В статье обоснована актуальность исследования влияния предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста, представлен научный аппарат исследования, разработана современная модель развития познавательных интересов в предметной деятельности детей раннего дошкольного возраста.
К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Ее предпосылки постепенно формируются с младенческого возраста.
Предметная деятельность является ведущей деятельностью раннего дошкольного возраста по причине того, что в ней происходит всестороннее развитие психики и личности. Изменение ведущего вида деятельности младенческого возраста – общение со взрослыми на предметную деятельность связано с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов [5, с. 129].
Скачать конспект
Предметная деятельность младшего дошкольника, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и использовании предметных действий. Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное значение и конкретный способ использования. Использование ребенком предмета по назначению не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только в данном варианте, важным остается то, что он будет знать, в каких случаях это следует делать [6, с.74].
Проблемой исследования влияния предметной деятельности на развитие личности детей раннего возраста занимались многие отечественные ученые (Т. Г. Белова [1], Л.С. Выготский [2], В.В. Зеньковский [3], Р.С. Немов [8]). Также в трудах ученых широко рассматривается вопрос организации предметной деятельности в ДОУ в условиях личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых (Л. М. Кларина [4], С.Л. Новоселова [9], В. А. Петровский [10]).
Согласно ФГОС ДО процесс развития познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и выполняет такие задачи, как:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.) [11].
Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, событий окружающего мира, явлений, актуализирующая психические процессы, деятельность человека, а также его познавательные возможности. Это такое стремление к получению новых знаний и самостоятельной творческой деятельности, которое стимулирует человека, как максимально пополнить свои знания ранее неизвестными фактами, понять их и усвоить [7, с.172].
Познавательный интерес в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в предметной деятельности. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск, самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент.
Отталкиваясь от вышесказанного и изучив принципы, заложенные в основу ФГОС ДО, мной было проведено эмпирическое исследование влияния предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста в БДОУ г. Омска «Детский сад № 319».
В исследовании приняли участие дети младшей группы в возрасте 2 – 2,5 лет, количество 24 человека.
Цель эмпирической части исследования – изучение особенностей влияния предметной деятельности детей раннего дошкольного возраста на развитие познавательных интересов.
Задачи экспериментальной части исследования:
- Провести констатирующую диагностику уровня развития познавательных интересов детей раннего дошкольного возраста;
- Реализовать формирующий эксперимент по реализации современной модели развития познавательных интересов посредством предметной деятельности детей раннего дошкольного возраста;
- Осуществить контрольный анализ эмпирического исследования.
Диагностика развития познавательных интересов детей раннего возраста осуществлялась при помощи методики Е.А. Стребелевой [12, с. 9].
Диагностика направлена на определение уровня развития:
- предметно-игровых действий;
- восприятия формы, величины, цвета;
- целостного восприятия предметного изображения;
- наглядно-действенного и наглядно образного мышления;
- предметного рисунка, понимания сюжетного изображения;
- связной речи;
- сформированности количественных представлений;
- умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходства и различия;
- умения действовать целенаправленно, ориентируясь на образец.
Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом необходимо учитывать, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка, поэтому при надо провести обследование слуха и зрения.
Диагностика познавательного развития показывает имеющиеся достижения ребенка, сформировавшиеся в процессе воспитания и обучения.
Диагностика уровня развития познавательных интересов детей осуществлялась путем выполнения детьми десяти заданий: «Поймай шарик», «Спрячь шарики», «Разбери и сложи матрешку», «Разбери и сложи пирамидку», «Найди парные картинки», «Цветные кубики», «Сложи разрезные картинки», «Построй из палочек», «Достань тележку», «Нарисуй».
В процессе выполнения заданий большинство детей показали заинтересованность в собственной деятельности и конечном результате, но основной трудностью выступала потребность детей в обучении при выполнении задания. Демонстрация педагогом образца действия предметной деятельности помогала детям сориентироваться и выполнить задание правильно. Среди испытуемых также имелись дети, которым требовалось неоднократное объяснение и обучение способам действий при выполнении заданий. Данным детям проще давались такие задания, которые предполагали сбор и разбор матрешки и пирамидки, а также задания на определение цвета. Более сложными для выполнения были задания на повторение за педагогом – строительство из палочек, парные картинки и разрезные картинки.
Исходя из теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательного интереса детей раннего возраста, была предложена современная модель развития познавательных интересов посредством предметной деятельности. В основу данной модели положены задачи развития познавательных интересов младших дошкольников в предметной деятельности, а также условия, при которых данная модель может быть эффективно реализована в ДОУ:
- развивающая предметная среда
- совместная деятельность с детьми
- самостоятельная деятельность детей с предметами
- обеспечение детей новыми впечатлениями
- знакомство с явлениями окружающего мира
- индивидуальная работа с ребенком.
Для реализации современной модели развития познавательных интересов посредством предметной деятельности детей раннего дошкольного возраста был подобран комплекс игр с предметами, предполагающий решение всех задач развития познавательных интересов младших дошкольников: «Закати мяч в ворота», «Змейка», «Поймай рыбку», «Волшебный мешочек», «Превращения воды», «Наливаем – выливаем», «Куличи и куличики», «Бумажные снежки», «Башня», «От большего к меньшему», «Пазлы», «Соберем мозаику».
Различные занимательные игры помогают развивать познавательный интерес, поэтому игровые средства, обеспечивающие заинтересованность детей в предметной деятельности, применялись в разнообразных видах совместной деятельности педагога с детьми: учебная, трудовая, игровая, а также в режимные моменты (Приложение 1).
При реализации современной модели развития познавательных интересов посредством предметной деятельности детей раннего дошкольного возраста в БДОУ г. Омска «Детский сад № 319», я пришла к выводу, что познавательный интерес младших дошкольников становится выше, если познавательная деятельность в игровой деятельности организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность и стремление стать её субъектом. Нужно, чтобы содержание и формы создавали условия для удовлетворения тех потребностей, которые являются источниками активности личности ребенка раннего возраста.
Для подтверждения эффективности реализации современной модели развития познавательных интересов посредством предметной деятельности детей раннего дошкольного возраста в БДОУ г. Омска «Детский сад № 319» было проведено контрольное исследование уровня развития познавательных интересов детей младшей группы. Для диагностики использовалась методика Е.А. Стребелевой. Каждое диагностическое задание было усложнено для того, чтобы обеспечить достоверность полученных результатов исследования.
При выполнении диагностических заданий дети реже стали обращаться за помощью к педагогу, многие из них с первого раза понимали инструкцию и выполняли задание с интересом. Детям при выполнении задания требовалась единовременная помощь, дальнейшие действия они выполняли самостоятельно.
Для осуществления количественного анализа результатов проведенного исследования был выявлен средний балл по всем диагностическим заданиям, который позволил отразить общий уровень развития познавательного интереса детей раннего возраста.
На рисунке 1 наглядно представлены сравнительные показатели уровней развития познавательных интересов детей младшей группы ДОУ.
Рисунок 1. Сравнительные показатели уровня развития познавательных интересов детей раннего возраста на констатирующем и контрольном этапах
Как видно из рисунка 1, значительно снизилась доля детей, имеющих низкий уровень развития познавательного интереса. На констатирующем этапе она составляла 40%, а на контрольном снизилась до 8%. Между тем, количество детей со средними показателями осталось практически неизменным: с 46% до 48%. Значительно увеличилось количество детей с высокими показателями уровня развития познавательного интереса. До формирующего этапа их доля составляла 14%, а после его реализации достигла 44%. Данный рост можно объяснить отработкой детьми навыков игровых предметных действий, которые отрабатывались на протяжении двух месяцев формирующего этапа.
Таким образом, проведенное исследование говорит об эффективности проделанной работы. Анализ проведенного эмпирического исследования позволил разработать ряд рекомендаций для педагогов по развитию познавательных интересов детей раннего дошкольного возраста посредством предметной деятельности, применение которых позволит организовать деятельность педагога и детей в ДОУ и обеспечит эффективность процесса развития познавательных интересов детей раннего дошкольного возраста в предметной деятельности (приложение 2).
Список литературы:
- Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст]: Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Белова, Т.Г. Развитие исследовательской деятельности учащихся в Монтессори-образовании [Текст]: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п. н. / Т.Г. Белова. – Оренбург: Изд-во ОрГУ, 2011. – 21 с.
- Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2005. – 512 с.
- Зеньковский, В.В. Собрание сочинений. [Текст]: Том 1 / В.В. Зеньковский. – М.: Русский путь, 2008. – 448 с.
- Кларина, Л.М. Развитие познавательно-исследовательских умений у дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, 3.А. Серова. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 160 с.
- Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: Для студентов высших и средних педагогических заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: «Академия», 2005. – 425 с.
- Крайг, Г. Психология развития [Текст]: 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2011. – 940 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. [Текст]: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
- Немов Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
- Новосёлова, С.Л. Генетически ранние формы мышления [Текст] / С.Л. Новоселова. – М.: МПСИ, 2010. – 320 с.
- Петровский, В.А. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М., 1993.
- Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: метод, пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.
|