Чтоб снова На земной планете Не повторилось той войны, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, Как мы!
Пояснительная записка
Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война — это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жать рядом с нами, — подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е. С., Коломийченко Л. В., Парамонова Л. А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Актуальность проекта.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций, мало знают о подвиге русского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Часто даже не знают, когда и с кем воевал наш народ.
Присутствует равнодушное отношение к близким людям, товарищам, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственного и героико-патриотического воспитания в семье.
Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 г.
Идея: В преддверии празднования Дня победы познакомить детей с героическим прошлым нашей страны.
Цель.
Сформировать у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных связей между поколениями, способствовать формированию убеждения о недопустимости повторения войны.
Задачи:
- Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ.
- Развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.
- Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.
- Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
- Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
Вид проекта: информационно-творческий.
Состав участников: воспитатели, родители, дети.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: апрель- май.
Основные формы реализации проекта: беседы, организация НОД, мини-выставки, составление рассказов, консультации для родителей, игра,
Предполагаемый результат:
- Пробуждение у детей интереса и уважения к истории России.
- Расширение и систематизация знаний о Великой Отечественной войне.
- Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека, уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла, бережного отношения к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).
- Повышение компетентности родителей.
- Разработанные рекомендации для родителей (какие книги читать детям, какие экспозиции в музеях доступны пониманию дошкольников).
- Оформленные выставки детских работ, стенды,
- Составленные конспекты занятий, досугов.
Этапы проекта:
Предварительный этап (апрель 2017 г.)
- Прослушивание песен военных лет.
- Просмотр презентации «Детям о войне».
- Диагностика знаний детей по данной теме.
- Сбор и изучение литературы по теме проекта.
- Выпуск газеты «Этот День Победы…».
Основной этап (апрель-май 2017 г.)
- Знакомить детей с художественной литературой о Великой Отечественной войне.
- Рассматривание иллюстраций и репродукций картин художников о ВОВ.
- Заучивание стихов, составление рассказов, беседы.
- Выставка книг о войне.
- Слушание аудиозаписей военных песен.
- Подвижные игры: «Донесение», «С кочки на кочку», «Чей отряд быстрее посадит свои самолеты», игровое упражнение «Меткие солдаты» упражнять в метании набивного мяча. и др.
- Продуктивная деятельность:
- Изо деятельность: Лепка «Танк»;
- По развитию речи: «Что я знаю о войне?», «Дети на ВОВ».
- С/ р игра «Больница»
- Чтение: А. Жаров «Звездочка»
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей по теме.
- Консультация для родителей «Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне».
- Беседа с родителями «Этих дней не смолкнет слава».
- Оказание помощи в проведении выставок.
- Изготовление атрибутов и костюмов к играм и тематическому занятию.
- Совместная подборка детей и родителей исторического материала (фотографий, писем, боевых наград) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых событиях.
Заключительный этап:
(май 2017 г.)
- Анкетирование родителей и детей.
- Оформление фотовыставки по материалам проекта.
- Оформление уголка «Боевой славы».
- Выставка рисунков, поделок.
Литература:
- Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. — 2005. №1.
- Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. – М.: Гном, 2011 г.
- Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева «Система патриотического воспитания в ДОУ». Изд. «Учитель». Волгоград. 2007.
Приложения
1. Диагностика знаний детей о Великой Отечественной войне
- Что такое война? Что она приносит людям?
- Кто такие герои? Какой подвиг они совершили?
- Для чего создают памятники, пишут стихи, книги и ставят фильмы о войне?
- Есть ли в вашей семье участник войны, что ты о нем знаешь?
- Что такое медаль? Кому вручают медали?
- Игры к проекту.
- Игра "Будь внимательным"
На бумаге изображены различные предметы. После того как воспитатель убирает рисунок, дети по очереди называют военные предметы (танк, карту, бинокль, пушку, пистолет и т. д.).
2. Игра "Чей отряд быстрее посадит свои самолеты"
Дети строятся в две колонны, под музыку они бегают по залу, расставив руки в стороны ("самолеты летят"). По сигналу строятся в две колонны, присев на одно колено, руки — в стороны ("самолеты приземлились"). Побеждает команда, быстрее построившаяся.
3. «Помоги раненому» (атрибуты те же, только на стуле сидит раненый боец; девочка-медсестра, одетая в белый халат, пробирается сквозь все преграды на поле боя к раненому бойцу, достает из кармана бинт и перевязывает бойцу руку).
3. Анкетирование родителей.
В начале проекта было проведено анкетирование родителей, которое показало, что уровень знания у детей по этому вопросу низкий.
70% родителей на вопрос «рассказывали ли они о войне своим детям» ответили отрицательно. В 90% семей не существует традиций празднования этого события.
Надеюсь, что по окончании моего проекта, повысится уровень осведомлённости старших дошкольников об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны, изменится их гражданская и социальная позиция, дети станут, более толерантными и будут испытывать уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ. А компетенция родителей значительно возрастёт.
|