Педагог – психолог Н.А. Долгополова
Развиваем речь и ощущения с помощью прищепок
Чем же хороши игры с прищепками:
- Прекрасно развивается мелкая моторика рук
- Нажим на прищепку напоминает нажим на ручку, и это хорошая тренировка перед письмом или просто рисованием (дошкольный возраст).
- Все игры с прищепками обогащают сенсорный опыт, развивают усидчивость, внимание и речь.
Скачать конспект
Игры без заготовок:
- Прикрепить на одежду мамы несколько прищепок, попросить ребёнка их снять
- Попросить ребёнка прикрепить прищепки на салфетку, бумагу, картон или ткань. Можно сказать, что это мухи/рыбки/акулы ищут домик.
- Просто сжимать и разжимать, представлять, как будто «крокодильчик» разговаривает
- Игра на соматогнозис: ребенок закрывает глаза, а мама прищепочкой «защемляет» слегка ему кожу на руке, на ноге, на спине, на пальчике, и он не открывая глаз должен сказать, где его укусила собачка или уточка (на выбор). Ребёнок учится ориентироваться в собственном теле, учит части тела, развивает чувствительность и тактильные ощущения!
Идеи игр с простыми заготовками:
Как развить слуховое внимание
Без слухового восприятия нельзя научиться слышать и понимать речь, поэтому так важно обращать внимание ребёнка на звуки, которые он слышит, к тому же, стараться чётко, красиво и негромко говорить самому. Помимо естественных условий, необходимо проводить простые, но интересные занятия с ребёнком для развития слухового внимания.
Привожу для примера игры, в которые можно играть, в том числе, с неговорящими детьми.
- Шумящие коробочки. Вариант 1 «Тише-громче». Наполнить небольшие коробочки крупой, монетами, бусинами и определить, что звучит тише, а что громче. В идеале — расположить коробочки по мере возрастания звука.
- Шумящие коробочки. Вариант 2 «Найди пару». Сделать по 2 экземпляра шумящих коробочек и попросить ребёнка определить по звучанию пару к каждой.
- Шумящие коробочки. Вариант 3. «Магазин». Заполнить 3-5 коробочек различной крупой. Познакомить ребёнка, как звучит та или иная «крупа» в коробке. Продавец (Мама) предлагает покупателю (малышу) определить на слух муку, горох и какую-либо крупу, который он хочет купить у «магазине».
- Где звенит? Малыш стоит с завязанными глазами в центре комнаты, а мама в это время звонит в колокольчик в каком-либо углу. Ребёнок должен показать рукой, где звенит.
- «Тихо, громко». Мама звенит в бубен тихо — ребёнок должен идти медленно, если мама звенит громко-то малыш должен прыгать или быстро бежать. Условия оговариваются мамой в соответствии с «умелками» ребёнка.
- Музыкальные инструменты. Определение на слух. Перед ребёнком несколько музыкальных инструментов (например, трещотка, ксилофон, бубен, дудочка). Мама знакомит со звучанием каждого инструмента. Затем просит ребёнка отвернуться и угадать на слух, какой инструмент звучит. Или указать на инструмент, когда повернётся.
Кстати, детские музыкальные инструменты входят в базовый набор игрушек для дошкольников (начиная с грудничкового возраста). Рекомендуется начинать с колокольчиков и других инструментов мягкого звучания, в полгода — барабан и различные шумелки (маракасы), к году предлагать ксилофон, барабан, дудочку (отличный инструмент ля развития дыхания и артикуляционного аппарата), после года ребенку будет интересно играть на детской гитаре ли скрипке, перебирание струн также хорошо влияет на развитие мелкой моторики. А детское пианино (сейчас существует множество вариантов, в том числе гибких) подходит и для совместных занятий с мамой, где можно пропевать гаммы и заучивать ноты. К 1,5-2 годам можно предложить губную гармошку, она также отлично развивает дыхание, работу легких. Возраст обозначаю приблизительно, все зависит от индивидуальных способностей ребенка.
С помощью этих игр ребенок быстро выучит цвета. По словам большинства специалистов — к двум годам ребенок должен уметь различать минимум 4-5 основных цветов. Цвета можно запоминать и в быту, по книжкам, существует множество игр для детей от года до 2,5-4 лет, которые основаны на изучение цветов. Самый доступный и в то же время очень увлекательный способ — использовать игрушки, домашние предметы и природные материалы, чтобы выучить цвета:
- мама вовлечена в процесс, так как изначально она сама готовит игру
- ребенок видит, что один и тот же предмет пригодится для разных игр (например, цветные формочки или ортоковрики)
- ребенок учится анализировать и сопоставлять предметы в реальном пространстве
- это отличные игры для общения мамы и малыша.
Идеи для игр на сортировку цвета
- Сортировка игрушек по цветам. Вместо поддонов и одновременно цветовых образцов используются ортоковрики. Игрушки даем постепенно, ребёнок может растеряться и вообще забыть про задание.
Сортировка с ортоковриками
- Сортировка мелких предметов по цветам (крышки, пуговицы, детали от мозаики, окрашенные макароны). В качестве поддона (корзинки) можно использовать цветные тарелочки, цветную бумагу или картон, пластилин плей-до. Мама также выдаёт по 2-3 предмета, либо ребёнок сам достаёт предметы по одному из мешочка.
Сортировка с цветной бумагой
Сортировка с цветным тестом для лепки
Сортировка по цвету с корзинками/тарелками/формочками
Сортировка — цветные окошки
- Используем коробку от яиц вместо поддона для сортировки. Рисуем нужный узор (для начала можно просто разукрасить в 2-3 цвета) и раскладываем цветные помпоны в коробку. Также для игр с помпонами отлично подходит радуга в качестве шаблона. До двух лет ребенок захватывает помпоны пальчиками, после двух пробуем предлагать пинцет.
- Лото в виде цветочков. Рисуем цветы разных цветов без сердцевины. Вырезаем либо круги из цветного картона, либо используем цветные крышки для сердцевины цветка.
И, конечно, отличным способом выучить цвета является лепка и рисование (в том числе пальчиковыми красками). Если регулярно рисовать и лепить, а мама при этом будет называть цвета, то ребенок очень скоро их запомнит.
|