Одна девочка родилась сразу очень упрямая. Едва появившись на свет, она тут же решила, что она самая умная, а все остальные все делают и говорят неправильно. Назвали девочку Ниной. Как только Нина научилась понимать, что ей говорят, она тут же принялась упрямиться. Стоило родителям обратиться к ней по имени:
- Нина! - как девочка тут же упрямилась и говорила:
- Ни-нина!!!
Родители пробовали объяснять:
- Доченька, ты - Нина. Это твое имя.
Но упрямая девочка снова отвечала:
- Ни-нина!!!
Родители и так, и сяк, а девочка знай себе твердит:
- Ни-нина!!! Нинина!!! Нинина!!!
В общем, убедить ее в том, что она Нина, оказалось совершенно невозможным. Поэтому однажды родители устроили тайный семейный совет - на кухне. На тайном совете было решено сдаться и капитулировать: "Ладно, если она хочет быть Нининой, давай так и будем ее называть, - решили родители, - ничего другого нам все равно не остается".
И вот, с чувством большого облегчения, мама и папа позвали свою дочку:
- Нинина!
На что девочка, разумеется, тут же ответила очень капризным голосом:
- Ни-нинина!!!
Ну и так далее. Когда родители сдались и капитулировали во второй раз и решили называть свою дочку Нининина, девочка топнула ножкой и ответила:
- Ни-нининина!!!
И к тому времени, когда девочка доросла до школьного возраста, дома ее пытались называть длинным словом, которое мы здесь для экономии места продемонстрируем лишь частично. Слово выглядело примерно так:
"Нининининининини... нининининининина" - где точки стоят вместо большого количества одинаковых слогов "ни-ни".
**
Тем не менее в школу девочку записали не под этим редким именем, а так, как она значилась в документах, - Нина Синичкина. В школе все происходило примерно так же, как дома. Разница была в том, что в школе детей называют не только по имени, но и по фамилии. Поэтому, когда девочку называли Нина, она сразу возражала: "Нинина!!!"
А когда ее называли Синичкина, она отвечала: "Нисиничкина!!!"
Довольно быстро выяснилось, что девочку Нину вызывать к доске и вообще о чем-либо спрашивать весьма затруднительно. Ведь, прежде чем ученика о чем-нибудь спросить, к нему надо как-то обратиться. А когда обращались к упрямой Нине, то получалось, будто обращаются и не к ней.
Ей: "Нина", а она: "Нинина". Ей: "Синичкина", а она: "Нисиничкина".
Вот учителя Нину Синичкину ни о чем и не спрашивали.
Так что о том, как она училась, никому в школе известно не было. Тем более об этом ничего не знали Нинины родители. И по этой же причине мы не можем сказать, была ли она хорошисткой, отличницей, троечницей или двоечницей.
Все это длилось до тех пор, пока класс, где училась упрямая Нина, не стал изучать правила русского языка о правописании "не" и "ни". Нину учителя по традиции ни о чем не спрашивали, а вот ее одноклассников - спрашивали. И всем им пришлось эти правила аккуратненько выучить, чтобы не наполучать двоек.
А Нина сидела за партой с хорошистом Кочерыжкиным. Он, хотя и был хорошистом, примерным поведением не отличался. Так вот. Сидят как-то хорошист Кочерыжкин и упрямая Нина за своей партой, сидят, и вдруг Кочерыжкин говорит:
- Слышь, Нина...
- Нинина!!! - тут же перебила его Нина.
Кочерыжкин, который хорошо выучил, как и когда пишутся "не" и "ни", возьми да ответь:
- Не "Ни", а "Не".
Упрямая Нина не стала возражать, потому что не поняла слов Кочерыжкина:
- Что??? - спросила она.
- Надо говорить не "Нинина", а "Не Нина", - пояснил Кочерыжкин.
Нина на всякий случай еще раз спросила:
- ЧТО???
- Надо говорить "не", а ты говоришь "ни", когда споришь, как тебя зовут, - снова пояснил Кочерыжкин.
Тут Нина смекнула, что к чему и отчаянно закричала:
- Ни НЕ, ни НЕ, ни НЕ!!! - и быстро-быстро затопала под партой ногами.
Хорошист Кочерыжкин, никогда не отличавшийся примерным поведением, не стал спорить, а просто схватил с парты свой учебник грамматики, да и треснул им упрямую Нину прямо по косматой голове: БУММ!!!
**
Неизвестно, как объяснить то, что случилось после этого. Скорее всего так. Хорошист Кочерыжкин неоднократно использовал свой учебник грамматики не только для изучения грамматики, но и в качестве боевого орудия. От многочисленных ударов о различные твердые головы в учебнике, очевидно, что-то расшаталось. Так что, когда Кочерыжкин "применил" свою "Грамматику" против Нины, все правила русского языка, которые были напечатаны в книге, высыпались со своих страниц и засыпались прямо в голову девочке.
Что касается самой девочки, то, получив учебником по бантику (у нее на макушке к волосам был привязан бантик), Нина сначала рассердилась, вдохнула побольше воздуха, чтобы закричать. Но в этот момент правила русского языка, рассыпанные по ее голове, уже начали действовать, и Нина вдруг поняла, что Кочерыжкин прав. Действительно, если надо возразить против того, как к ней обращаются, следует сказать "Не Нина", а вовсе не "Нинина".
То, что другой человек, а не только она сама, может быть прав, сильно удивило Нину. Она выдохнула обратно воздух и тихо сказала:
- Спасибо.
А потом, отвернувшись от ошеломленного соседа, с интересом стала рассматривать, что пишет на доске учитель.
**
Надо ли говорить, что после описанных событий девочка Нина уже никогда не спорила, если ее называли Ниной, и вообще почти перестала упрямиться. Зато она стала часто поднимать на уроках руку, чтобы ее вызывали к доске, и сделалась почти круглой отличницей. И уж, разумеется, по русскому языку у нее были только пятерки.
Что касается родителей девочки, то когда они обо всем узнали, сразу же купили хорошисту Кочерыжкину новый учебник грамматики и с огромным удовольствием вручили ему огромную медаль (из чистого шоколада).
Хотя бить девочек учебниками по голове даже в воспитательных целях - это неправильно и непедагогично. Но ведь описанный здесь случай является очень особенным случаем. Так что обычные правила к нему совершенно не подходят.
Виктор Перельман
|