Проект "Экология"
В период дошкольного детства у детей можно сформировать начала экологической культуры к объектам живой природы, которое составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Ребенок узнает, что все живое, в том числе и человек имеет определенные потребности удовлетворить которые сможет только в определенных условиях. Это касается и всего живого, что нас окружает.
Экологическое воспитание дошкольника – это и есть познание живого, которое находится рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания. Основы взаимодействия природы с человеком закладываются еще в детстве, поэтому нужно уделять экологическому воспитанию больше внимания начиная с малых лет.
Скачать проект
Ребенку легче установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с собой. Например: животному (растению) больно, как и мне, оно двигается, питается и дышит – как и я. С огромным желанием они переворачивают жучков на лапки наблюдая как они старательно это пытаются сделать сами. И жучки в знак благодарности жужжат им на прощание. Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогли мне сформировать у детей отношения сочувствия к представителям растительного и животного миров. Благодаря занятиям по экологии дети научились анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, ухаживать за растениями, радоваться видимым результатам своего труда. Постоянно ребята знакомятся с различными произведениями искусства так, как для полного восприятия экологической темы необходимо развивать эстетическое восприятие природы. Свои впечатления они передают в своих творческих работах. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основной. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.
Цель создания тропы заключается в обучении и воспитании дошкольников, расширении сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. Задача побудить дошкольников видеть, замечать различные проявления антропогенного факта, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.
Организация тропы силами дошкольников дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.
Участники проекта. Реализация проекта проводится с детьми старшего дошкольного возраста, родителями, педагогами.
Цель проекта. Создание условий для экологического воспитания детей.
Задачи проекта.
- Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
- Показать детям многообразие растительного мира окружающей среды
- Воспитывать детей в духе бережного отношения к природе.
- Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка
Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.
Ожидаемые результаты.
- Дети:
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
- Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
- Содействовать развитию представлений о растительном мире.
- Родители.
- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
- Педагоги:
- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
- Презентация проекта на методическом объединении
- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
|