Васильева Наталья Николаевна. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи

Традиционными направлениями в системе работы по ус­транению речевых нарушений и у дошкольников, и де­тей школьного возраста является формирование простран­ственного восприятий и пространственных представлений, а также временных ориентировок.

Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и пере­мещения предметов относительно друг друга и собствен­ного тела. Они играют значительную роль во взаимодей­ствии человека с окружающей средой и служат необхо­димым условием ориентировки в ней.

Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времен года, смену поколений.

Как отмечал П.Ф. Лесгафт, каждая сознательная ра­бота требует серьезного понимания соотношений простран­ства и времени и умения справляться с ними. Недоста­точная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет ска­зываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников — на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научить­ся взаимно трансформировать пространственную после­довательность — графических знаков и временную — звуковых комплексов. Таким образом, временной и про­странственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены

Дети, у которых не сформиро­ваны пространственные представ­ления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, лю­дей и животных («над», «под»). Дошкольники, а иногда и млад­шие школьники затрудняются в дифференциации предлогов «к— у», «в—на» («к дому — у дома», «в столе — на столе»). Нередко они смешивают предлоги «пе­ред— после — за». Например: «Шкаф стоит после стула» вме­сто «Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы».

 

Дошкольники испытывают трудности при использовании при­лагательных «широкий — узкий», «толстый — тонкий». Они заме­няются обозначениями «боль­шой» или «маленький» («широкая река — большая река», «тонкий стебелек — маленький стебелек»). Часто у них наблюдается запаз­дывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут по­явиться сложности при ориенти­ровке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматиз­ма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количе­ства строчек или клеточек, вы­деление красной строки, соблю­дение полей письма в два-три столбика, равномерное заполне­ние тетрадного листа текстом).

Закономерные на ранних эта­пах обучения грамоте ошибки (зеркальное написание букв), в норме исчезающие по мере фор­мирования навыка письма, ока­зываются у таких детей достаточ­но стойкими.

Дети с проблемами в усвоении временных представлений испы­тывают сложности при обозначе­нии основных единиц времени и периодов человеческого возраста. При этом, если слова называют категории, существенно различа­ющиеся по внешним признакам («зима — лето», «день — ночь»), ошибок не допускается. Но, если различия не столь ярко выраже­ны («весна — осень», «вечер — утро»), возникают значительные затруднения. Проблемы появля­ются при различении сходных в понимании детей описаний («пти­цы прилетают — птицы улета­ют», «листья опадают — листья прорастают», «день прибывает — день убывает», «солнце всходит — солнце заходит»). Это связано со сложностями выделения в струк­туре слова и дифференциации приставок, имеющих простран­ственное значение. Детям стано­вится не понятно, например, куда полетели птицы. Ясно лишь то, что они перемещаются.

Даже ученики средней школы испытывают трудности при назы­вании месяцев и соотнесении их с соответствующим временем года. Так, пятиклассник Кирилл С., убежденный, что зимних ме­сяцев в календаре четыре, при­числяет к ним и ноябрь.

Не меньше сложностей вызы­вает формирование навыка опре­деления времени по механическим часам. Причем даже серьез­ное внимание к проблеме зача­стую долго не позволяет автома­тизировать приобретенный навык. Достаточно распространены и у дошкольников, и у школьников ошибки при определении и соот­несении возраста и ролей в семье. Трудности вызывает образование отчества от имени отца или дедуш­ки. Так, типичным ошибочным ответом на просьбу представить­ся полным именем будет вариант «Саша Димович» или «Витя Лешевич». И, безусловно, нас не мог оставить равнодушными ответ тре­тьеклассницы Сони Д. На просьбу назвать полное имя мамы, девоч­ка, надолго задумавшись, наконец сказала: «Клава... А может, и не Клава...»

Недостаточно развитая ориен­тировка во времени, в дошколь­ном возрасте проявлявшаяся в ошибках грамматического офор­мления устной речи, в школе вы­льется при письме в выраженные аграмматизмы. Сюда относится и различение настоящего, прошед­шего и будущего времени глаго­ла («Иду я вчера. Иду я сегодня. Иду я завтра»), и употребление глагола совершенного и несовер­шенного вида («Я делал домаш­нюю работу — Я сделал домаш­нюю работу»).

 

Методические рекомендации

 

Развитие и уточнение пространственных представлений

 

1. Дифференциация правой и левой частей тела (руки, ноги, глаза, уши). Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепля­ются в словаре («голень», «бедро» «щиколотка», «запястье», «сто­па», «кисть», «плечо» и т.д.).

 

Задания и упражнения

•   Поднять правую руку, левую руку.

•   Показать, где у педагога пра­вая, левая рука.

•   Назвать предметы, которые расположены справа, слева.

•   Пробы Хеда.

 

Наглядный вариант

Ребенку предлагается воспроиз­вести движения, выполняемые ло­гопедом, сидящим напротив: кос­нуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д. Зада­ние требует мысленной простран­ственной переориентировки для преодоления тенденции к зеркаль­ному воспроизведению. Ошибки возникают не только при наруше­нии пространственного праксиса, но и при снижении психической активности детей.

Речевой вариант

В этом случае работают над простой ориентировкой: поднять левую руку, показать правый глаз, левую ногу. Если задание выполнено, то переходят к сле­дующему, если нет — прекраща­ют занятие.

 

2. Ориентировка в окружаю­щем пространстве. При этом учи­тывается, что ориентировка в го­ризонтальных направлениях («сзади — спереди», «вперед — назад») страдает больше, чем в вертикальных («вверху — внизу», «сверху — снизу», «над — под»). Наиболее яркой отличительной особенностью детей с ОНР явля­ется неспособность овладеть по­нятиями «слева — справа», «ле­вый — правый», «лево — право».

А.Н. Корнев связывает это с тем, что среди всех речевых обо­значений направлений простран­ства весьма отвлеченные понятия «левое» и «правое» имеют наи­меньшее чувственное подкрепле­ние. В отличие от них, понятия «впереди — позади» подкрепля­ются ощущением различий вент­ральной (брюшной) и дорзальной (спинной) частей тела, а «верх — низ» — отноше­ниями к вертикальной оси «голо­ва — ноги». Подобная абстракт­ность значительно затрудняет усво­ение данных словесных категорий в онтогенезе.

 

Задания и упражнения

  • · Положить ручку справа от тет­ради; положить карандаш сле­ва от книги; сказать, где нахо­дится ручка по отношению к книге и карандаш по отноше­нию к тетради — слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трех предметов: положить книгу перед собой, слева от нее поместить каран­даш, справа — ручку.
  • · Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева.
  • · На демонстрационном полотне расположить соответствующие картинки слева и справа от за­данного предмета.
  • · Сидя за столом, определить его правый и левый края.
  • · Определить место соседа по от­ношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей ру­кой; определить свое место по отношению к соседу, ориенти­руясь на его руку.
  • · Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из партнеров определяет сначала у себя, затем у това­рища правую руку, левую ногу и т.д., затем они меняются ро­лями.
  • · Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз. Определить левый и пра­вый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
  • · Определить, след какой ноги (правой или левой) отпечатан на песке.
  • · Назвать последовательность расположения цветов радуги. В случае затруднения можно воспользоваться подсказкой («Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»).
  • · Последовательность числового ряда на примере первого десят­ка (1 2 3 4 5 6 7 8 9):

— назвать первое число спра­ва, слева. Какое из них больше? Определить, в каком направлении возрастают числа в ряду;

— прочитайте ряд в обратном порядке (справа налево). Опреде­лить, как изменяется величина чисел в этом направлении (умень­шается);

— показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседей числа 4 справа, сравнить их по величине;

— показать соседа слева;

— показать соседа справа;

— вернуть число на место (1 3 2 и т.д.).

 

3. Определение пространствен­ных соотношений элементов гра­фических изображений и букв. На данном этапе развивается зри­тельное восприятие простран­ственного расположения предме­тов и их компонентов.

 

Задания и упражнения

  • · Написать называемые геомет­рические фигуры (впослед­ствии — буквы) справа или слева от вертикальной линии.
  • · Определить пространственное расположение рисунков на кар­тинке относительно друг друга.

Кто находится в центре рисунка? (Бабочка.)

Что находится в правом верхнем углу? (Туча.)

Что находится слева от бабочки? (Ромашка, птица.)

Где находится дом по отношению к бабочке? (Внизу слева.)

Где находится туча по отношению к бабочке, собаке, птице? (Наверху справа, над собакой, справа.)

Кто находится в правом нижнем углу? (Собака.)

  • · Дорисовать правое ухо. Дори­совать левое ухо.

 

  • ·
  • Дорисовать левую бровь и пра­вый глаз. Дорисовать правое ухо и левый глаз.

  •  

 

Развитие и уточнение временных представлений

 

При работе над развитием вре­менных представлений рассматри­ваются следующие вопросы: сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье.

1. Уточнение понятий об ос­новных единицах времени (час­ти суток, времена года, месяцы, год); наблюдение и определение последовательности и закономер­ности каких-либо действий и со­бытий («после», «перед», «сей­час», «потом» и т.д.).

 

Задания и упражнения

НЕДЕЛЯ

Логопед объясняет, что дни недели называются сейчас так же, как и в старину на Руси. Только «воскресенье» называлось тогда «неделя», «день недель­ный», отсюда и распространилось это название на весь семидневный отрезок времени. А «суббота» пришла к нам из стран Древнего Востока.

  • · Назвать пять дней недели без дат.

Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

  • · Запомнить по порядку назва­ния дней недели. Записать их и сосчитать, сколько получи­лось. Ответить, о чем говорят названия: «вторник», «чет­верг», «пятница»; «среда», «понедельник»; «суббота», «воскресенье».
  • · Вставить пропущенные циф­ры.

1 — понедельник, ___ — втор­ник, ____ — среда, 4 — четверг, ___ — пятница, __ — суббота, 7 — воскресенье.

  • · Закончить предложения.

Если сегодня понедельник, то зав­тра будет... Если сегодня четверг, то завтра будет... Если сегодня суббота, то завтра будет ... Если сегодня пят­ница, то вчера была... Если сегодня вторник, то вчера был... Если сегодня воскресенье, то вчера была...

  • · Вставить в предложения про­пущенные слова.

Золушка шила платье с понедель­ника по среду. Значит, она работала... дня.

Буратино и Пьеро выступали в те­атре с четверга по воскресенье. Зна­чит, они выступали... дня.

Незнайка пошел в поход и шел че­тыре дня. Вышел он во вторник, а за­кончил свой поход в...

Чиполлино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в...

Наф-Наф строил дом. С понедель­ника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня он сделал крышу.

Сколько дней Наф-Наф возво­дил стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней строился дом?

  • · Прослушать стихотворения и ответить на вопросы.

Сколько всего недель растет и спеет рожь? А месяцев? Сколько нужно ждать недель, чтобы лен посеял семя? А месяцев?

Рожь две недели зеленится.

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает.

Лен четыре недели растет,

Две недели цветет,

Четыре спеет,

А уж потом семя посеет.

  • · Прочитать стихотворение и от­ветить на вопросы.

В какой день Муха купалась в клубничном варенье? Как на­зывается день, который следует за воскресеньем? Что сделала Муха в этот день? Что она дела­ла на следующий день? Как он называется? После того как Муха искупалась в томатной под­ливке, где она купалась на сле­дующий день? Почему этот день называется «среда»? Как назы­ваются четвертый и пятый дни недели? Назвать все дни недели по порядку начиная с понедель­ника; с воскресенья. Какие дни мы называем выходными? Поче­му?

Жила-была Муха-чистюха.

Всё время купалась Муха.

Купалась она в воскресенье

В отличном клубничном варенье.

В понедельник — в вишневой наливке.

Во вторник — в томатной подливке.

В среду — в лимонном желе.

В четверг — в киселе и смоле.

В пятницу — в простокваше,

В компоте и в манной каше...

В субботу, помывшись в чернилах,

Сказала: «Я больше не в силах!

Ужжасно - жужжасно устала,

Но, кажется, чище не стала».

Я. Бжехва

  • · Вычислить день недели.

Если к вчерашнему дню прибавить еще четыре, то наступили бы выход­ные, а если от завтрашнего отнять два дня, то выходные еще бы не кончились.

  • · Задание «Шифровальщик».

Логопед предлагает детям представить, что они разведчики и им необходимо передавать и принимать сообщения центра так, чтобы враги не догадались об их содержании. Нужно зашифровать и расшифровать информацию с учетом того, что буква соответ­ствует цифре в строке-шифре.

А О П Н Е С  Р Д  В Л  Я  И   Т   Ь   Ц   К

1  2  3  4 5  6  7  8  9 10 11 12 13  14  15 16

Понедельник — _______

Неделя — _______

Воскресенье — _______

91327412—_______

67581 —

3 11 134 12 15 1

 

МЕСЯЦЫ

  • · Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и других рядах, дик­туемых логопедом с намеренной перестановкой или пропуском.
  • · Прослушав текст, догадаться, о каких месяцах в нем говорится.

Наступила жара. Под каблуками плавится асфальт. Горожане спешат в ближайшие пригороды, к водоемам, к спасительному свежему воздуху. Это время называют макушкой лета.

Кончается лето. Трава стала пыль­ной. Деревья еще зеленые, но нет-нет и проглянет желтый или красный куст.

  • · Прочитать текст о названиях каждого месяца. Ответить, как образовались все эти названия. Разделить их на группы (обра­зованные от имени; от числа). Записать их в таблицу и опре­делить, какой месяц туда не вошел.

Январь. В старину на Руси январь называли «сечень»: он как бы рассе­кает, или делит, зиму на две полови­ны. Январем этот месяц стал у древ­них римлян по имени Януса — бога всякого начала. Они изображали Яну­са как человека с двумя лицами. Одно — старое — было обращено в прошлое, а другое — молодое — в бу­дущее. В новогодний праздник никто не должен был ссориться, драться, кричать, чтобы не вызвать гнева Яну­са, который, рассердившись, мог по­слать людям плохой год.

Февраль. Слово «февраль» латин­ское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэто­му в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на кото­ром проводился обряд очищения и жертвоприношения богу Фебрусу. От его имени и произошло название месяца. Древнерусское название февраля — «лютый», поскольку тогда выпадает много снега, стоят крепкие морозы.

Март. В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и по­свящался Марсу, покровителю полей и стад. В честь этого бога его так и назвали.

Апрель. Родина слова «апрель» — Древний Рим. Оно означает «теплый, солнечный». Наши предки в древние времена называли этот месяц «цве­тень».

Почему второй месяц весны в старину называли «цветнем»?

Май. Пятый месяц года и последний весны называется «маем» от собствен­ного имени Майя. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.

Июнь. Первый летний месяц, месяц наиболее продолжительного дня и самой короткой ночи называется «июнем». В народе говорят: «В июне солнце пово­рачивает на зиму а лето— на жару». В июне созревают первые ягоды, на по­лях и лугах начинают цвести травы. Назвали июнь по имени древнерим­ской богини Юноны. Римляне верили, что Юнона дарует людям дождь и уро­жай, успех и победу. Ее считали боги­ней плодородия.

Июль. Назван июль в честь выда­ющегося римского полководца, поли­тического деятеля и писателя Гая Юлия Цезаря.

Август. Название «август» проис­ходит от древнеримского слова «аугу-стус», что означает «величествен­ный». Это было имя одного из импе­раторов Древнего Рима. А наши предки называли август «серпнем».

Почему восьмой месяц года называли на Руси «серпнем»?

Сентябрь. Название первого меся­ца осени — «сентябрь» произошло от латинского слова «сэптэмбэр», которое означает «седьмой». Новый год у древ­них римлян начинался 1 марта, поэто­му сентябрь был седьмым месяцем.

А какой сентябрь по счету у нас?

Октябрь. Десятый месяц в году — октябрь. Слово «октябрь» состоит в родстве со словами «октава», «октет». Все они образованы от латинского «окто», что значит «восемь». Почему же десятый месяц назвали «октяб­рем»? Ошибки здесь нет. Как вы уже знаете, в Древнем Риме год начинал­ся 1 марта и октябрь был тогда дей­ствительно восьмым.

Ноябрь. Последний месяц осени ноябрь получил свое название от ла­тинского слова «новем», что значит «девять».

Почему одиннадцатый месяц года назван девятым?

Декабрь. Слово «декабрь» род­ственно слову «дециметр». Оба они образованы от латинского «децем», что значит «десять». Дециметр — де­сятая часть метра, а декабрь был у древних римлян десятым месяцем. Название это сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым, последним в году. В старину на Руси декабрь называли «студень»: в этом месяце начиналась зима, приходила стужа, становилось студено. «Стужа», «стынуть», «засты­вать» и «студень» — однокоренные слова.

  • · Распределить старославянские названия месяцев между современными их названиями. И ответить, что помогло сде­лать выбор.

Зимобор, густоед, сечень, полузим­ник, зоревник, зажги снега, стужайло, разносол, ревун, хлеборост, страдник, протальник, бездорожник, ворота зимы, лютый, сухий, листопад, грудень, студень, заиграй-овражки, серпень, вьюговей, грязник, свадебник, травник, студный, вересень, просинец,

перелом зимы, позимник, березозол, липец, листогной, снегогон, травень, листопадник, скопидом, сенозарник, цветень, золотое лето, макушка лета, жнивень, хмурень, перезимье, снежень, бокогрей.

Январь — _____________

Февраль — ____________

Март — _______________

Апрель — ______________

Май —_________________

Июнь —________________

Июль —________________

Август — ______________

Сентябрь — ____________

Октябрь — _____________

Ноябрь — ______________

Декабрь — _____________

 

 

Васильева Наталья

Учитель-логопед МДОУ "Детский сад №247" комбинированного вида.
Педагогический стаж - 18 лет.
Высшая квалификационная категория.

 

 

Просмотров: 546
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Гетманец Светлана Михайловна. Картотека прогулок 'ВРЕМЕНА ГОДА' на сентябрь месяц для детей дошкольного возраста (средней группы)
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Логинова Наталья Михайловна. Отчет о проделанной работе за две недели «Рождественские приключения группы №3» (праздник-развлечение)
  • Редактор. Cценарий дня рождения ребенка 4 лет «Четыре времени года»
  • Редактор. Что подарить на день рождения 4 года
  • Редактор. Что подарить на день рождения 2 года
  • Редактор. Что подарить на день рождения 3 года
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Любовь Вячеславовна Зотова. Развитие временных представлений у дошкольников 4-5 лет.Формирование знаний о последовательности частей суток.
  • Бабкова Светлана Сергеевна. План тематической недели «Так начиналась Победа»
  • Колтышова Татьяна Владимировна. Календарное планирование воспитательно - образовательной работы на сентябрь месяц в первой младшей группе
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Хохуля Татьяна Константиновна. Если ребёнку четыре года
  • Авдеенко Кирилл. Важное совещание, или Что подарить мамам
  • Драган Надежда Александровна. Календарно-тематическое планирование подготовительной группы на ноябрь месяц
  • Зерцова Юлия Николаевна. Трудности в обучении современных детей. Почему? И что делать?
  • Ольга Александровна Васильева. Сценарие праздника 8 марта «Если был бы я девчонкой!?»
  • Писарева Людмила Викторовна. Комплексно — тематическое планирование в старшей группе по ФГОС Тема недели: «В мире все так интересно!» (экскурсии, наблюдения, экспериментирования с природными объектами (воздух, песок, вода), экспериментирование с предметам
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Главный Редактор. Суп из топора... или, если в доме шаром покати



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь