ проведенного эмпирического исследования позволил разработать ряд рекомендаций для педагогов по развитию познавательных интересов детей раннего дошкольного возраста посредством предметной деятельности, применение которых позволит организовать деятельность педагога и детей в ДОУ и обеспечит эффективность процесса развития познавательных интересов детей раннего дошкольного возраста в предметной деятельности (приложение 2).

Список литературы:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст]: Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Белова, Т.Г. Развитие исследовательской деятельности учащихся в Монтессори-образовании [Текст]: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п. н. / Т.Г. Белова. – Оренбург: Изд-во ОрГУ, 2011. – 21 с.
  3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2005. – 512 с.
  4. Зеньковский, В.В. Собрание сочинений. [Текст]: Том 1 / В.В. Зеньковский. – М.: Русский путь, 2008. – 448 с.
  5. Кларина, Л.М. Развитие познавательно-исследовательских умений у дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, 3.А. Серова. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 160 с.
  6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: Для студентов высших и средних педагогических заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: «Академия», 2005. – 425 с.
  7. Крайг, Г. Психология развития [Текст]: 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2011. – 940 с.
  8. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. [Текст]: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
  9. Немов Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
  10. Новосёлова, С.Л. Генетически ранние формы мышления [Текст] / С.Л. Новоселова. – М.: МПСИ, 2010. – 320 с.
  11. Петровский, В.А. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М., 1993.
  12. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: метод, пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.
Просмотров: 741
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Хорольская Вера Николаевна. «Бизиборд, своими руками, как средство развития мелкой моторики и познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста»
  • Оксана Воронина. Развитие познавательных интересов старших дошкольников 'Путешествие по океану интересов'
  • Миронова Лилия Ридвановна. Самодельные детские мини-энциклопедии, как средство развития познавательных интересов старших дошкольников в условиях детского сада.
  • Долгополова Наталья Анатольевна. Развитие познавательных способностей детей раннего и дошкольного возраста
  • Казакова Юлия Николаевна. План открытого занятия по развитию познавательных интересов в проектно – исследовательской деятельности «Корона из росы»
  • Макурина Галина Ивановна. Консультация на тему: «Воспитание познавательных интересов у детей»
  • Малинина Виктория Александровна. Развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
  • Глубокая Елена Александровна Гукина Ольга Анатольевна. ОСНОВЫ ПРЕДМЕТНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Киселева Наталия Владимировна. Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
  • Даренская Татьяна Владимировна. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой технологии Кюизенера
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Каюмова Анна Дмитриевна. «Развитие интересов детей к конструктивной деятельности».
  • Цах Маргарита Борисовна. Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Костарева Ирина Игоревна. Хеппенинг как средство развития художественно — эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Грачева Анжела Олеговна. Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Книжка — малышка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Жанна Колесник. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Соколова Ольга Александровна. Особенности развивающей предметной пространственной среды в группе раннего возраста.
  • Исмаилова Дамира Жололиддиновна. Семинар-практикум на тему: «Развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста».
  • Зизевских Оксана Олеговна. Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
  • Шабельникова Татьяна. Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста по средствам арт-терапии
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Шаренко Вера Александровна. Статья на тему: «Развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ согласно требованиям ФГОС»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь