Консультация на тему: «Воспитание познавательных интересов у детей»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» подготовила и провела воспитатель Макурина Г.И. Сергиев Посад 2013г.
Познавательный интерес имеет очень большое значение для всестороннего развития личности ребенка, для приобретения глубоких и прочных знаний, для успеха его деятельности, а также для содержательной и радостной жизни. Но для того, чтобы воспитать интерес, надо подготовить почву, на которой уже станет возможным формирование интереса к той или другой области жизни.
Прежде всего, следует упорядочить жизнь ребенка, создать определенный режим, в котором отводится место и физическому труду, и учению, и чтению литературы, и внеклассным занятиям, посещению музеев, выставок; надо также время от времени предоставлять ребенку возможность посещения кино или театра.
В семье с первых лет жизни ребенка нужно создать обстановку проявления интереса к окружающей жизни, людям, книгам, чтобы взрослые не нравоучениями, а своим примером, своим отношением к любому делу, беседами, разговорами с ребенком об окружающих предметах и явлениях затрагивали его интерес. Это лучше всего удается, когда родители проявляют дружеское, внимательное отношение к детям, к их запроса, нуждам. Не баловство здесь имеется в виду, а серьезное внимание к вопросам, просьбам, потребностям и занятиям ребенка.
Познавательный интерес нужно специально воспитывать, но он не может возникнуть на основе отрицательного отношения к предмету или деятельности. Что возник интерес нужно прийти к нему, как говорил великий русский педагог К.А. Ушинский, «с открытым сердцем». Тогда ребенок с охотой и старанием будет проникать в суть дела, глубже его познавать. А в процессе такого познания перед ним будут раскрываться все новые и новые, неизвестные ему до сих пор факты и явления, их причины и закономерности, увеличиваются знания, которые обогатят в будущем его жизнь и труд.
Роль родителей в воспитании любви к различным видам деятельности такова, что большое влияние имеет личный пример отца и матери, их собственное отношение, которое передается детям, так же совместные занятия детей и родителей. Также родители могут повлиять на отношение детей к той или иной деятельности похвалой, вовремя данным советом, оказанной помощью.
Оценка усилий ребенка, общая радость, вызванная достигнутым успехом, поддержка в случае неудачи, своевременная, разумная помощь — все это имеет большое значение для выработки того положительного отношения, на котором затем формируется познавательный интерес. Необходимо в семье читать детям и детскую художественную, и научно-познавательную литературу. Рассказы отца и матери о своей работе, связанных с ней заботах и радостях закладывают основу для возникновения будущего интереса к профессии родителей, которая иногда передается из поколения в поколение.
Для того чтобы приохотить к делу дошкольника лучше всего использовать игру. Игра у дошкольника создает положительное отношение к будущему серьезному делу. Содержательные игры дают возможность прочувствовать, пережить взаимоотношения изображаемых в игре людей и лучше понять их обязанности. Игра воспитывает умение подчиняться взятой на себя роли, учить действовать с предметами, а главное, создает то положительное эмоциональное отношение, которое является предпосылкой воспитания интереса. Радостное чувство, которое вызывает занятие любимым делом, вдохновляет, удесятеряет энергию, но интерес, основывающийся только на чувстве, может угаснуть, смениться другим «увлечением», если нет достаточного понимания общественного смысла этого дела.
Сознательное отношение дает силы для преодоления трудностей, делает труд более упорным. Однако труд без вдохновения, без радости, выполняемый только потому, что взрослые требуют: «Ты должен, так нужно», — не может привлекать ребенка, начинает тяготить его. Поэтому надо, чтобы труд вызывал у ребенка радостные чувства. Но радость его должна быть связана с достойными, важными делами.
Поэтому необходимо, чтобы и радостные переживания и сознательное отношение в единстве, гармонически сочетаясь, подготавливали ту почву, на которой вырастают разносторонние общественно значимые познавательные интересы.
|