Воспитатель: 1 квалификационной категории Коннова Н.М.
МАДОУ «Ивушка г. Балашов
Почти вся патология в детском возрасте обусловлена теми или иными факторами (причинами), которые действовали до начала развития речи. Исключения представляют афазические расстройства, которые в раннем возрасте встречаются редко. Поэтому ребенка с любой формой поражения речевой функции, независимо от того, захватывает поражение центральные механизмы речи (например при алалии), или только периферические (например, при ринолалии) или то и другое сочетаются между собой, ему предстоит овладеть родным языком сначала как средством общения, а затем- как средством мышления. Для этого предстоит пройти сложный путь усвоения языка как системы, в которой все ее составные части и элементы (слова, морфы, фонемы и т.п.) находятся в закономерных отношениях
Коррекционная работа в группах с ФФНР построена на принципах общей и специальной педагогики, но и имеет и свои особенности.
В работе нашего педагогического коллектива логопедической группы МАДОУ «Ивушка» удачно апробирована организационно- ролевая структура, включающая базовый компонент, закрепляющий (прямой и опосредованный подход) и активизирующий.
Например, для создания условий, стимулирующих развитие импрессивной речи детей, накопление активного и пассивного словаря, умение строить предложения старшими дошкольниками мы используем следующие формы занятий:
- Формирование занятия логопеда — базовый компонент.
- Специальные занятия воспитателей – закрепляющий (опосредованный подход) компонент.
- Игровые занятия воспитателей – закрепляющий (опосредованный подход) компонент.
- Музыкальные и физкультурные занятия – закрепляющий (опосредованный подход) компонент.
- Психологические тренировки – активизирующий компонент.
Главной задачей специального обучения дошкольников, по нашему мнению, является оптимизация процесса овладения ими навыками речевой практики. Ее решение предполагает развитие у детей понимания речи окружающих, накопление речевых средств (постепенное увеличение словарного запаса, а также уточнение и развитие значений слов, грамматических форм), усвоение различных форм общения (диалогической, монологической, ситуативно – контекстной речи).
Развивая обучение на основе речи, мы решаем одновременно две задачи: развиваем у детей понимание речи и формируем у них навыки активного использования ее в коммуникативных целях. При этом развитие пассивной речи, т.е. понимание, опережает становление активной речи, «ведет за собой» ее развитие.
Для развития у ребенка понимания речи требуется:
- Взаимодействие ребенка с объектами: другими лицами, предметами, а также с самим собой как объектами: ручками, ножками, одеждой.
- Выполнение словесных поручений взрослого: выполняя поручение, ребенка может уделить внимание любому лицу или предмету и овладеть его назначением.
- Понимание речи как акт общения, ее активное восприятие и ответ.
Инициатива такого общения всегда исходит от взрослого. Однако не следует считать, что ребенок в процессе общения пассивен – наоборот, восприятие речи является активным процессом. У детей с недоразвитием речи знания об окружающем мире и предметах оказываются обедненными, поверхностными, а часто и вовсе отсутствуют, поскольку они плохо понимают речь окружающих. Поэтому развитию понимания речи придается особое значение на протяжении всего обучения.
Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка. Развитие лексики проводим в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значений слов, расширение семантики слова. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения. Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы.
Развитие речи ведем по определенным направлениям.
- Уточнение и расширение словаря по теме.
- Работа над грамматическими категориями:
А) работа над формой существительного единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах;
Б)упражнения в практическом употреблении уменьшительно- ласкательных форм существительных, образованных от названий предметов и относительных прилагательных;
В) отработка словосочетаний; согласование прилагательных с существительными;
Г) образование относительных прилагательных в творительном падеже.
- Работа над связанной речью:
А) придумывание загадок с использованием обогащающих речь слов и словосочетаний;
Б) составление рассказов- сравнений;
В) заучивание загадок, стихов по теме.
|