В «Конвенции о правах ребенка» говорится, что дети имеют право пользоваться своей культурой и родным языком.
Я, Васильева Ирина Витальевна, вместе с педагогическим коллективом МБДОУ ДС №24 «Радуга» (Битюковой Т. А., Врадий Е.А., Чермяниной С. А., Забегайловой Н. М.) участвовала в разработке авторской программы «Юный краевед», составленной в соответствии с положениями и требованиями ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), рекомендованной педагогам дошкольного и школьного образования.
Программа состоит из четырех основных блоков:
- блок – «Природа Краснодарского края»;
- блок – «Народное братство дороже всякого богатства»;
- блок – «Культура и быт Кубани»;
- блок – «Профессии на Кубани».
Я хочу остановить ваше внимание на 2 блоке «Народное братство дороже всякого богатства». Почему я выбрала именно эту тему?
Детский сад, в котором я работаю, находится в городе Туапсе, Туапсинского района, Краснодарского края. Наш район расположен на юге Краснодарского края, в центральной части Черноморского побережья Кавказа. Про Кавказ вообще говорят, что это живая лаборатория для изучения культуры человека. Кавказ всегда был воротами, через которые шло непрерывное движение народов с юга на север и с севера на юг. Поэтому кавказская цивилизация – одна из самых уникальных в мире. Не случайно Кавказ называют не только «страной гор», но и «горой народов».
Перед нами (родителями, воспитателями, учителями) рано или поздно встаёт вопрос о том, как научить своих детей жить в мире и согласии с теми, которые отличаются от него по национальности, цвету кожи или разрезу глаз. Одни детки серьёзно страдают от настоящих притеснений, становясь жертвами разнообразных предрассудков, а другие нередко сами принимают участие в их создании. По мнению многих психологов, в появлении межнациональных конфликтов чаще всего виноваты взрослые. Например, неосторожно произнесённая одним их родителей фраза: «Понаехали тут всякие…», способна не просто спровоцировать ребёнка на жестокость, но и стать для него оправданием своих действий на подсознательном уровне. Мы можем не придавать значения подобным словам, но дети хорошо усваивают их смысл.
Все эти факторы натолкнули меня на создание блока, задачей которого было бы воспитание толерантности у подрастающего поколения, патриотизма и гражданственности; уважению воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем.
Мою группу посещают дети разных народов и национальностей. Конечно, невозможно знать обычаи, традиции, языки всех народов. Что же нам делать? Надо общаться, играть, читать, рассказывать о традициях своей семьи, своего народа. Узнавать о других нациях как можно больше, дружить, ходить друг к
другу в гости, соблюдая культуру межнационального общения.
В перспективное планирование по блоку «Народное братство дороже всякого богатства» я включила темы, которые знакомят детей с традициями и бытом людей других национальностей, с их народными праздниками и обычаями, с изделиями народно – прикладного искусства, с народным творчеством, музыкой и фольклором. В процессе ознакомления детей с культурой населения Кубани, ребята учились находить сходства и различия, делать выводы; знакомились с национальными блюдами, с историями возникновений имен и фамилий разных национальностей, народными инструментами, играми, обрядами и т.д.
Для эффективной реализации программы дополнительного образования в детском саду были созданы уголки:
- ряженья (народные костюмы, наряды с элементами народного творчества)
- театрализованные уголки (атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России)
- музыкальные (музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен, шелеста листьев, плеска воды, пения птиц)
- физкультурные (атрибуты для подвижных игр, как народных, так и военных)
- уголки патриотического воспитания
- центр краеведения, где представлены куклы в национальных костюмах, образцы национальных орнаментов, портреты знаменитых людей.
Были разработаны дидактические игры и созданы дидактические папки,
картотека игр народов Краснодарского края, альбом на тему: «Моя семья» (где мы записывали детские рассказы об интересных традициях в семье).
При создании предметно-игровой среды соблюдались санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.
Нельзя не отметить роль родителей в создании предметно – игровой среды. Они принимали и принимают самое активное участие в реализации авторской программы «Юный краевед», помогли в оборудовании центра краеведения. В нем было собрано много информации по истории родного края. В рамках программы «Юный краевед», собрали огромную информацию о прабабушках и прадедушках наших воспитанников. Ценную информацию собирали по крупицам и мы, и родители. В итоге была создана «Книга памяти», чтобы наше подрастающее поколение училось уважать героическое прошлое нашей Родины, знало свою историю и училось ценить мир. Творчески подошли родители и к созданию театрализованного уголка: связали пальчиковый театр, нарисовали персонажей сказок. Также была проделана огромная работа по созданию демонстрационного и дидактического материала.
Веками народы, живущие на Кубани, разговаривали на разных языках и наречиях. Одну и ту же мелодию пели на разные слова. Но язык не враждует с языком. Горы и море объединяют, когда люди обретают общий язык. Русский язык стал золотой цепочкой, которая соединяет все народы. А культуры разных народов, как звонкие ручейки, соединяясь в полноводную реку, обогащают друг друга и нашу Кубань. Ведь любовь и дружба творят чудеса. И только мы сможем сделать нашу Россию красивой и благодатной.
|