Спирина Лилия Николаевна Музыкальный руководитель МБДОУ дс Лукоморье Республика Хакасия город Черногорск
Краткое изложение концептуальных основ проектной технологии (актуальность, новизна авторского подхода, результативность)
Теория и практика
Новые ценности и цели дошкольного образования, признание значимости всех субъектов образования для развития и саморазвития личности ребенка вызывают потребность поиска новых образовательных технологий, в которых есть место инициативе ребенка, сочетанию свободы познания и деятельности, и культуры, принятой в обществе. Одна из таких технологий — проектная деятельность.
Скачать конспект
Чем привлекает проектная деятельность? Тем что, она имеет специфику целей, позиций участников, организационных форм и результатов. Специфика целей заключается в том, что они направлены на развитие способности узнавать, общаться, действовать, а не приобретение ребенком определенного багажа знаний, развитие эффективно — волевой сферы, коммуникативности и социальности ребенка В условиях проектного подхода объединяем два аспекта это — свободную деятельность детей, и совместную деятельность воспитателя и ребенка, в проекте выстраивается логически обоснованная последовательность — под девизом «План-дело-анализ»
Наш взгляд на ребенка и воспитателя в позиции проектной деятельности заключается в следующем:
в традиционном воспитательно — образовательном процессе, мы выступаем в роли эксперта.
в проектном подходе мы занимем роль помощника: «не рядом, не над, а вместе».
Успешность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным потенциалом, обеспечивает соблюдение педагогами двух дополняющих друг друга ролей- роли фасилитатора и роли эксперта детского развития. (Фасилитатор — человек, способствующий развитию личности, человек, обеспечивающий фасилитацию, то есть повышение скорости или продуктивности деятельности индивида, вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления) другого человека.
Индивидуальный опыт ребенка, естественная жизнь в данном случае является важным источником познания и развития, и как фасилитатор должен помочь ребенку осознать его и использовать.
Действия в проектной деятельности как воспитателя:
- создавать условия для стимулирования собственной активности ребенка в различных видах деятельности;
- в планировании ориентироваться на интересы, потребности и способности детей; основывать свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка в самостоятельном познании окружающего мира во всем его многообразии;
- предоставлять детям достаточную свободу для реализации собственных потребностей и формировать у детей понимание ответственности за свой выбор, действия и результат.
- устанавливать партнерский стиль взаимоотношений детей и взрослых
Ребенок занимает позицию полноправного субъекта деятельности в процессе планирования и реализации тематического проекта, выступает в роли активного участника, а не исполнителя указаний воспитателя, т.е. предлагает свои идеи по поводу темы, реализует свои интересы в общении, игре и других видах деятельности, в основном на основе самостоятельного принятия решения об участии или неучастии в общем проекте.
Осуществление организационно педагогических условий проектной деятельности
а) создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную активность ребёнка
б) признание и закрепление права ребёнка на самостоятельный выбор вида и содержания деятельности. партнёрства и места для работы, оценки результата деятельности
в) использование таких форм организации образовательной работы, которые обеспечивают включенность ребенка в выбор целей, тем, содержания, форм деятельности
г) исполнение роли воспитателя, который ведет ребенка, но не подталкивает его, предложение способов поведения, познания.
д) использование педагогических наблюдений для отслеживания прогресса или проблем в развитии ребенка.
Проработав ряд методик Е.С. Евдокимовой, Л.С Киселевой, по проектному методу, выделили следующие подходы к оцениванию достижений детей в проектной деятельности:
- баланс инициатив взрослого и детей
- самоорганизация и саморегулирование на основе совместного планирования
- самостоятельного выбора и ответственности за результат
- индивидуализация результатов и достижений
- наличие общего результата.
Проектный метод в патриотическом воспитании детей ДОУ.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Наша задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д.
Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами флагом и гербом страны, мелодией гимна.
Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Следует отметить, что в детском саду ребята только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они учат его в начальной школе.
Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками.
В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить. что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей страны, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий — верность и правду, красный — отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.
Таково основное содержание ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России. Определение содержания позволяет охарактеризовать те знания и представления, которые могут быть сформированы у детей старшей группы.
На основании выше изложенного, поисках наиболее эффективных методов решения поставленной проблемы мы обратились к классике мировой педагогике, а именно к наследию американского педагога Д.Дьюи. Его идеи отличаются целостностью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе. Проект — на наш взгляд, одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребёнка. В проектном методе хорошо просматривается позиция и роль воспитателя и ребёнка.
Свободная деятельность детей организуется в Центрах активности. Дети сами делают выбор, планируют свою деятельность, выбирают место и партнеров. Действует план – дело — рефлексия результатов. Свободная деятельность организуется в рамках выбранной и согласованной в ходе диалога взрослых с детьми темы проекта.
Особое значение при организации работы с детьми в условиях конкретного подхода имеет то, что дети могут сделать выбор — работать одному или в
подгруппе (команде), то есть в партнерстве с другими детьми или взрослыми. Такой способ организации работы внутри проекта позволяет достигать значительных результатов — в объеме исследованного содержания, в видах выполненных работ — посредством объединения общих усилий, в приобретении коммуникативных умений.
Как превратить обычную группу в лабораторию жизни и творчества. Как строить знакомое содержание работы через проектную деятельность? Как стимулировать инициативу и поддерживать активность детей? Как стать компетентными и ответственными и вместе с тем сохранить счастье беззаботного детство? Как включить родителей в работу детского сада?
Наш проект «Какого цвета Родина» начинается с трех вопросов.
Дети сами решают, какие темы им интересны. Пора перейти к делу.
Свободная деятельность детей организуется в Центрах активности. Дети сами делают выбор, планируют свою деятельность, выбирают место и партнеров. Действует план – дело — рефлексия результатов. Свободная деятельность организуется в рамках выбранной и согласованной в ходе диалога взрослых с детьми темы проекта.
Особое значение при организации работы с детьми в условиях конкретного подхода имеет то, что дети могут сделать выбор — работать одному или в подгруппе (команде), то есть в партнерстве с другими детьми или взрослыми. Такой способ организации работы внутри проекта позволяет достигать значительных результатов — в объеме исследованного содержания, в видах выполненных работ — посредством объединения общих усилий, в приобретении коммуникативных умений.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие вопросы. Ему помогают взрослые участника проекта: педагоги, родители, узкие специалисты.
И так наш проект- это время наполненное событиями пробуждающими добрые чувства, это время выбора и планирование новой темы, время узнавания нового, игры и развлечения. Что принёс нам этот проект? Встреча с новыми и старыми друзьями, общение с новыми людьми, новые темы, новые желания, а главное проект принёс уверенность в себе.
Паспорт педагогического проекта
- Раздел программы Познавательное развитие
- Тема Нравственно-патриотическое воспитание
- Тематическое поле Ознакомление с символикой России.
- Название проекта Какого цвета Родина
- Тип проекта Краткосрочный, информационно- исследовательский.
- Проблема Создание герба группы
- Причины Недостаток знаний о символики российской федерации.
Цель
Помочь детям понять, осмыслить, запомнить историю происхождения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции Государственной символов РФ.
Задачи
1. Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут; воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе, поддерживать интерес к её прошлому. 2. Познакомить детей с изображением Государственного флага; формировать представление о значении Государственного флага РФ, уважительного отношения к флагу. 3. Познакомить детей с Государственным гимном РФ и правилами его исполнения; дать первоначальные представления о происхождении Государственного гимна, назначении, содержании. 4. Познакомить детей с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветов и образов в нём. Развивать речь детей, способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики, зрительно -двигательной координации, развивать
Мероприятия Ф Формы работы с детьми. Игровая деятельность детей: Дидактические игры: «Я начну, а вы продолжите», «Хлопни, если услышишь», «О каких символах нашей Родины сказано в стихах», «Обведи по точкам», «Белый, синий, красный», «Светофорчики». Развивающие игры: «Экскурсия», «Так бывает», «Найди отличия», «Всё ли верно? докажи». Познавательное развитие: Занятия: «Наша Родина — Россия», «Символика РФ 1. Государственный флаг России»,
2. Государственный гимн России», 3. Москва-столица нашей родины. ст 4. «Герб и флаг республики Хакасии». Развитие речи: Составление рассказов «Любимый город», «Моя улица», «О Государственном флаге», описательный рассказ о гербе России. Сравнительные рассказы о флагах разных государств. Пересказ: «Наше Отечество», «Москва», «Большой театр». Ознакомление с художественной литературой: Чтение и обсуждение: «Страна, где мы живём» (Баруздин С.), «Малая Родина» (Ю. Яковлев), « «Город-герой» (Е. Карасёва), «Родина» (В. Боров) Заучивание: «Наш дом», «Флаг России», «Красная площадь» Азбука народной мудрости (русские пословицы и поговорки). Изобразительная деятельность: «Раскрась флаг России», «Раскрась герб России», «Нарисуй военную технику». Продуктивная деятельность: Придумывание и изготовление герба группы. Музыка: Прослушивание: хор «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин», «С чего начинается Родина?» (сл. Баснера, муз. М.Матусовского), «Пусть всегда будет солнце»
Формы работы с родителями 1.Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания с детьми.
2. «Привлечение родителей к книжной выставке.
3. Участие в выставке совместных рисунков о России.
4. Участие в оформлении мини — центра в группе: «Моя Родина Россия». 5.Заочная школа «Символика Российской Федерации».
6. Родительской собрание «Патриотическое воспитание детей».
7. Экскурсия к зданию правительства с целью рассматривания Государственного флага.
8. Привлечение к составлению альбома стихов о Родине.
Герб группы «Моя группа»
Проект: «Какого цвета Родина» — наблюдение; — анализ продуктов детской деятельности; — блиц-опрос — -решение проблемных ситуаций.
Форма презентации. К КВН «Флаг, Герб, Гимн- символы России»
Мастер-класс для педагогов города «Проектный метод в патриотическом воспитании детей ДОУ»
Работа по проекту была ориентирована на выявление оптимальных условий нравственно- патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами геральдики.
В связи с поставленной целью проекта, расширили представления детей о России как стране, в которой они живут; познакомили детей с изображением Государственного флага, гимна, герба; сформировали представление о значении Государственной символике и уважительного отношения к ней;
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил нам представить результаты проектной работы, по использованию геральдики в процессе патриотического воспитания детей.
Проследили динамику изменения уровня социализации в процессе реализации проекта. Анализ результатов на заключительном этапе свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов проектной технологии. Дети улучшили свои результаты. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.
В процессе работы были замечены такие изменения:
у детей повысился интерес к геральдике; они используют в своей речи пословицы, поговорки, самостоятельно могут раскрыть значение цветов на флаге, символов на гербе;
Геральдику в воспитательно-образовательной работе с детьми использовали в интегрированной форме как в совместной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, викторины, КВН).
Работа построена на следующих принципах
- во — первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала
- во — вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (социализацию, ознакомление с природой, различные игры)
- в — третьих, активного включения детей в проектную деятельность
- в — четвертых, использования развивающего потенциала геральдики в создании речевой среды максимально.
При организации систематической работы символика становится доступной и понятной старшим дошкольникам. Использование символики в патриотическом воспитании детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование символики в социализации детей вполне оправдывает себя.
Оценка эффективности проекта.
Проводится в нескольких видах. Ежедневная рефлексия детьми достижений, самостоятельно поставленных текущих целей. Например, «Я сегодня хотел построить дом в Центре строительства. Мы с Сережей сделали дом из больших блоков. Дом получился двухэтажный...».
Рефлексия детьми приобретенных новых открытий и умозаключений Например, «Чему же ты сегодня научился?», «Что новое ты узнал?», «Что бы ты мог посоветовать тем детям, которые захотят завтра поработать с Центре строительства?».
Рефлексия отношений, установившихся в подгруппе. Например, «Как вам работалось вместе?». «Как вы распределили обязанности?». «Что бы завтра сделал по-другому?».
Оценка общего текущего результата. Например, «Сережа с Димой сегодня построили большой дом. Ира, Катя и Соня нарисовали коврики и занавески, Юра и я сделали шкаф из маленьких коробочек. Теперь мы можем украсить дом, который сделали Сережа и Дима и поселить там наши игрушки». Оценка общего итога. Например, «Наш проект «Дома» закончился. За несколько дней мы с вами узнали..., сделали,... Давайте решим, кому мы расскажем о наших достижениях?»
Презентация проекта: «От оберега до Барби»
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных нетиражированных изделиях.
Выбранная тема нам показалась интересной потому, что кукла — самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов — это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.
Наш проект начался с одной маленькой куклы-закрутки, изготовленной бабушкой для внучки Кристины. Дети заинтересовались, стали задавать вопросы: что это? Кто это сделал? Выслушав ответы Кристины и мои пояснения, Антон спросил: «А в какие ещё куклы играли наши бабушки?».
Так появилась проблема, которая легла в основу нашего проекта, который мы назвали «От оберега до Барби».
Работу по проекту мы начали по методу трех вопросов. Выяснили:
- что мы знаем о куклах?
- что хотим узнать?
- как нам найти ответы на вопросы?
Совместно с детьми мы определили способы сбора информации:
- обратиться к родителям,
- посмотреть по телевизору,
- сходить в библиотеку,
- спросить у бабушки,
- посмотреть в Интернете.
Поисковая деятельность завершилась беседой, в которой мы подвели детей к пониманию того, что лучше собирать материал о кукле определенного вида.
Мы, как педагоги, оценив масштабность проекта, пришли к выводу, что нам не хватает теоретических знаний о народных куклах. Поэтому мы обратились в детскую библиотеку, где сотрудники любезно предоставили нам детские книги, картинки и энциклопедии.
На этапе сбора информации мы посещали мини — музей кукол, знакомились с историей и способами изготовления куклы — пеленашки, куклы — закрутки, куклы — бессонницы, кувадки. Читали главу «Новая кукла» из книги JI. P. Воронковой «Солнечный денек». Рассматривали репродукции картин Д. Малевича, иллюстрации Е. Рачева к русским народным сказкам. С помощью дидактической игры «Одень русскую красавицу» познакомились с особенностями женской одежды. Научились изготавливать украшения (бусы) из бисера. Читали русские народные сказки, заучивали потешки, прибаутки и частушки. На занятиях научились изготавливать куклу — пеленашку и куклу — закрутку, узнали, почему куклы без мимики. Рисовали «Портрет любимой куклы». Играли в сюжетно — ролевую игру «Дом» с использованием старинной кухонной утвари. Составляли «ленту времени» — в виде выставки кукол в порядке их появления (кукла — пеленашка, кукла — закрутка,... глиняные игрушки, матрешка...)
Большую помощь в проекте нам оказали родители, предоставив энциклопедии русского быта, альбомы по живописи, материал для изготовления кукол, помогли в создании русской избы.
Итог работы отразили в инсценировке, в оформлении выставки «лента времени», в создании мини-музея «Обрядовая кукла».
Проведенный нами эксперимент показал, что ребенок выбирает в свободной игре современную, а не народную куклу. Она больше похожа на сегодняшнего ребенка или взрослого, ближе к той жизненной информации, которая у ребенка есть и поэтому более понятна и привычна. Ребенок живет в реальном мире и в своей игре воссоздает социальные отношения, с которыми сталкивается в повседневной жизни. Ему важна реальность происходящего действия. Поэтому понятен и объясним интерес и любовь девочек, начиная с пятилетнего возраста, к Барби, так как эта кукла — продукт нашего времени, реализующая в себе образ взрослой женщины, на которую играющая девочка хотела бы походить. А народная кукла предполагает создание некоего сказочного сюжета, в котором не важно выражение лица и функциональность куклы. Современные дети не умеют играть в сказку, они воспроизводят реальную действительность. Поэтому кукла для них должна быть реальной. Если у куклы нет лица, то это неправильно, так не бывает, кукла не может не
видеть, не кушать, не говорить, иначе она не понятна ребенку и поэтому не интересна.
Но, если делать кукол вместе с детьми, то их увлекает сам процесс «рождения» куклы. Игра с народной куклой, участие ребенка в ее создании позволяют развить у него творческого воображения, фантазию и в то же время узнавать о традициях и культуре своего народа. Детей и их родителей необходимо знакомить с народной игрушкой, использовать и в игровой деятельности, разыгрывать с детьми сказки, учить на занятиях делать игрушку самостоятельно, рассказывать им о ее истории.
|